Автор: Наиля Баннаева Баку
Азербайджан, расположенный на стыке цивилизаций, всегда был уникальным "котлом", где переваривались культуры и конфессии. А "бульоном", в котором они варятся, служит такое замечательное качество азербайджанского народа, как толерантность. Сюда, на эту землю, были занесены и прочно прижились на ней ислам, христианство и иудаизм. Но это дела давно минувших дней. Между тем относительно недавно, в середине XIX века (в масштабах истории - буквально вчера), по соседству с Азербайджаном, в Иране, возникла новая религия - бахаи. О ней у нас до сих пор не все знают, хотя по распространенности в мире она уступает лишь христианству, насчитывает более 6 млн. верующих, проживающих в 235 странах мира и принадлежащих к 2112 нациям и народностям.
Бакинский памятник Тахире
Центральной идеей веры бахаи является единство Бога, единство религий и единство человечества. Среди ее принципов - признание равенства всех людей, гармоничное развитие религии и науки, необходимость единого международного вспомогательного языка, создания всемирной федерации народов. Есть среди этих принципов и такой, как невмешательство в политику, однако на заре возникновения веры бахаи это не спасало ее приверженцев от гнева власть имущих...
Основоположником этой религии является иранец Баб - харизматическая личность, вдохновенный проповедник, казненный в 1850 году шахом Мохаммедом Каджаром. Тогда же мученическую смерть приняли тысячи последователей новой религии. Кстати, в числе первого десятка приверженцев этой веры была азербайджанка, поэтесса Тахира. Поскольку вера бахаи предполагает, помимо всего прочего, равенство мужчин и женщин, Тахира перестала носить чадру. И за свое свободомыслие она поплатилась жизнью. Спустя 70 лет, при советской власти, сбрасывание чадры приняло массовый характер. Возле станции метро "Низами" в Баку во второй половине прошлого века был установлен памятник "Освобожденной азербайджанке". Он символизирует собой одно из реальных достижений советского строя. Но бахаи Азербайджана считают этот монумент памятником Тахире…
Знамя Баба поднял Бахаулла (Мирза Хусейн Али) - сын Мирзы Аббаса, министра иранского шаха, также пожертвовавший очень многим во имя своих убеждений. С его приходом, в 1863 году, начался отсчет истории веры бахаи как самостоятельной мировой религии. В Азербайджане же история веры бахаи берет начало с 1844 года, когда один из учеников Баба, Молла Садыг Ванандли, объявил о новом учении в селе Вананд (близ Ордубада). Несмотря на попытки царизма подавить новую "ересь" (в том числе и оружием), еще при жизни Бахауллы новая вера нашла в Азербайджане достаточно приверженцев. Причем не только в Ордубаде, но также и в Баку, в поселке Балаханы (там были самые многочисленные общины), в Гяндже, Барде, Гейчае, Сальяне, Хыллы (нынешняя Нефтчала), Шеки, Шамахе и т.д.
Бахаизм в Азербайджане
С верой бахаи связано немало известных имен в истории культуры Азербайджана. Так, отец поэта Микаила Мушвига - Мирза Абдулгадир Исмаилзаде был известен своей деятельностью по распространению этой веры, точно так же как и поэт Абдулхалиг Юсиф, учитель народного поэта Алиаги Вахида. Великий поэт Мирза Алекпер Сабир был в тесном контакте с общиной бахаи поселка Балаханы - имеются предположения, что он принял эту веру. Такой же версии придерживаются и в отношении поэта и драматурга Гусейна Джавида. Свое уважение к тем или иным постулатам веры бахаи выражали в своих произведениях поэт Сеид Азим Ширвани, а также великий композитор Узеир Гаджибеков.
В последней четверти позапрошлого века вера бахаи получила и официальное распространение в Азербайджане - уже в 1882 году в Баку, на улице Чадровой, был открыт Бахаи-центр. В первые годы советской власти бахаи в Азербайджане не испытывали притеснений. Но позже сталинские репрессии конца 30-х гг. кровавым катком прокатились по всем почти 40 общинам бахаи в тогдашнем СССР. Многие приверженцы этой религии были заключены в тюрьмы, сосланы в Сибирь или просто пропали без вести. В октябре 1938 года было конфисковано здание Бахаи-центра в Баку (ныне в этом здании находится детский сад).
После смерти Сталина жизнь местной общины бахаи возродилась, начало функционировать Духовное собрание города Баку. Второй пик репрессий пришелся уже на 1982 год - КГБ продолжил эстафету НКВД. Но времена были уже другие и обошлось без крови. А после перестройки наладились тесные межобщинные связи как на территории СССР, так и с зарубежными странами. Начались приезды гостей из-за рубежа и визиты азербайджанских бахаи к единоверцам по всему миру.
В 1992 году, после принятия Милли меджлисом Азербайджанской Республики закона о свободе вероисповедания, бахаи Азербайджана получили возможность официально создавать общины. В 1993 году решением коллегии Министерства юстиции Азербайджанской Республики было дано разрешение на деятельность общины бахаи города Баку. В 2002 году в Госкомитете по работе с религиозными организациями Азербайджанской Республики эта община прошла повторную регистрацию, а также была зарегистрирована сумгайытская община бахаи.
В 2004 году получило официальную регистрацию и Национальное духовное собрание бахаи Азербайджана - центральный орган национальной общины этой конфессии, которая объединяет сейчас около тысячи людей разных национальностей. По профессиональному признаку как таковому в этой общине не наблюдается какой-то избирательности, однако можно отметить, что абсолютное большинство азербайджанских бахаи (как, наверное, и во всем мире) - это представители интеллигенции. Видимо, это одно из проявлений такого принципа веры бахаи, как необходимость и важность всеобщего образования. Кстати, другим проявлением этого принципа служит образцовое оформление официального интернет-сайта национальной общины бахаи Азербайджана.
В настоящее время Международное сообщество бахаи зарегистрировано при ООН в качестве НПО с консультативным статусом при разных отделах этой организации, в том числе Экономическом и социальном совете (ЭКОСОК), Детском фонде (ЮНИСЕФ), и поддерживает рабочие отношения с ЮНЕП (программа по здравоохранению) и ЮНИФЕМ (программа по женским вопросам). Работа Международного сообщества бахаи сосредоточена на правах человека, продвижении женщин, социально-экономическом развитии, охране окружающей среды и нравственном образовании.
Высшим административным органом управления веры бахаи является Всемирный дом справедливости, в который, как и в национальные духовные собрания, входят 9 членов, избираемых путем тайного голосования. На уровне общин выборы проходят ежегодно, а во Всемирный дом справедливости - каждые пять лет. Поскольку священников и проповедников у бахаи нет, да и по каким-либо другим признакам выдвигать кандидатуры запрещено, то кандидатами на выборах потенциально являются все члены общины, а при выборах в верховный орган - все бахаи мира. Трудно представить, чтобы при таком раскладе один человек мог многократно переизбираться в верховный орган бахаи из столь огромного числа претендентов, и все же такой человек есть. Это Али (Алиулла) Нахчывани, азербайджанец по национальности. Он восемь раз подряд переизбирался во Всемирный дом справедливости - с самого начала действия этого высшего органа управления веры бахаи в 1963 году. Недавно, в прошлом месяце, он вновь посетил Азербайджан, где похоронен его отец, уроженец Ордубада.
Род Нахчывани
Надо сказать, что отец его, Нахчывани-старший, был видной фигурой в культурной жизни Азербайджана (достаточно сказать, что он был литератором и близким другом Мирзы Джалила Мамедкулизаде) и принимал активное участие в деятельности азербайджанской общины бахаи на рубеже XIX-XX вв. В Азербайджане он был известен под именем Мирза Алекпер Мамедханлы. По обычаю царской России его фамилия была переиначена на русский манер, так что в обеих столицах тогдашней империи его знали как Алекпера Мамедханова. На Западе же он стал известен как Мирза Алекпер Нахчывани, ибо взял себе традиционный для Востока псевдоним по названию места рождения, когда путешествовал по Европе и Америке, сопровождая Абдуль-Баха, сына Бахауллы.
Дело в том, что Мирза Алекпер Нахчывани был сподвижником, можно сказать, ближайшим наперсником этого духовного лидера бахаи. Прекрасно владея пером (он писал и романы, и стихи, и мемуары), зная в совершенстве, помимо азербайджанского, русский, арабский и фарси, Нахчывани-старший (между прочим получивший образование в Харькове и Москве) первым перевел с арабского и фарси на русский язык писание веры бахаи. Кроме того, он выступал переводчиком в переписке Абдуль-Баха с Львом Толстым. Граф узнал о вере бахаи именно от Алекпера Нахчывани и заинтересовался этим учением.
Помимо Л.Толстого Нахчывани-старший находился, опять-таки по просьбе Абдуль-Баха, в переписке с другой, менее известной фигурой русской литературы - Изабеллой Гриневской. В результате данной переписки Гриневская, ознакомившись с постулатами веры бахаи, приняла эту веру. А вот Лев Толстой бахаи так и не стал, ибо был очень увлечен своей собственной философией, но, тем не менее, многократно высоко отзывался о вероучении Бахауллы. Когда Толстой скончался, за его гробом шли представители российской интеллигенции из разных регионов империи. И вполне естественно, что азербайджанскую делегацию на его похоронах возглавил Алекпер Нахчывани. А снарядил эту делегацию на свои средства известный миллионер и меценат Муса Нагиев, который не только был приверженцем веры бахаи, но и являлся почетным членом Духовного собрания бахаи города Баку.
Сам Али Нахчывани родился в 1919 году. Когда ему было два года, скончался его отец, и Шоги Эфенди - одна из центральных фигур данного вероучения, хранитель веры бахаи, пригласил его мать в Хайфу и стал воспитателем мальчика. Именно там, на Святой земле, бывшей некогда местом ссылок приверженцев веры бахаи, в наши дни расположен Всемирный дом справедливости - духовный и административный центр этой веры. В Хайфе Алиулла получил начальное образование, а высшее - уже в Бейруте, где окончил Американский университет по специальности "английская литература" (сейчас он владеет несколькими языками: арабским, фарси, французским, английским, азербайджанским и даже немного русским). После многолетних повседневных трудов на благо веры, посещения многих стран с миссионерскими визитами 40 лет им были отданы непрерывному служению во Всемирном доме справедливости. Три года назад Али Нахчывани подал в отставку, вышел на пенсию и с того времени живет вместе с супругой Виолеттой Нахчывани во Франции, в Эльзасе.
Возвращение на родину
В годы советской власти посещение нашей страны для Нахчывани было проблематичным, однако на родину все-таки тянуло… "Я родился в Баку, и Азербайджан навсегда в моем сердце", - говорит Али Нахчывани. После обретения страной независимости и официальной регистрации общины бахаи он смог, наконец, приехать сюда. В первый раз это произошло в 1995 году - тогда он приехал с дочерью. В нынешний свой визит Али Нахчывани прибыл с супругой, сыном Мехраном и невесткой Нушин.
Помимо столицы он побывал в Сумгайыте, Нахчыване и Ордубаде, но нельзя сказать, что его общение в Азербайджане ограничивалось исключительно рамками общины. Он провел множество встреч как с бахаи, так и с общественностью страны, а также с официальными лицами. Пообещал деятелям отечественной науки выполнить их просьбу - написать биографию своего отца, которая помогла бы заполнить некоторые белые пятна истории литературы Азербайджана, а также предоставить им для публикации и изучения произведения Нахчывани-старшего - поэзию, романы и мемуары о путешествии с Абдуль-Бахом в Европу и Америку.
Кроме того, Али Нахчывани выступил в Баку с лекцией "Будущая мировая цивилизация: малый и большой мир" - для широкого круга интересующихся. Насущная, общечеловеческая тема была подана через призму учения пророка Бахауллы, поскольку главной целью веры бахаи, по словам ее последователей, является установление мира во всем мире. Али Нахчывани поясняет: "Согласно вероучению Бахауллы, раз уж эволюция затрагивает физическую жизнь Земли и сознание человечества, то должна происходить эволюция и в социальной жизни человечества. Началась социальная жизнь человечества с семьи. Когда семьи сформировались и начали враждовать друг с другом, то в конце этой вражды возникла новая единица общества - племя. Оно объединило в себе бывшие враждующие семьи. Когда начали образовываться племена, они начали враждовать друг с другом. В конце вражды племен возникли города-государства - новая планка в социальной иерархии. Затем города-государства стали воевать друг с другом и возникли страны. Теперь мы, можно сказать, находимся в конце вражды стран, и, естественно, можно сделать логическое заключение, что в конце пути вражды стран возникнет новая ступень в иерархии - мировое сообщество, мировое государство".
Кстати, нашему знаменитому земляку не откажешь не только в эрудированности, но и в чувстве юмора. Так, на лекции его спросили, чем отличается его религия от многих сектантских толков, объединяющих в себе людей различных национальностей. И он в своем ответе сравнил те секты с салатом, а веру бахаи - с борщом: "В салате, допустим, помидор может выпасть из салата, не изменив свой вкус, а в борще все сливается воедино и нераздельно - навсегда".
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: