Автор: Мираббас МАМЕДОВ Баку
Одной из колоритных фигур бакинской общественно-политической жизни начала ХХ века был купец, судовладелец, потомственный почетный гражданин Кербалаи Исрафил Гаджи Джебраил оглу Гаджиев. К сожалению, об этом довольно авторитетном человеке мало что известно. Однако обнаруженные нами в отечественных архивах документы и подшивки газет все-таки позволяют, хоть и не в полной мере, воссоздать образ и характер Кербалаи Исрафила Гаджиева.
Видный общественный деятель
В начале прошлого столетия на арене экономической, политической, общественной и культурной жизни Баку блистали Гаджи Зейналабдин Тагиев, Али Мардан бек Топчубашев, Гасан бек Зардаби, Ахмедбек Агаев и другие видные деятели, которые пользовались огромным авторитетом не только в родном городе и на Кавказе, но также на всем мусульманском пространстве Российской империи. Тем не менее сегодня вряд ли можно с уверенностью сказать, что жизнедеятельность даже упомянутых выше известных личностей хорошо изучена. К примеру, мало кому из исследователей известно, что основатель азербайджанской прессы Гасанбек Зардаби представлял в качестве доверенного лица интересы граждан в судах. Так что отсутствие сведений относительно Кербалаи Исрафила Гаджиева совсем не удивительно. Известно, что он был судовладельцем, занимался перевозкой нефти по Волге. Ему принадлежал дом №12 по Шамахинской (ныне Джафара Джаббарлы) улице. В последние советские годы в этом здании располагался исполнительный комитет Октябрьского района Баку, в годы независимости - ИВ Ясамальского района. Еще один дом он имел на Кладбищенской улице (ныне Мехти Гусейна), который позже был снесен.
10 октября 1905 года наместник Его императорского высочества на Кавказе граф Воронцов-Дашков утвердил устав Мусульманского благотворительного общества в Баку. Учредителем общества был 21 человек из числа видных азербайджанцев. В их рядах мы видим и И.Гаджиева. Первое учредительное собрание общества состоялось 15 ноября 1905 года в зале Бакинской городской думы. Желание стать членами общества изъявили 136 человек. На этом же собрании было избрано его первое правление. Председателем правления стал Г.Тагиев, а его заместителем - И.Гаджиев. Последний также несколько раз избирался гласным Бакинской городской думы. Немало выборщиков отдавали за него свои голоса. Так, в выборах в Городскую думу 1907 года принимали участие около 500 выборщиков. После подсчета голосов стало известно, что из 80 избранных гласных лишь 20 получили более 300 голосов. Это Г.Тагиев, М.Мухтаров, И.Гаджинский и др., в том числе И.Гаджиев, набравший 337 голосов.
Заметим, что выборы 1907 года в Бакинскую городскую думу стали первыми, в которых было допущено отступление от правила, по которому коренное население, т.е. азербайджанцы, не имело права занимать более половины депутатских мест. Наиболее активно за отмену действующего правила выступали Ахмедбек Агаев и Кербалаи Исрафил Гаджиев. Настойчивость, с которой азербайджанцы ратовали за упразднение данной директивы, насторожила видных представителей других народов, населявших Баку, в первую очередь армян. Именно собранию азербайджанцев поручили вести переговоры с армянами, дабы заверить их в том, что в Думу будут избраны действительно достойные лица и национальность при этом значения иметь не будет. Как бы там ни было, в результате проведения выборов по новым правилам азербайджанцы получили в Думе 50 из 80 мест, а армяне - 20.
Кандидатура И.Гаджиева была предложена в ходе выборов в Государственную думу России 1907 года. Но он снял свою кандидатуру в пользу Ага Исмаила Тагиева (сына Г.Тагиева), который и был избран депутатом второй Государственной думы.
Неудобный оратор
Выступления И.Гаджиева на заседаниях городской Думы отличались прямотой и резкостью. Так, в 1907 году в городской Думе рассматривалось поступившее из Санкт-Петербурга официальное уведомление, предписывающее исключить Али Мардан бека Топчубашева из числа гласных Бакинской городской думы как депутата Госдумы, подписавшего выборгское воззвание - протест депутатов против указа царя о роспуске этого законодательного органа. Сделавший сообщение по этому вопросу член управы Мамед Гасан Гаджинский выразил надежду, что гласные должным образом ответят на данное известие. Первым слово взял И.Гаджиев: "…Пусть правительство считает его исключенным, пусть оно преследует его какими угодно способами, но мы, его товарищи, хорошо зная его, не можем исключить из своей среды… Гласные не могут подписаться под решением об исключении его, я лично не могу сделать этого".
Не менее остро он выступил, когда Дума обсуждала вопрос о расходах по содержанию Бакинского градоначальства: "...Ведь прекрасно знают, что мы сто тысяч не в состоянии были в срок платить, и откуда будем давать вдвое больше?.. Что же, последнюю рубашку хотят снять что ли? Сегодня-завтра мы вынуждены будем закрыть школы, больницы, приюты и прочее за неимением средств, а тут ежедневно увеличивают расходы по содержанию полиции". Возможно, такого рода речи и послужили поводом для А.Новикова, занимавшего пост бакинского городского головы в 1902-1904 годах, весьма нелестно отозваться об И.Гаджиеве в книге "Записки городского головы".
Семья
Относительно семейной жизни И.Гаджиева известно, что в 1892 году он женился на Уму Сальма ханым Ага бек гызы Селимханой. В ту пору девушке было 17 лет. От этого брака в 1896 году родился сын Искендер, который в годы Первой мировой войны был студентом юридического факультета Петроградского университета. Как у многих состоятельных лиц того времени, у И.Гаджиева была и вторая жена - Сона xаным Гаджиева. С.Гаджиева была внебрачной дочерью азербайджанца Рзы Абдуллаева и русской Ирины Герасимовой. Родилась она 19 мая 1873 года. При рождении была названа Марией и крещена в православную веру. В четыре года она потеряла мать, а через год - отца. Девочку под свое попечение взяла жена дяди по отцу Умлейла Сеид гызы. Как отмечала впоследствии С.Гаджиева, воспитывала ее тетя "в духе мусульманской религии". В 1898 году она вступила сроком на 50 лет во временный брак - сигя с Кербалаи Исрафилом Гаджиевым, став его второй женой. В обществе С.Гаджиеву называли "русской женой" И.Гаджиева. От этого брака родились две девочки - Зулейха (13 ноября 1900 года) и Мина (31 августа 1901 года). В 1908 году С.Гаджиева официально приняла ислам. Она была одним из самых активных членов Бакинского женского мусульманского благотворительного общества. Участвовала в сборе денег и вещей для мусульман, пострадавших от войны. Ездила на остров Наргин, где содержались военнопленные турки. В 1915 году по подозрению в причастности к побегу с острова восьми турецких военнопленных офицеров ее допрашивали в полиции.
Умер Кербалаи Исрафил Гаджиев 17 октября 1916 года. После его смерти возник вопрос раздела имущества покойного между женами и детьми. И тут-то выяснилось, что ни брак с Соной ханым Гаджиевой, ни рождение детей от этого брака в метрические книги, которые велись в мечети, не были внесены. Для устранения этих упущений она в ноябре 1916 года обратилась в Бакинский окружной суд. Против удовлетворения прошения выступили первая жена И.Гаджиева Уму Сальма ханым и сын Искендер Гаджиев, которые обратились в суд с прошением не признавать брак И.Гаджиева с С.Гаджиевой законным и, следовательно, лишить ее и дочерей права на наследство. Однако суд поддержал Сону ханым Гаджиеву.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: