24 Ноября 2024

Воскресенье, 08:54

НОВАЯ ГАЗОВАЯ АВАНТЮРА

В правительстве Грузии начинают осознавать ее несостоятельность

Автор:

19.01.2016

Новый виток внутриполитической напряженности вызвали секретные переговоры вице-премьера и министра энергетики Грузии Кахи Каладзе с руководством "Газпрома", прошедшие в конце декабря 2015 года в Швейцарии. 

Информацию о них раскрыл политолог Сосо Цискаришвили, по информации которого правительство "Грузинской мечты" собирается на 50% заменить азербайджанский газ российским, и ответственным за эту сделку будет "Партнерский фонд", принадлежащий бывшему премьер-министру, олигарху Бидзине Иванишвили. 

О желании правительства Грузии найти альтернативные источники газа известно еще с осени минувшего года. Казалось бы, вполне естественное стремление, если бы не одно "но". Азербайджан ни разу не злоупотреблял своими монопольными позициями на грузинском газовом рынке, предоставляя западному соседу и низкие цены, и пакет социальных уступок (бесплатное снабжение газом всех церквей, храмов и мечетей, независимо от конфессии), и необходимый объем поставок. Ведь именно через Грузию проходят основные трубопроводы экспорта азербайджанской нефти и газа на мировой рынок. И Азербайджан как никто иной заинтересован в общественно-политической стабильности и социально-экономической обеспеченности Грузии.

Но у "Грузинской мечты", видимо, расчеты другие. По словам министра энергетики Кахи Каладзе, потребности Грузии с каждым годом растут, и у Азербайджана уже нет технических возможностей нарастить поставки газа. Этому препятствует и пропускная способность газопроводов, доставляющих газ в Грузию. Поэтому, по мнению Каладзе, альтернативой является российский газ, который Грузия и без того получает в качестве транзитной платы за поставки в Армению. И самым интересным заявлением Каладзе стало то, что "Газпром" готов поставлять газ в Грузию по ценам, даже дешевле азербайджанских. Было бы весьма интересно ознакомиться с конкретными предложениями российской монополии, но Каладзе предпочел цифр не называть. 

К вопросу цен мы еще вернемся, но сначала стоит рассмотреть вариант диверсификации поставок газа. Фактически в Грузии возникает парадоксальная ситуация: вся Европа ищет возможности альтернативных поставок энергоресурсов для уменьшения зависимости от России, в частности "Газпрома", и рассматривает для этого в качестве первоочередной возможности азербайджанский газ, а в Грузии все происходит с точностью до наоборот. Видимо, в правительстве Грузии забыли зиму 2006 года, когда именно азербайджанский газ спас соседнее государство от замерзания. "Общественность Грузии хорошо помнит, в каком ужасном положении мы оказались, когда Россия, инсценировав аварию на газопроводе и линиях электропередачи, оставила Грузию без газа и электричества холодной зимой 2006 года. Люди прекрасно понимают, чем чревато излишне интенсивное сотрудничество с "Газпромом", потому-то они и против", - напоминает бывший замминистра иностранных дел Грузии Николоз Вашакидзе. Комментируя слова президента Ильхама Алиева о том, что Азербайджан готов поставлять Грузии столько газа, сколько ей потребуется, он сказал: "У нас есть все основания доверять президенту Азербайджана. Не было случая, чтобы он не сдержал своего слова. Что касается двустороннего сотрудничества, то оно создано на прочной основе, которую мы неустанно создавали последние 25 лет, и никакая сиюминутная конъюнктура их серьезно поколебать не сможет". "Соглашение с "Газпромом" означает геополитическую сделку с Кремлем во вред долгосрочным интересам Грузии", - объяснил российской газете "Коммерсантъ" соратник экс-президента Михаила Саакашвили по оппозиционной партии "Единое национальное движение" (ЕНД) Нугзар Циклаури. "Непонятно, как можно отказываться от сотрудничества с проверенным партнером - Азербайджаном и заключать сделку с вражеским государством, оккупировавшим 20% нашей территории", - заявил другой оппозиционный депутат Давид Дарчиашвили. Оппозиция опасается, что после роста поставок газа Россия потребует от Грузии новых уступок, в том числе возобновления железнодорожного движения из РФ в Армению через Абхазию. 

ЕНД уже провело несколько акций протеста в Тбилиси против соглашения с "Газпромом" и грозит начать масштабные протесты в случае достижения каких-либо соглашений с российской монополией. При этом в правительстве Грузии видят в этих протестах попытки получить политические дивиденды в ходе начавшейся предвыборной кампании. "Если сегодняшнюю оппозицию в лице бывшей партии власти "Единое национальное движение" так волнуют вопросы энергетики, то они в свое время не должны были продавать столько электростанций российским компаниям. Они даже пытались продать России магистральный газопровод", - напоминает спецпредставитель премьер-министра Грузии по вопросам отношений с Россией Зураб Абашидзе.

Но вернемся к вопросу о цене на газ. По заявлению замминистра энергетики Грузии Мариам Валишвили, население получает газ по социальному пакету по цене $120 за 1000 кубометров (кстати, столько же стоил газ для азербайджанского населения до девальвации маната в феврале 2015 года), теплоэлектростанции - по цене $143, стоимость же коммерческого газа колеблется в зависимости от потребителей и в среднем составляет $260. Эта цена формируется из смеси поставок газа SOCAR, а также бесплатных объемов, получаемых Грузией от транзита газа с месторождения "Шахдениз". 

Известно, что азербайджанский газ является самым дешевым в регионе в сравнении как с российским газом, так и иранским. И самым главным критерием цены является близость Азербайджана к Грузии. Азербайджанский газ до границы с Грузией проходит порядка 500 км, тогда как "Газпрому" потребуется "тащить" газ из своих сибирских месторождений на расстояние свыше 2 тыс. км. А именно протяженность доставки газа играет чуть ли не основную роль в формировании цены на газ. Еще до недавнего времени сам "Газпром" закупал газ у SOCAR, чтобы снабжать Дагестан, так как доставка собственного "голубого топлива" обходилась дороже именно из-за транспортных расходов. Поэтому непонятно, на основании каких экономических расчетов "Газпром" готов предоставлять Грузии газ дешевле, чем Азербайджан. Единственным оправданием является только политическая составляющая, учитывая, что РФ весьма активно использует "Газпром" для продвижения своих внешнеполитических интересов.

В этой связи весьма примечателен пример Армении. До вступления в Евразийский экономический союз Армения закупала газ у "Газпрома" по $270 за 1000 кубометров. При этом тогда еще руководство Армении вело активные переговоры с ЕС о подписании соглашения об ассоциации. В случае подписания такого соглашения "Газпром" грозился повысить цены до рыночного уровня. Сразу же после подписания соглашения о вступлении в ЕАЭС РФ обнулила таможенные пошлины на газ для Армении, что привело к снижению стоимости до $190. Затем Армении была предоставлена еще одна скидка в $25. В результате Армения имеет самые низкие цены на газ - $165 за 1000 кубометров, но при этом вся газовая инфраструктура находится в руках "Газпрома", да и политическая независимость государства оставляет большие вопросы. 

С такими исходными данными необходимо ли Грузии увеличивать поставки пусть даже коммерческого газа из России? Особенно в условиях, когда, покупая коммерческий газ у Азербайджана, Грузия заручается финансовой поддержкой SOCAR в реализации социальных проектов, в том числе обеспечивая бесплатное газоснабжение религиозных учреждений. 

Как бы то ни было, глава SOCAR Ровнаг Абдуллаев отправился на переговоры в Тбилиси, где провел встречу с премьер-министром Георгием Квирикашвили и Кахой Каладзе. По итогам встречи с Каладзе была достигнута договоренность о проведении работ по расширению мощности трубопровода в Грузию и наращивании поставок на 1 млн. кубометров в сутки - до 7 млн. Также стороны договорились о строительстве газохранилища, чтобы сбалансировать поставки в летний и зимний периоды. 

При этом интересно, что Каха Каладзе после встречи еще раз заявил, что Азербайджан не сможет удовлетворить все потребности Грузии. 

"Мы говорили, что технически невозможно получить дополнительные объемы газа, так было на протяжении лет, и этот дефицит мы заполняли газом "Газпрома", и, наверное, так будет и в будущем. У нас есть возможность решить эту проблему, но для этого нужно будет вложить дополнительные инвестиции", - сказал Каладзе. При этом министр сообщил, что Грузия ожидает получения дополнительного объема газа в 2019 году после завершения второй фазы проекта "Шахдениз", когда будет построен новый экспортный газопровод и возрастут объемы транзита азербайджанского газа через Грузию. То есть со слов Каладзе получается, что правительство Грузии продолжает настаивать на закупках газа из "Газпрома". В этой связи интересно, насколько терпеливой окажется SOCAR, ведь лишение возможностей заработать может отразиться и на социальных обязательствах компании. И, в конце концов, именно SOCAR, вкладывая средства в газификацию Грузии, способствовала росту потребления газа. Получается, что азербайджанская компания сеяла, чтобы плоды пожинала другая компания. 

Между тем, видимо, в ведомстве Каладзе уже начинают осознавать несостоятельность новой газовой авантюры, особенно с "Газпромом", вопреки воле своего же общества. 

По утверждению замминистра энергетики Грузии Мариам Валишвили, ведомство обсуждает с "Газпромом" возможность оплаты транзита в Армению не газом, а деньгами. А за счет этих доходов можно закупать недостающий объем у Азербайджана. По ее словам, вероятность такой замены обсуждалась на переговорах с SOCAR. При этом в интервью агентству Trend Валишвили отметила, что полностью заменить российский газ не получится, и поэтому Грузия проводит переговоры с "Газпромом". Однако, по ее словам, цены, предлагаемые российской стороной, достаточно высоки, при том что Азербайджан продает газ по очень конкурентной и выгодной цене.

Это заявление Валишвили фактически полностью противоречит позиции ее шефа. Но не стоит забывать, что у ее шефа тоже есть шеф. И вполне вероятно, что именно Валишвили озвучила изменение стратегии правительства Грузии в решении газовых вопросов.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

520


Актуально