Автор: Фуад ГУСЕЙНАЛИЕВ Баку
Состоявшееся на минувшей неделе техническое совещание стран ОПЕК с нефтедобывающими странами, не входящими в картель, не принесло никаких результатов. Более того, приглашенные на заседание Азербайджан, Казахстан и Норвегия вообще не сочли нужным ехать в Вену.
"Вопросы, обсуждаемые на заседании ОПЕК, не так важны для нас. Поэтому я принял решение, что нет необходимости участвовать в этом заседании, хотя мы и получили приглашение", - заявил министр энергетики Азербайджана Натиг Алиев.
Он обосновал свою позицию тем, что в Азербайджане нефть добывает не только государство, но и международный консорциум (имеется в виду АМОК во главе с британской BP, разрабатывающие блок "Азери - Чираг - Гюнешли"), в связи с чем принять решение о согласованном с ОПЕК сокращении добычи не так уж и легко. С другой стороны, по мнению Н.Алиева, сами страны ОПЕК, и в первую очередь Саудовская Аравия, не слишком заинтересованы в снижении добычи.
Также заранее о невозможности снижения добычи заявила и Россия.
"Периодически к нам обращаются Венесуэла, Алжир, Эквадор. У нас позиция не изменилась, мы считаем, что искусственное сокращение не принесет никакой пользы, только усугубит ситуацию в будущем. Это может принести эффект только в краткосрочной перспективе", - заявил министр энергетики РФ Александр Новик. Нефтяные компании РФ также против снижения добычи, отмечая сложность этого процесса в технологическом плане.
"У нас сложные месторождения, большинство из них низкодебитные. Останавливать скважины невозможно, так как для запуска потребуется значительно больше средств, чем для остановки. А иногда скважины вообще невозможно будет запустить", - считает глава ЛУКойл Вагит Алекперов.
При этом на проведении этого технического совещания в большей степени настаивала Венесуэла - при высокой себестоимости собственной добычи именно она больше других страдает от низкого уровня цен. Президент Венесуэлы Николас Мадуро счел нужным даже обратиться к главам стран - производителей нефти как в рамках ОПЕК, так и вне ее провести саммит по обсуждению мер контроля за ценами на "черное золото".
Этот саммит, по замыслу Мадуро, позволил бы создать технический координационный комитет, члены которого могли бы регулировать ситуацию с объемами производства и ценами на этот продукт, что положило бы конец спекуляциям на рынке нефти. Эти меры дали бы возможность вернуться к равновесной цене на нефть на уровне $70-80 за баррель.
До такого же уровня предлагает повысить цены и Иран. По мнению министра нефти ИРИ Бижана Намдара Зангене, ОПЕК могла бы запустить программу поэтапного сокращения объемов добычи, чтобы добиться цен в $70-80. При этом сам Иран намерен наращивать добычу сразу после отмены санкций. "Нам не надо спрашивать разрешения у кого-либо, чтобы экспортировать нашу нефть, и наша продукция выйдет на рынок", - сказал иранский министр, отметив, что если картель будет действовать рационально, то создаст условия для постепенного выхода Ирана на рынок.
ИРИ планирует наращивать добычу нефти в три этапа: сначала на 500 тыс. баррелей после отмены санкций, затем до 4,2 млн. баррелей в сутки, то есть до уровня, который был достигнут перед введением санкций. Третий этап будет означать подъем добычи еще на 2 млн. баррелей - до 6 млн. баррелей нефти в сутки.
Большинство экспертов все же не ожидают снижения квот на добычу нефти на очередном заседании ОПЕК, намеченном на декабрь. Более того, Саудовская Аравия начала применять скидки на нефть, поставляемую в Европу. По мнению экспертов, это связано в первую очередь с предстоящим ростом экспорта иранской продукции. Эр-Рияд стремится застолбить долю в Европе даже в ущерб собственному бюджету. Об опасности проблем с бюджетом среди стран Персидского залива предупреждает и Международный валютный фонд. Директор МВФ по Ближнему Востоку и Центральной Азии Масуд Ахмед в интервью Bloomberg заявил, что при нынешней экономической политике через 5 лет у Саудовской Аравии могут закончиться деньги. Аналогичное предупреждение было направлено Оману и Бахрейну. Ситуация в Кувейте, Катаре и Арабских Эмиратах несколько лучше - там исход ожидается через 20 лет.
"Важно, чтобы не только Саудовская Аравия, но и другие нефтезависимые страны региона осознали ситуацию и изменили структуру своих бюджетов. У них есть ряд путей адаптации: во-первых, можно сокращать расходную часть бюджета - либо откладывая крупные капитальные проекты, либо оптимизируя социальную часть бюджета, во-вторых, и это предпочтительный вариант, можно увеличивать доходную часть. Это может быть достигнуто, к примеру, посредством вложений в проекты за пределами энергетического сектора или же сокращением налогов на бизнес", - считает М.Ахмед.
По оценке Минфина США, падение нефтяных цен со среднего уровня в $105 в первом полугодии 2014 года до $55 год спустя привело к снижению экспортной выручки Саудовской Аравии на $150 млрд., в странах Персидского залива - в общей сложности на $130 млрд., в России - на $100 млрд., в Норвегии, Венесуэле, Канаде - по $30 млрд. Азиатские страны за первое полугодие 2015 года сэкономили $340 млрд. за счет дешевой нефти, из них Китай - $120 млрд., США - $110 млрд., Европа - $140 млрд. А это в свою очередь подогревает рост экономики в странах - потребителях энергоресурсов. При этом рынок не сулит производителям рост цены.
Всемирный банк снизил прогноз по ценам на нефть на текущий и следующий годы. По данным банка, средняя стоимость нефти в 2015 году составит $52 за баррель - ранее прогнозировалась цена в $57. При этом прогноз на 2016 год претерпел еще большее снижение - с $61 до $51 за баррель. Пересмотр связан с замедлением мировой экономики, большими объемами запасов топлива и ожиданием выхода Ирана на международный рынок после снятия санкций против страны.
По мнению главного экономиста по странам СНГ компании BP Владимира Дребенцова, основными факторами снижения цен на нефть являются замедление темпов роста китайской экономики и сланцевая революция в США. С другой стороны, США за последний год увеличили добычу на 1,6 млн. баррелей в сутки, причем тенденция роста добычи более чем на 1 млн. баррелей продолжается уже три года подряд. "В истории еще такого показателя не было", - отмечает эксперт BP. В результате в прошлом году прирост потребления нефти по миру, как и в предыдущие 10 лет, остался на уровне 1,3 млн. баррелей. При том, что добыча увеличилась с ежегодных 0,9 млн. баррелей роста за последнее десятилетие на 2,6 млн. баррелей в 2014 году.
Следует признать, что снижение цен на нефть не оказывает ожидаемого влияния на добычу сланцевой нефти в США.
"Постоянное внедрение новых технологий позволило значительно снизить уровень себестоимости добычи сланцевой нефти и параллельно повысить производительность скважин. Скажем, если в 2007 году производительность одной буровой составляла 50 баррелей нефтяного эквивалента в сутки, то сейчас 350 баррелей. Несмотря на снижение количества буровых установок на сланцевых месторождениях США (с 1610 в октябре 2014 г. до 614 в октябре 2015 г.), средний уровень добычи нефти продолжал расти", - отметил экономист BP. Именно поэтому, по утверждению Дребенцова, отказ Саудовской Аравии идти на снижение квот по добыче нефти - верный шаг, так как за первым уменьшением последовали бы и другие. Кстати, глава "Роснефти", крупнейшей по уровню добычи компании в мире, Игорь Сечин также считает, что ОПЕК уже потеряла роль регулятора нефтяного рынка.
Дребенцов же уверен, что окончательно "убить" разработку сланцевых ресурсов в США не так уж и просто. Технологически восстановить добычу со сланцевых месторождений можно за недели. То есть компании, заморозив скважины со сланцевой нефтью из-за низких цен, могут за короткий период увеличить добычу в случае повышения цен. И такой период роста-падения цен на нефть будет продолжаться еще минимум год, считает эксперт BP.
При этом, по его мнению, ожидать сланцевой революции в Европе не стоит. "В США владелец земли является и хозяином всех недр в ней, поэтому обнаружение сланцевой нефти или газа - это новые возможности заработать. В Европе же природные ресурсы принадлежат государству, независимо от того, где они найдены. И землевладельцы не заинтересованы в том, чтобы на этих территориях велись какие-либо работы по добыче нефти и газа", - сказал Дребенцов.
С другой стороны, из-за особенностей налогового режима не стоит ожидать снижения добычи в России и Ираке. В обеих странах компании получают фиксированный доход с каждого проданного барреля вне зависимости от цен. "Например, в России нефтяная компания получает $30 с барреля и в случае продажи за $100, и в случае продажи за $50. Остальной объем идет государству", - отметил Дребенцов.
Для устойчивого же роста цен необходимо значительное увеличение потребления или кардинальное устойчивое снижение производства нефти. Нынешний период низких цен вынуждает крупные компании сокращать инвестиции в будущие проекты, по всему миру отсрочена реализация проектов на $250 млрд. И недостаток ресурсов от этого снижения рынок почувствует уже через пять лет.
А пока мир будет жить в условиях относительно невысоких цен на нефть, усугубляющихся большой волатильностью, - за короткий период цены могут взлететь как до $60 за баррель, так и опуститься до $40.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: