Автор: Мираббас МАМЕДОВ Баку
Утром 23 марта 1920 года по городу Баку пронеслась шокирующая весть - в пригороде на пустыре обнаружен обезглавленный труп. Вскоре выяснилось, что человек с перерезанным горлом - один из видных представителей азербайджанских большевиков, долгое время скрывавшийся от властей, Али Байрамов. Следственные органы приступили к расследованию преступления, но завершить его не успели.
"Доказательства"
В ночь с 27 на 28 апреля 1920 года правительство Азербайджанской Демократической Республики было свергнуто и к власти пришли большевики. 29 апреля комиссар юстиции Али Гейдар Гараев поручил председателю Верховного революционного трибунала (ВРТ) принять к своему производству в числе других и дело об убийстве Али Байрамова. ВРТ получил в свое распоряжение материалы, собранные по данному делу предыдущей следственной группой. Но, как показали дальнейшие события, у новой власти было свое мнение относительно виновных в убийстве революционера А.Байрамова. О незаинтересованности ВРТ в детальном расследовании свидетельствует тот факт, что для "расследования" убийства следователю следственной части ВРТ понадобилось всего 20 дней. В подписанном им 19 мая заключительном постановлении упоминаются 19 человек, "причастных" к преступлению, а все обвинение уложилось на пяти машинописных страницах. Следователь признал виновными в убийстве А.Байрамова бывшего товарища (заместителя) министра внутренних дел, исполнявшего в период совершения преступления обязанности министра, Шафи бека Рустамбекова, бывшего военного генерал-губернатора Бакинского укрепрайона Мурада Гирея Тлехаса, бывшего начальника информационного отдела Бакинского градоначальства Алекпер хана Шахсуварова, бывшего бакинского полицеймейстера Рустам бека Мирзоева, бывшего пристава 4-го участка Баку Нуреддина Сеидова и ряд других лиц.
Однако предъявить обвинение в убийстве А.Байрамова удалось не всем. К моменту захвата власти большевиками страну покинули Шафи бек Рустамбеков, Аждар Эминов, Гусейн Надир оглу, Александр Коберидзе и Вели Мешади Гусейн оглу, а Алекпер хан Шахсуваров скончался. Таким образом, перед судом ВРТ предстали 14 человек. Обвиняемых судила коллегия ВРТ в составе Теймура Алиева (председатель) и членов Льва Ганца, Ефима Родионова, Зейнала Дадаша и Мир Башира Касумова. Процесс начался 21 мая 1920 года, а завершился 28 мая и носил показательный характер - в газете "Коммунист" было помещено соответствующее объявление, вход в зал суда был по пропускам. В течение одной недели трибунал "доказал" виновность 18 обвиняемых и невиновность одного. Однако ни один из них виновным себя в совершении преступления не признал.
О том, как совершалось правосудие, можно проследить на примере осуждения генерала Тлехаса. В качестве подозреваемого он был привлечен к следствию 19 мая, т.е. за два дня до окончания следствия. "Генерал Тлехас не свидетель, а убийца моего мужа Али Байрамова", - написала в ВРТ Джейран Байрамова. И 21 мая, когда следователь подготовил и отправил в суд заключительное постановление, генерал из свидетеля преступления превратился в обвиняемого. Следствие предъявило ему обвинение в "бездействии, повлекшее убийство". На суде генерал Тлехас показал, что ему было известно о поручении арестовать А.Байрамова в числе прочих большевиков. "Никто из должностных, официальных и потерпевших лиц за помощью ко мне не обращался", - сказал он суду, дав понять, что в такой ситуации никак не мог предотвратить преступление.
Приговором трибунала десять человек - Тлехас, Мирзоев, Субханвердиханов, Бабаев, Джабраилов, Тер-Арутюнов, Рзаев, Габиб Назар оглу, Абдурахман Гурбан оглу, Мовсумов, а также пять обвиняемых, не представших перед судом, - Рустамбеков, Эминов, Гусейн Надир оглу, Коберидзе и Вели Мешади Гусейн оглу были приговорены к высшей мере наказания - расстрелу. К десяти годам лишения свободы был приговорен Ибрагим Халил Зульфугаров, к пяти - Аслан бек Мирзоев, к трем - Нуреддин Сеидов. Николай Калойдович, начальник резерва полиции, был оправдан.
Полемика не утихает
Это был первый судебный приговор новой власти в отношении своего классового врага. Приведен он был в исполнение уже на следующий день, 29 мая в 2.30 в присутствии членов ВРТ Зейнала Дадаша и Льва Ганца, а также коменданта Баку Мазурова. Есть предположение, что обвиняемые были расстреляны на острове Наргин. Смерть их была засвидетельствована врачом, который показал в акте, что "трупы закопаны в братской могиле вблизи места расстрела на глубине 7 футов".
С того времени прошло более 85 лет, однако полемика вокруг заказчиков и исполнителей убийства А.Байрамова, мотива их действий не затихает и периодически выносится на страницы отечественных СМИ. Коммунисты всегда - и в прошлом веке, и ныне - считают, что убийство Али Байрамова - дело рук тогдашнего правительства, пытавшегося запугать бакинский пролетариат, сбить волну протеста и таким образом удержаться у власти. Поводом к убийству, по их словам, послужил факт обнаружения двух телефонных аппаратов при обыске в квартире, в которой А.Байрамов жил со своей женой Джейран Байрамовой, приемным сыном и бабушкой жены. Этот факт подтверждается Дж.Байрамовой в ее показаниях следствию. Существует мнение, что Дж.Байрамова, служившая в то время в информационном отделе, посредством этих телефонов передавала большевикам секретные сведения. Из-за этого, утверждают последние, и был убит А.Байрамов. Однако в изученных нами архивных материалах по делу об убийстве А.Байрамова на этот счет ничего определенного нет.
Правительство же заявило о своей непричастности к убийству большевика. Его позиция была выражена в газете "Истиглал" ("Независимость"), в одном из номеров которой говорилось, что Азербайджанская Республика является демократическим государством, и каждый гражданин ее выражает возмущение такого рода преступлением. Автор статьи отмечал, что дело следствия - раскрыть убийство и выяснить мотивы его преступников. По его мнению, для правительства убить Байрамова означало "намазать масло на хлеб большевиков".
Есть также версия, что убийство А.Байрамова было совершено на почве личной ненависти, ибо он пролил немало крови, участвуя с оружием в руках в установлении советской власти в уездах и Баку. Его действиями, в частности, были недовольны бакинские гочу. В материалах следствия указывается, что "20 марта он (Байрамов) шел по Мельничной улице (ныне Ага Дадаша Гурбанова). Между 2-й и 3-й Параллельными (ныне улицы Балы Баба Меджидова и Махмуда Абилова) его остановили гочу Аждар Эминов и Гусейн Надир оглу" и увели к полицеймейстеру, с которым "заранее обдумали убийство".
Еще одна версия преступления заключается в том, что А.Байрамов был убит по указке своих товарищей по партии. На первый взгляд это может показаться неправдоподобным. Но если вспомнить 1937 год…
Сегодня трудно, а практически невозможно раскрыть истинные мотивы убийства А.Байрамова, выявить действительных участников и заказчиков этого преступления. Тем не менее на надгробном камне на могиле А.Байрамова высечено: "Зверски убит мусаватскими палачами".
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: