Автор: Фуад ГУСЕЙНАЛИЕВ Баку
Центральный банк Азербайджана (ЦБА) объявил о переходе с 21 декабря 2015 года к плавающему курсу маната. "Решением Центрального банка с 21 декабря 2015 года переходим к плавающему курсу маната. На основании этого решения курс маната будет определяться в зависимости от спроса и предложения на валютном рынке", - отмечается в заявлении.
Данное решение было принято Центробанком с учетом усиления негативных внешних шоков, для сбалансированности платежного баланса, сохранения валютных резервов на критическом уровне, сохранения конкурентоспособности национальной экономики.
Центробанк подчеркивает, что с июля 2015 года наблюдается резкое падение цен на нефть. "В некоторых странах, основных торговых партнерах Азербайджана, национальная валюта по сравнению с началом 2014 года девальвировалась на 100%", - говорится в заявлении.
50-процентная девальвация
В связи с этим курс азербайджанской валюты на 21 декабря был установлен на уровне 1,55 ман./$1 против 1,0499 ман./$1 на 18 декабря. Курс евро определен в размере 1,685 маната.
Факторов, предрекающих вторую за год девальвацию (первая произошла 21 февраля 2015 года, когда курс маната упал на 34%, до 1,05 за $1), было достаточно. Это и стремительный спад цен на нефть до десятилетних минимумов, и ослабление национальных валют соседних РФ и Казахстана, и решение Федеральной резервной системы (ФРС) США по повышению базовой ставки.
Именно на опасность низких цен на нефть для курса маната указывал и Всемирный банк. "Низкие цены на нефть приводят к сокращению нефтяных доходов Азербайджана. Кроме того, в прошлом году сильно обесценились региональные валюты, включая рубль, тенге и лиру, что заставляет население продавать манаты. В то же время из-за укрепления реального курса нацвалюты азербайджанской продукции сложно конкурировать на региональных рынках. Все эти факторы заставляют страну реагировать на внешние события и, соответственно, регулировать обменный курс маната. Следовательно, взаимодействие цен на нефть, региональных валют и решений по ставке ФРС создает среду, в которой Азербайджан и должен реагировать на вызовы", - сказала региональный директор ВБ по Южному Кавказу Мерси Тембон изданию Azernews на прошлой неделе.
Уже с начала декабря многие эксперты обсуждали возможности ЦБА по удержанию курса маната и указывали на вероятность стремительного падения национальной валюты в случае перехода к плавающему курсу.
По данным агентства Report, за последние две недели ЦБА продал на рынке почти $750 млн., что привело к уменьшению валютных резервов до $5,5 млрд.
Кроме того, согласно ЦБА, профицит счета текущих операций платежного баланса Азербайджана за январь-сентябрь 2015 года сократился в целых 37,7 раза, составив всего $240,5 млн.
В целом за 2015 год курс маната подешевел по отношению к доллару почти в два раза.
Переходом на плавающий курс ЦБА фактически снижает до минимума свое влияние на валютный рынок и отказывается от определения курса путем интервенций. В будущем мы можем увидеть как значительное укрепление курса маната, так и его падение. Этот шаг направлен в первую очередь на сохранение валютных резервов ЦБА, которые в значительной степени потеряли свой объем. С одной стороны, этому способствовало снижение цен на нефть на мировых рынках, что, как было указано выше, привело к значительному сокращению профицита платежного баланса, а с другой - активная долларизация экономики страны. Большая часть депозитов населения в банках с конца 2014 года активно переводилась в доллары. В итоге если в июле 2014 года 63% всех вкладов приходились на манатные депозиты, а 37% - на валютные, то уже год спустя эти цифры, соответственно, составляли 28% и 72%.
ФРС за рост
Решение ЦБА оставило для азербайджанцев в тени главную экономическую новость прошедшей недели - повышение ключевой ставки Федеральной резервной системы с коридора 0-0,25% до 0,25-0,5%. ФРС пошла на рост ставки впервые за почти 10 лет - последний раз ставка повышалась в июне 2006 года. Это решение ожидалось в мире уже длительное время, так как рост ставки ФРС подтверждает укрепление экономики США. При этом для экспертов более интересными были заявления главы ФРС Джанет Йеллен о перспективах американской экономики и направлении движения ставки ФРС. Йеллен подтвердила, что дела в экономике развиваются в позитивном ключе. Безработица в США составляет 5%, что означает практически полную занятость, экономический рост в текущем году ожидается на уровне 2,1%, в 2016-м - 2,4%. Инфляция будет постепенно повышаться с тем, чтобы в 2018 году достичь целевого уровня в 2%.
В соответствии с этими ожиданиями ФРС планирует продолжить рост ключевой ставки - в 2016 году четыре раза по 0,25% с постепенным ее доведением до 3,25% по итогам 2018 года.
Давление на рынки развивающихся стран
Решение и прогнозы ФРС могут привести к укреплению курса доллара и оттоку капитала с рынков развивающихся стран. Но большого обвала валют и рынков развивающихся стран эксперты от нынешнего решения не ждут - повышение ставки ожидалось давно и нынешние котировки на фондовых рынках уже учитывают решение ФРС.
Однако последующий рост ставки ФРС еще больше увеличит доходность казначейских облигаций США и актуализирует приток капитала на рынок США. Соответственно терять будут развивающиеся страны, в особенности, по мнению экспертов, страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР), а также Турция.
С другой стороны, рост ставки ФРС приведет к увеличению стоимости кредитования по всему миру, что также сказывается на перспективах экономического развития emergeting markets (EM - развивающиеся рынки).
Согласно заявлению ЕБРР, рост ставки ФРС может повысить рыночную волатильность и стоимость фондирования в странах, где проводит свои операции банк. По мнению его аналитиков, наибольшему влиянию подвергнутся страны, находящиеся в ситуации геополитической неопределенности, например Турция, Россия и Украина, и государства с большой долей долларовых обязательств, включая Иорданию, Украину и Турцию.
Но в случае с Анкарой это влияние будет в определенной степени нивелировано низкими ценами на нефть, так как Турция является крупным импортером сырья, а в случае с Россией - низким уровнем внешнего долга.
Причем руководители экономического блока РФ не ожидают серьезного негативного влияния данного решения ФРС на экономику страны.
По мнению министра финансов РФ Антона Силуанова, российские "финансы будут в минимальной степени реагировать на это изменение, поскольку мы имеем большой объем резервов, у нас снижается отток капитала. На бюджет точно не повлияет, на курс рубля практически не повлияет".
Министр пояснил, что влияние на бюджет РФ может быть только косвенным через цену на нефть, пишет "Интерфакс".
С ним солидарен и глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. "80% аналитиков считали, что решение о повышении ставки ФРС США будет принято. Я думаю, готовность к этому была большая, все этого ожидали, все к этому готовы, заключают форвардные контракты и так далее, и это учтено во фьючерсных контрактах на нефть и в других контрактах", - аргументировал министр свой прогноз о том, что особого влияния на макроэкономическую ситуацию в РФ это решение не окажет.
$20 за баррель
Но как бы то ни было, решение ФРС США и, самое главное, прогнозы по будущим шагам окажут давление как на рынки и валюты других стран, так и на сырьевые котировки. И в немалой степени под ударом окажутся цены на нефть, которые и так основательно "ушли" вниз от границы в $40.
Вместе с тем давление на нефтяные котировки оказывает и предстоящее снятие запрета на экспорт нефти из США. Хотя эксперты не ожидают выброса крупных объемов нефти на мировой рынок, психологически рынок отреагирует снижением нефтяных котировок хотя бы на краткий период. Цены на нефть будет двигать вниз и предстоящее снятие санкций с Ирана. Вкупе оба этих фактора могут сбить нефтяные котировки, по мнению экспертов, до уровня $30 и даже $20 за баррель. Но большинство экспертов все-таки настроены позитивно в отношении цен на нефть на будущий год. Столь низкий уровень цен не может продолжаться слишком долго ввиду перспектив устойчивого роста в США и Европе, что отражается и на росте потребления. Штаты, несмотря на значительный рост добычи нефти за счет сланцевой революции, всё равно остаются импортером "черного золота". Анализ всех этих факторов позволяет экспертам и международным финансовым организациям прогнозировать средний уровень цен в 2016 году в пределах $50 за баррель. А это означает, что, начав год с низкого уровня в пределах $35-40, цены на нефть во второй половине года должны уверенно пробить планку в $60.
Чего ждать дальше?
Как и в случае с Россией, для Азербайджана определяющее значение имеет как раз цена на нефть, а не решение ФРС. Низкий уровень внешнего долга и неразвитость фондового рынка фактически ограждают страну от негативного воздействия решений мировых финансовых центров. В этом смысле решение ФРС не оказывает влияния на отток капитала, так как азербайджанские банки и компании не имеют свободно обращающихся акций на мировых фондовых биржах. Но, с другой стороны, изменение ставки ФРС может привести к росту процентных ставок по кредитам, привлекаемым на международных рынках капитала. В этом отношении усложнится задача снижения ставок по кредитам внутри страны.
В дальнейшем определенное влияние на манат также может оказать повышение ставки ФРС США. Следует учитывать, что курс маната формируется на основе бивалютной корзины, включающей евро и доллар США. Эксперты давно предрекают, что доллар может укрепиться до паритета с евро 1:1 с нынешнего уровня $1,085-1,09 за евро. С учетом перехода на плавающий курс соотношение доллар-евро будет также давить на курс маната.
Азербайджанскому правительству сейчас придется усилить контроль за ценами на потребительском рынке, в первую очередь на продовольствие. После февральской девальвации это в значительной степени удалось, был предотвращен необоснованный рост цен. С другой стороны, избежать влияния на цены почти двукратной девальвации за год также практически невозможно.
Вместе с тем с учетом внедрения плавающего курса возникают новые реалии. На примере других стран, перешедших к такому курсу (РФ, Казахстан), можно прогнозировать, что если сегодня курс определен в размере 1,55 маната за $1, то через неделю он теоретически может оказаться и ниже. Такая волатильность вполне ожидаема при условии минимального воздействия ЦБА на рынок, и до стабилизации рынка на определенном ценовом уровне правительству необходимо предостеречь резкие изменения цен на продукцию. В целом ВБ предрекает непростой период в 2016 году для развивающихся стран. По мнению президента ВБ Джима Ен Кима, высказанному в интервью японской деловой газете Nikkei, следующий год станет "годом разочарования" для мировой экономики в целом, и в особенности для развивающихся стран, которым следует провести структурные реформы. "Чистые экспортеры сырьевых товаров должны больше сосредоточиться на добавленной стоимости. Вместо того чтобы просто поставлять сырье, они должны быть вовлечены в его обработку. Многие страны должны диверсифицировать источники своего экономического роста. С учетом низких цен на нефть и газ самое время прекратить тратить деньги на (развитие сектора) ископаемого топлива", - добавляет Джим Ен Ким.
К таким структурным изменениям Азербайджан приступил уже несколько лет назад. Руководство страны активно вкладывало средства в развитие транспортной инфраструктуры, включая строительство железнодорожного коридора Баку - Тбилиси - Карс, недавно принято решение об активизации работ в коридоре Север - Юг, крупные инвестиции вложены в портовую и дорожную инфраструктуру. Параллельно развивается сектор производства путем создания технопарков широкого профиля. Особое внимание уделяется также развитию туризма и сектору информационных технологий, которые тоже должны внести лепту в постнефтяной период развития страны.
Принятые меры по развитию ненефтяного сектора и станут будущим трендом развития экономики страны. Остается только выстоять этот период глобальной экономической нестабильности. А подушка для этого у Азербайджана есть - как бы ни уменьшались резервы ЦБА, в целом возможности страны, в том числе с учетом запасов Нефтяного фонда, позволяют рассчитывать на менее болезненный выход из критического этапа.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: