24 Ноября 2024

Воскресенье, 11:53

НА БЕЗРЫБЬЕ И РАК РЫБА

Рыболовецкая отрасль Азербайджана нуждается в серьезных реформах

Автор:

17.11.2015

Согласно исследованиям азербайджанских ученых, а также международных экологических организаций тенденция истощения ихтиофауны Каспийского бассейна в последнее десятилетие приобрела катастрофические масштабы. Как следствие, рыболовство на Каспии становится все более сложной и малорентабельной отраслью экономики. Выход из сложившейся ситуации видится в последовательном переходе от морского промысла к товарному воспроизводству рыбы в искусственных водоемах и на рыборазводных предприятиях промышленного типа. 

Проходящий под знаком Года сельского хозяйства 2015 год запомнился реализацией нового этапа отраслевых реформ. В последнее время усилия по модернизации сельского хозяйства были направлены на рост производства в стратегически важных направлениях растениеводства, формирование в стране укрупненных зерносеющих хозяйств, высокоэффективных животноводческих комплексов, агропарков, экспортных логистических кластеров, наконец, создание современной технологической базы для фермеров. Однако на этом внушительном позитивном фоне сравнительно скромными выглядят достижения важнейшего направления отечественного агропрома - сферы рыболовства.

Отечественная рыболовецкая отрасль уже не первый год сталкивается с серьезными трудностями, в частности, за последние 7-8 лет рыбаки не в состоянии освоить даже сокращающиеся из года в год квоты на вылов. Так, согласно данным Госкомстата Азербайджана, в 2014 году задействованные в рыбном промысле на Каспии хозяйственные субъекты смогли выловить чуть более 880 тонн рыбы при общей квоте в 1,295 тыс. тонн. Тем самым, несмотря на 11-процентный рост вылова в сравнении с показателями предыдущего года, рыбаки смогли освоить лишь 68% предоставленной им квоты. Схожая ситуация с объемами вылова наблюдается ряд последних лет, причем это происходит на фоне ежегодного сокращения объемов общей квоты на лов рыбы. Для сравнения: 6 лет тому назад квота Азербайджана на вылов рыбы составляла 2670 тонн. 

Причины "рыбьего" неурожая связаны, прежде всего, со сложным экологическим положением на Каспии. На оскудении биоразнообразия моря сказываются последствия многолетней добычи и транспортировки углеводородов в замкнутом водоеме, а также хозяйственное использование русла всех впадающих в водоем рек, что ощутимо сократило места для нереста рыбы. Свою лепту в наблюдаемый негатив также внесло появление на Каспии различных морских инородцев, например, таких, как гребневик (mnemiopsis leidyi) - хищник, истребляющий мальков промысловых рыб и их пищевую базу (планктон). За минувшие 15 лет в Каспийском море примерно в 10 раз уменьшились объемы зоопланктона, а также важнейшего элемента пищевой цепи - кильки. В свою очередь это привело к многократному уменьшению числа осетровых и других питающихся килькой ценных пород рыбы.

Немаловажно, что за два последних десятилетия все прибрежные государства постоянно грешили превышением квот на вылов рыбы, причем наибольший ущерб наносила деятельность браконьеров в северном секторе моря, где размножается и кормится основная масса ихтиофауны Каспия. Масштабы деятельности браконьеров никак не удается ограничить, несмотря на международные договоренности и превентивные меры, периодически предпринимаемые прибрежными государствами. Причем пиратский лов уже давно приобрел трансграничный характер: за последние годы возбуждалось не одно уголовное дело в отношении граждан Казахстана, России, Азербайджана и Туркменистана, осуществляющих незаконный лов в приграничных зонах соседних государств. 

Однако проблему браконьерства невозможно решить на секторальном уровне. Эффективность принимаемых мер была бы на порядок выше, если бы государства региона должным образом координировали проводимые мероприятия и вводили единые нормативные акты, регулирующие природоохранную сферу. 

Соответственно нельзя исключить и того, что местные рыболовецкие организации, из года в год сокращающие вылов и не выбирающие положенной квоты, не всегда соблюдают прозрачность в вопросах отчетности. В этом случае определенная часть выловленной рыбы уходит в теневой сектор экономики и попросту не фиксируется в данных Госкомстата. 

Вполне очевидно, что проблемы морского промысла в Азербайджане связаны и со сравнительно слабым техническим оснащением рыболовецких хозяйств. В прошлом, в 1940-1950-е годы, когда ежегодный объем вылова составлял около 21 тыс. тонн рыбы, в Азербайджане функционировали 32 колхоза-совхоза, оснащенных специализированными рыболовецкими судами, способными находиться в море много дней и плавать на большом удалении от берега. Однако сегодня большинство местных рыбаков осуществляют лов сельди, кутума, кефали, воблы, леща, жереха в основном посредством деревянных баркасов или катеров с подвесным мотором. По существующим правилам производить лов с использованием подобных плавсредств разрешается лишь в пределах двухмильной береговой зоны. Причем с точки зрения безопасности выходить в море можно, только если скорость ветра не превышает 13 м/сек. Увы, многие промысловые команды не соблюдают эти правила, что, учитывая частые шторма на Каспии, нередко оборачивается гибелью рыбаков. 

Причины, вынуждающие местных рыбаков уходить все дальше в море, связаны с оскудением запасов рыбы в прибрежной зоне Азербайджана. С повышением уровня моря и изменением направления течений миграционные маршруты большей части популяции рыб сместились в более глубокие места, преимущественно в богатый кормовой базой северный сектор Каспия. 

Сокращение объемов вылова в ареале Каспийского моря становится все более очевидным фактом. С целью преодоления этого негатива прикаспийские государства в 2011 году ввели мораторий на промышленный вылов осетровых, добыча которых разрешена только в научно-исследовательских целях и для искусственного воспроизводства. В мае текущего года в рамках состоявшегося в Санкт-Петербурге 35-го заседания Комиссии по водным биоресурсам Каспийского моря Россия, Иран, Азербайджан, Казахстан и Туркменистан договорились продлить запрет на промысел осетровых на 2015 и 2016 годы. Данная комиссия регулирует также национальные квоты на коммерческий вылов других пород рыб.

Еще раньше критическое состояние природных ресурсов Каспия побудило Продовольственную и сельскохозяйственную организацию при ООН (FAO) создать специальную комиссию по рыбному хозяйству для Центральной Азии, Кавказского региона, России и Ирана. Причем ключевой задачей FAO является стимулирование государств мира ограничивать объемы рыбного промысла, учитывая сокращение этого природного ресурса. 

Альтернативой морскому промыслу должны стать формирование современных рыборазводных хозяйств и переход от промысла к разработке возобновляемых биоресурсов. Согласно долгосрочным прогнозам Всемирного банка - Fish to 2030. Prospects for Fisheries and Aquaculture, через 15 лет производство на рыборазводных предприятиях будет обеспечивать 62% мирового потребления рыбы и морепродуктов, в то время как традиционный вылов - 38%. Для сравнения: в 2009 году искусственное разведение рыбы обеспечивало только 45% потребления, остальное приходилось на вылов. 

Этот глобальный тренд уже давно доминирует в развитых государствах мира. Так, скандинавские государства уже многие годы лидируют по экспорту семги, лосося, форели благодаря рыборазводным предприятиям, а Израиль вышел в число ведущих производителей черной икры и осетровых, построив в кибуцах (с/х коммуна) суперсовременные предприятия. Крупные рыборазводные комбинаты созданы во Франции, Италии, США, Японии и Турции. Сравнительно недавно это направление освоили и в соседнем Иране, причем особый упор делается на искусственное разведение каспийского осетра. Исламская Республика планирует увеличить производство мяса осетровых с 10 тыс. до 20 тыс. тонн в год, а черной икры - с 3 до 100 тонн в год. По схожему пути намерен развивать рыбную отрасль и другой сосед по Каспию - Туркменистан. В сентябре текущего года в портовом городе Туркменбаши состоялось открытие крупнейшего в регионе комплекса ОАО "Хазар балык", где будет налажено производство до 100 тонн осетровых и 2 тонн черной икры, а также 10 млн. единиц консервных изделий.

Последние годы тенденция на развитие рыборазводных хозяйств ощущается и в Азербайджане. Всего таких хозяйств в стране 11, причем 4 из них непосредственно задействованы в пополнении ценнейшего ресурса ихтиофауны Каспия - осетровых. По данным Министерства экологии и природных ресурсов, за последние 10 лет в водные бассейны страны было выпущено около 5 млрд. мальков рыб, включая ценные осетровые и лососевые породы. Только за прошлый год в море, а также реки и водохранилища страны было выпущено порядка 390,2 млн. мальков, преимущественно карповых видов рыб. Особого внимания заслуживает работа Габалинского и Чайкендского рыборазводных заводов, которые уже полтора десятка лет выращивают мальков ценнейшего каспийского лосося и форели. Причем в текущем году габалинский завод впервые приступает к выращиванию в пресноводном бассейне пятнистых осетров.

Однако если исключить дорогостоящие осетровые и лососевые породы, основной объем доступной по цене товарной рыбы производится в ряде частных хозяйств Шеки, Загаталы, Габалы, Мингячевира, Нефтчалы, Сальяна, Шамкира, Лянкярана, Масаллы и Нахчыванской Автономной Республики. Здесь в искусственных прудах и садках налажено товарное производство толстолобика, белого амура, сазана, карпа, леща и кутума. Техническая организация так называемых "дамбовых" хозяйств весьма примитивна, однако именно их продукция составляет основу реализуемой на ярмарках и в торговой сети Баку рыбы. В течение года прудовые хозяйства страны выращивают до 350 тонн товарной рыбы, чего, безусловно, недостаточно для удовлетворения внутреннего спроса. В этом можно убедиться, наблюдая заметно урезанный ассортимент на столичных рынках и в торговых сетях. Местную морскую и прудовую рыбу на полках магазинов все чаще заменяют импортная замороженная скумбрия, патусси, хек, пангус, окунь и т.д. Причем часть этих импортных продуктов уже давно перерабатывают и упаковывают на незадействованных мощностях местных рыбокомбинатов. 

Поэтому давно назрела необходимость повышения объемов выработки в малых и средних рыборазводных хозяйствах, в первую очередь за счет внедрения современных промышленных методов производства. В Азербайджане весьма востребованы новые современные рыборазводные заводы, обеспечивающие всю технологическую цепочку - от икры, малька до товарной рыбы. Остается надеяться, что решению этой назревшей проблемы помогут принятые Милли меджлисом в июне прошлого года поправки в закон "О рыболовстве". В целом регулирующее данную сферу законодательство пополнилось 120 поправками, и в их числе статьями, призванными стимулировать развитие в стране современных рыборазводных комплексов. 



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

549


Актуально