Автор: Наиля БАННАЕВА Баку
Отсутствие права на труд (звучит несколько двусмысленно, но ведь речь - не о домашней работе) тяжелым бременем веками сопровождало женскую судьбу. Любая женщина, лишившись кормильца, обычно была обречена если не на нищету, то на ужасающую зависимость от других людей. Позапрошлое столетие, начавшее ломать многие стереотипы человечества, внесло свою лепту и в этот наболевший вопрос. Бои шли на всех фронтах - от политики до моды. Суфражистки ратовали за избирательное право для женщин. Всего лишь за одно право из тех человеческих прав, что традиционно считались чисто мужскими, а сколько споров в обществе это вызвало!
Права для женщины
С чего начался нынешний этап завоевания женщинами своих законных прав, четко и ясно лучше, пожалуй, и не скажешь, говорится в разделе "Права женщин" методического пособия для учителей "Обучение правам человека", изданного Норвежским советом по беженцам в 2003 году и утвержденного Минобразования Азербайджанской Республики: "В момент основания ООН в 1945 году борьба за гендерное равенство, предполагающее ликвидацию неравенства в социальных отношениях, основанного на биологическом различии полов, находилась в начальной стадии. Только в 30 из 51 страны - первых членах ООН - женщинам обеспечивались избирательные права, равные с мужчинами, и разрешалось занимать государственные посты. Поэтому составители устава ООН специально предусмотрели "равные права мужчин и женщин"…
Однако со временем становилось все более очевидным, что равенства прав, закрепленного в документах ООН и в национальных конституциях, недостаточно для реального равенства между мужчиной и женщиной в обществе. Во многих странах до сих пор актуальными являются такие проблемы, как более низкая зарплата женщин за равноценную с мужчинами работу, высокий уровень неграмотности среди женщин и ограниченный доступ к медицинскому обслуживанию, а также дискриминация, которой подвергаются женщины на рынке труда, торговля женщинами, насилие в отношении женщин и др.
В 1975 году ООН объявила о наступлении "десятилетия женщин", а 18 декабря 1979 года Генеральная Ассамблея ООН одобрила конвенцию "О ликвидации всех видов дискриминации в отношении женщин", состоящую из 30 статей. Ее еще называют "Женской конвенцией". Этот документ охватил все проблемные сферы гендерного вопроса. Мы же ограничимся лишь одним аспектом темы - "труд и гендер", тем более что именно экономическая самостоятельность - залог независимости женщины.
Диплом - не гарантия равноправия
Существует расхожее мнение, что одна из гарантий защиты любого человека (независимо мужчины или женщины) от безработицы - получение им образования, особенно высшего. Однако суровая цифирь официальных сводок равные шансы полов в этом вопросе не подтверждает. На примере Азербайджана это видно особенно ярко, потому что с женским образованием у нас, слава Богу, особых проблем нет. По данным Госкомстата, разница в показателях уровня образования между мужчинами и женщинами ничтожна - соответственно 934 и 922 на каждую тысячу жителей страны. Да и сами эти показатели очень высоки: 926 горожан и 890 - сельских жителей на каждую тысячу граждан (согласно переписи населения 1999 года).
И все же женщин среди безработных больше! Согласно данным, полученным при обзоре рынка труда в стране по методологии Международной организации труда (МОТ) при финансовой поддержке ПРООН, в Азербайджане общий уровень безработицы составляет 10,7%. Среди женщин - 21,3%, среди мужчин - 19,9%. Еще более жесткими выглядят данные Госкомстата. По ним мужчины в стране превосходят женщин по уровню экономической активности (75,6% против 51,1%) и занятости (соответственно 68,4% и 44,9%). Разницу в цифрах нельзя оправдать даже наиболее естественной причиной, в первую очередь приходящей на ум, - демографическим дисбалансом, ибо в настоящее время наша страна его не испытывает. По данным 2003 года, женщин в Азербайджане всего на 1,8% больше, чем мужчин. Значит, проблема в косных культурных нормах и устаревших стереотипах.
Кстати, если честно, то с образованием для женщин у нас все хорошо лишь на базовом уровне, то есть на уровне законченного среднего специального или высшего образования. В научной же деятельности, по данным МОТ, разрыв уже чуть более заметный: соотношение сотрудников женского и мужского пола составляет 47,4% и 52,6% соответственно. Это в целом. Если же брать конкретно докторов наук (МОТ провела и такое исследование), то налицо гендерный дисбаланс: женщин среди специалистов такого уровня всего 10,7%.
Отчего такая разница? Видимо, причина в том, что примерно с середины прошлого века диплом в Азербайджане стал считаться, можно сказать, обязательной частью приданого, и не только для горожанок, но и жительниц глубинки. Этот выверт менталитета, с одной стороны, вызвал долгосрочный всплеск взяточничества в вузах и ссузах, а с другой - дал многим женщинам шанс получить хорошее образование и сделать карьеру. Иное дело, что, выйдя замуж, далеко не все использовали свой диплом, а те, кто им воспользовался, не всегда имели желание и возможность посвятить себя научной работе, а тем более - получить степень.
Сейчас, так сказать, ветер подул с другой стороны, и нельзя сказать, что с лучшей. В последние годы мы вновь начали сталкиваться с позабытой было практикой ранних браков, особенно в сельской местности. Это, безусловно, ударит по высшему и среднему специальному женскому образованию, и десяток-другой лет спустя статистика гендерного баланса по стране в этой сфере будет явно более чем удручающей. Зато наверняка выравняются цифры, отражающие соотношение мужчин и женщин среди специалистов с высокой квалификацией, в том числе и с научными степенями. Ведь героини наших дней - карьеристки-бизнесвумен вынуждены постоянно совершенствоваться, чтобы выдерживать огромную конкуренцию со стороны мужчин (и надо отметить, что они ее с честью выдерживают!).
"Стеклянный потолок" и другие препоны
Гендерный вопрос является приоритетным как в целом для ООН, так и для МОТ, которая занимается вопросами трудовых отношений, заработной платы, условий труда, социальной защиты как мужчин, так и женщин.
В 2002 году офис МОТ открылся и у нас. На сегодняшний день Азербайджан ратифицировал более 50 конвенций МОТ - почти столько же, сколько, например, Бельгия или Франция (для сравнения: Грузия ратифицировала 16 конвенций, Армения - 13).
Каждая женщина, добившаяся высокого служебного положения, - своеобразная живая реклама соблюдения статьи 10 "Женской конвенции", где указывается, что "женщины имеют равные с мужчинами права на образование, продвижение по работе". Конечно, назначение на должность не всегда бывает адекватным. В высокое начальственное кресло вполне может сесть и какая-нибудь протежированная "самодура". Но разве среди мужчин нет аналогичных случаев? Так что и здесь соблюдается определенное равенство прав…
Став начальницей, женщина, скорее всего, будет продвигать себе в замы тоже женщин. Уже хотя бы потому, что в мужчинах будет чувствовать неистребимое предубеждение или, того хуже, снисходительность. Эти стереотипы живы до сих пор. И самым грустным их проявлением является так называемый "стеклянный потолок", то есть незримый тормоз, не позволяющий женщинам пробиваться к самым главным постам в организациях и вынуждающий их "застревать" максимум на замовских постах. И чем крупнее организация или предприятие, тем сложнее женщине вообще продвинуться наверх.
Надо сказать, что проблема эта не только Азербайджана или постсоветского пространства вообще. Да, по данным МОТ, доля женщин в управлении за последние 10 лет по всему миру выросла вдвое, достигнув 28-30%. Но это не за счет высших руководящих постов и не в стратегических секторах экономики. А в управленческом аппарате крупнейших мировых корпораций доля женщин и поныне составляет всего 1-3%…
Другие важные аспекты проблемы "труд и гендер" - равенство оплаты труда и охрана материнства. Статья 11 конвенции "O ликвидации всех видов дискриминации в отношении женщин" гласит: "Женщины имеют право на равное вознаграждение за равный с мужчинами труд, а также право на оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком. Запрещается увольнение женщин по причине замужества или материнства". Кроме того, по правилам МОТ, в соответствии с национальным законодательством женщине в связи с таким отпуском выплачивается обязательное денежное пособие (в размере не менее 2/3 от суммы предыдущих доходов) "из фондов обязательного социального страхования или из общественных фондов, либо в соответствии с порядком, определяемым национальным законодательством" (ст. 6, п. 8).
Дискриминационная система оплаты - бич не только стран третьего мира, но и вполне преуспевающих. В среднем по планете, согласно официальной статистике, женщинам (они, между прочим, составляют сейчас 70% беднейшего населения мира) за равный с мужчинами труд платят на треть меньше, чем мужчинам. По оценкам некоторых независимых экспертов, это различие достигает 50%, то есть женщины получают вдвое меньше. По данным МОТ, из стран СНГ в печальную мировую тройку лидеров в этом отношении входит только Россия. Там различие по гендерному признаку в оплате одного и того же вида труда достигает 64,2%. Ну а пальму первенства в массовом обдуривании трудящихся женщин делят Япония и Корея, где вышеназванный показатель равен 65,5%. Где же хорошо? Как оказалось, в Норвегии, Швеции и Австралии - там различий в оплате между сотрудниками разного пола практически не делают.
Теперь по поводу всего остального. Охрана материнства включает в себя отпуск по беременности и родам, охрану здоровья, денежные пособия и медицинскую помощь, сохранение рабочего места и недопущение дискриминации. Сколько должен длиться отпуск по беременности и родам? Согласно Конвенции №183 - не менее 14 недель (из них 6 недель - после родов). Из 156 стран, в которых проводилось исследование МОТ, данный стандарт строго соблюдается лишь в 18% из них. Ровно четверть стран - 39 даже вышли за рамки этого правила и установили отпуск такого рода объемом в 15 и более недель, зато в 21% стран отпуск по беременности и родам менее 12 недель.
В настоящее время в Азербайджане оплачиваемый отпуск по беременности и родам составляет 10 недель до родов и 8 - после. Пособие по беременности и родам, независимо от числа реально используемых до родов дней, выплачивается за все суммированное время отпуска и выдается органами Государственного фонда социальной защиты населения.
В 2004 году Милли меджлис Азербайджана ратифицировал пересмотренную Европейскую социальную хартию. Присоединение к этому документу было необходимым обязательством Азербайджана перед Советом Европы. В отношении соблюдения прав женщин на охрану материнства Трудовой кодекс (ТК) АР полностью соответствует статье 8 хартии "Право работающих женщин на охрану материнства". В частности, ТК сохранил гарантии защиты от увольнения беременной женщины, т.е. женщины получают гарантию сохранения рабочего места до наступления этого отпуска и право на пособие.
Но, как говорится, гладко было на бумаге… В реальной жизни эти правила у нас то и дело нарушаются, особенно в частных компаниях. И уж само собой, нам пока еще очень и очень далеко до многих пока непривычных, почти экзотических евростандартов по охране материнства. Таких, скажем, как отпуск для отцов по случаю рождения ребенка - на срок от 2 до 25 дней (в Аргентине, например, новоиспеченным папашам предоставляют 2 дня, в Швеции - 10, в Великобритании - 14). Или создание на предприятиях графика работы, учитывающего интересы семьи путем сбалансированного совмещения служебных и семейных обязанностей (в Венгрии и Австралии для лучших из таких предприятий учреждены особые призы). Какая уж там экзотика! Нам хотя бы просто обеспечить своих мадонн достойными окладами. Чтобы они не забывали, что защита материнства - не проблема женщин. Это ответственность правительства, профсоюзов, работодателей, общества в целом. Более того, в Азербайджане над женщинами, находящимися в декретном отпуске, висит дамоклов меч увольнения, хотя это противоречит действующему законодательству.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: