Автор: Фуад ГУСЕЙНАЛИЕВ Баку
Еще не успели закончиться новогодние праздники, как биржевые сводки преподнесли свой "подарок". И отнюдь не благоприятный. Ожидаемый спад на китайском рынке превратился в обвал и потянул за собой рыночные индексы по всему миру, попутно захватив в нисходящий тренд и цены на нефть.
Уже в первые дни нового, 2016 года на 5-7% падали фондовые индексы на двух крупнейших фондовых биржах Китая - Шанхайской и Шэньчжэньской. В результате из-за крупного обвала биржи дважды прекращали работу.
На обвал в первую очередь повлияло решение правительства Китая девальвировать юань в пределах 1,5% - до уровня 6,5646 юаня за доллар США. В целом же за последнее полугодие китайская валюта потеряла более 5% стоимости. Хотя правительство Китая предпринимало меры по стабилизации ситуации и удержанию курса юаня, рекордное падение предотвратить не удалось. По итогам 2015 года золотовалютные резервы Китая уменьшились на $500 млрд. - до $3,3 трлн. При этом снижение резервов произошло впервые с 1992 года, что показывает тренд на отток капитала.
Макроэкономическая статистика из Китая по итогам 2015 года также оказалась совсем не радужной - ВВП страны вырос всего на 6,9-7% - наименьший показатель за последние два десятка лет.
Это говорит о том, что китайская экономика переживает отнюдь не простые времена трансформации от экономики производства, основанной на инвестициях, к экономике потребления. В текущем году темпы роста ВВП Китая еще больше снизятся. По официальным прогнозам, рост составит 6,7%, а по данным независимых финансовых институтов - 6,3-6,5%.
И все эти пертурбации негативно отражаются на мировой экономике. Не секрет, что именно Китай был локомотивом мирового экономического роста в прошедшее десятилетие. Как результат, по объему ВВП Поднебесная поднялась с 10-го места в мире в 1990 году до второго, на котором прочно закрепилась с 2009 года.
Обвал на китайских рынках отразился практически на всех биржах мира, начиная с азиатских рынков, включая Японию, и заканчивая Европой, Северной и Южной Америкой и Россией.
Наиболее сильное снижение индексов наблюдалось на американских биржах. К примеру, индекс Dow Jones в начале года достиг рекордного минимума за последние 119 лет, обвалившись больше чем на 5%. Индекс потерял 911 пунктов, что является худшим показателем с 1897 года. Индекс Nasdaq обрушился на 6%, что стало худшим показателем за последние 16 лет - с 2000 года.
Фактически катализатором обвала на китайских биржах и оттока капитала стали сами же США. Декабрьское решение Федеральной резервной системы о росте ключевой ставки и прогноз на продолжение тенденции роста в последующие три года обозначили тренд на отток капитала с развивающихся рынков, к которым относится и Китай. В итоге уже в 2015 году отток капитала из Китая составил почти $900 млрд. Кроме того, радужные перспективы американской экономики укрепляют доллар, что также негативно отражается на финансовых и фондовых рынках.
Но не только на них. Еще одной жертвой торможения китайской экономики стали котировки на нефть. "Черное золото" упало в цене ниже уровня в $30 за баррель.
При этом даже этот уровень нельзя считать дном. Многие финансовые и экспертные круги еще в сентябре 2015 года, предрекавшие пусть и небольшой, но рост цен на нефть и стабилизацию на уровне выше $50, с начала года меняют прогнозы. Новый уровень цен в среднем на 2016 год прогнозируется в пределах $40 за баррель и лишь в 2017-м - $50. С таким сценарием выступают Barclays, Bank of America, Merill Lynch, Societe Generalе, Morgan Stanley, Goldman Sachs и Citigroup и Управление по энергетической информации Минэнерго США (EIA). Причем все они не отрицают возможности снижения цен на нефть и до $15-20. Самый же пессимистичный сценарий дали аналитики британского банка Standard Chartered: по их мнению, нефтяная цена может опуститься до $10 за баррель.
Основным фактором падения цен все еще остается превышение предложения нефти над спросом - избыток нефти на рынке составляет 1,5-2 млн. баррелей в сутки.
В этой связи рынки ожидают и снижения потребления нефти в Китае в связи с замедлением экономического роста. Но пока эти ожидания далеки от реальности - Китай увеличил импорт нефти в 2015 году на 8,8% - до рекордного уровня в 334 млн. тонн. На текущий год импорт может еще больше возрасти - до 370 млн. тонн.
Однако от потребителей не отстают и поставщики - Саудовская Аравия и Россия: крупнейшие производители нефти в мире не только не думают о снижении добычи, но и активно ее наращивают. РФ, к примеру, по итогам 2015 года установила рекорд по добыче нефти - 534 млн. тонн. Экспорт нефти увеличился на 10% - до 220,3 млн. тонн.
При этом на цены на нефть никакого влияния не оказало ухудшение отношений между Саудовской Аравией и Ираном на почве казни Эр-Риядом шиитского проповедника Нимра ан-Нимра и нападений на диппредставительства королевства в ИРИ.
Казалось бы, конфликт между обладателями крупнейших запасов нефти должен был спровоцировать рост цен, но биржи отреагировали лишь небольшим повышением в течение нескольких часов в самой острой фазе конфликта. Затем тренд на снижение цен на нефть продолжился.
И этот конфликт в конечном счете даже окажет противоположное воздействие на нефтяные рынки. Уже в этом месяце Иран получит право на увеличение экспорта нефти в связи с утверждением доклада МАГАТЭ о выполнении Тегераном условий ядерной сделки. Это в большей степени снимет санкции с Ирана, обеспечит доступ к части замороженных активов и, самое главное, позволит нарастить экспорт нефти на 500 тыс. баррелей в сутки в ближайшей перспективе.
А ведь именно Саудовская Аравия заняла нишу Ирана в ОПЕК после наложения санкций со стороны США и Европы на экспорт нефти. И сейчас вроде бы пора вернуть долю, учитывая, что оба государства входят в картель. Но ситуация развивается в том ключе, что уже никто не будет соблюдать даже формально каких-либо квот и Иран также подключится к ценовой войне на нефтяном рынке. ОПЕК уже полностью расписалась в своей несостоятельности регулировать рынок, а усиление саудовско-иранского противостояния вообще может окончательно развалить организацию.
Но пока картель пытается хоть как-то реагировать на процессы, озвучивая оптимистичные прогнозы о росте потребления. По словам министра энергетики ОАЭ Сухейля Мухаммеда аль-Мазруи, стратегия ОПЕК успешно работает, так как наблюдается резкое сокращение добычи вне стран картеля. Правда, непонятно, где министр увидел сокращение, если Россия рапортует о рекордном уровне добычи нефти. Относительно снизилось производство нефти в США, но там темпы падения отнюдь не столь высоки - с максимума в 9,6 млн. баррелей в сутки в мае 2015 года до 9,1 млн. баррелей - в ноябре. Причем уже в декабре добыча опять выросла до 9,2 млн. баррелей, что связано с отменой запрета на экспорт нефти.
При этом министр ОАЭ прогнозирует рост потребления нефти в 2015 году на 1-1,5 млн. баррелей в сутки. С учетом резкого падения нефтяных котировок ОПЕК объявила о внеочередном саммите картеля в марте 2016 года. До этого же срока организация попытается договориться с производителями вне картеля о совместном снижении добычи. Но шансов договориться не так уж и много, учитывая геополитические разногласия основных игроков. При этом следует учесть, что основное право голоса в картеле остается за Саудовской Аравией, которая обладает широкими возможностями как по сокращению добычи, так и ее наращиванию. Королевство пока никак не намерено уступать свою долю на рынке, стараясь попутно даже расширить географию поставок.
Поэтому ждать чего-либо сверхординарного от мартовского заседания картеля не стоит - ОПЕК вряд ли вернет даже прежние квоты, от которых отказалась в декабре, не говоря уже о возможности уменьшения добычи.
А в условиях, когда основные игроки не готовы на компромиссы, нефть будет продолжать падать, если, конечно же, не случится какой-либо крупномасштабной войны между главными нефтедобытчиками или иного фактора, способного резко снизить объем предложения на рынке. А таких предпосылок пока нет.
Естественно, низкий уровень приводит к сокращению инвестиций в отрасль, что отразится на добыче в течение 2-3 лет. Лишь к концу нынешнего десятилетия мы можем стать свидетелями тренда повышения цен на нефть.
С другой стороны, низкие цены на нефть активизируют экономическое развитие в странах - потребителях энергоресурсов. Но значимый рост также требует времени - в нынешних условиях, несмотря на низкие цены, мы видим и падение темпов роста в Китае, и не слишком устойчивый рост в Европе. Особняком стоят США - за океаном дела в экономике идут в гору, доллар все больше укрепляется на фоне других валют, попутно внося лепту в падение котировок на нефтяном рынке.
В принципе и в этой ситуации нефтедобывающие страны могут извлечь выгоду. Нынешний кризис показывает важность реформирования и диверсификации экономики. Понятно, что в условиях уменьшения нефтяных доходов проводить реформы и развивать другие секторы еще сложнее. Хотя бы в условиях недостатка финансов. Но делать это жизненно необходимо. Ведь как бы ни повысились цены на нефть, большинство экспертов советуют забыть о ценах в пределах $100 за баррель и выше. Сейчас оптимистичным прогнозам считается достижение цифры в $60-80. А пока что приходится привыкать жить по средствам.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: