24 Ноября 2024

Воскресенье, 08:40

ФАЛЬШИВАЯ ЗАМОРОЗКА

Очередная попытка нефтедобывающих стран повлиять на цены, похоже, завершается провалом

Автор:

01.03.2016

Рынок фактически никак не отреагировал на договоренности России, Катара, Венесуэлы и Саудовской Аравии о заморозке добычи нефти - цены на нефть все так же колеблются в коридоре $30-35 за баррель.

Инициатором этой меры выступила Венесуэла, которая больше других нефтедобытчиков страдает от низких цен на нефть. В прошлом году, по данным венесуэльского центробанка, ВВП страны сократился на 5,7%. МВФ же на текущий год предсказывает еще более мрачные перспективы - ВВП южноамериканской страны может сократиться на 8%. Страна пошла на масштабную девальвацию - официальный курс доллара повышен с 6,3 боливара до 10. Впрочем, за эту сумму долларов все равно не купить, на черном же рынке курс доллара составляет 1000 боливаров. В текущем году стране предрекают масштабную инфляцию - 720%! Есть даже вполне обоснованные опасения в неспособности обслуживать внешний долг, что приведет к дефолту со всеми вытекающими последствиями. 

Спасением для Венесуэлы, которая на 90-95% зависит от продаж нефти, может стать лишь резкий рост мировых котировок на "черное золото". Но потуги президента Николаса Мадуро добиться сокращения добычи нефти совершенно не находят отклика даже среди соратников по ОПЕК, не говоря уже о странах вне картеля. Правда, первоначально сообщения о некой договоренности, к которой, кроме членов ОПЕК, готова подключиться и Россия, вызвали определенные надежды и привели к небольшому росту цен. Тем более что к заморозке обещали присоединиться ОАЭ и Нигерия. Но уже первичный анализ предварительного соглашения показал, что особого влияния на рынок заморозка добычи иметь не будет. 

Страны договорились заморозить добычу нефти на уровне 11 января, но именно на этот период приходятся исторические максимумы добычи в Саудовской Аравии (10,2 млн. баррелей в сутки) и России (10,9 млн. баррелей). А значит, решение никак не повлияет на снижение избытка нефти на мировом рынке в свете слабого роста потребления. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), рост спроса на нефть в текущем году замедлится до 1,2 млн. баррелей в сутки с 1,6 млн. в прошлом году. 

При этом оставался открытым вопрос, как отреагируют на подобное соглашение другие крупные производители нефти - в первую очередь Иран и США. Причем главным фактором остается позиция Ирана, который только освободился от западных санкций и стремится вернуть свою долю на мировом рынке нефти. Поэтому министр нефти Венесуэлы, являющейся инициатором мер по заморозке добычи, провел переговоры в Тегеране со своими коллегами из Ирана, Ирака и Катара. 

Первая реакция министра нефти Ирана Биджана Намдара Зангане была вполне оптимистичной: "Мы приветствуем сотрудничество как со странами ОПЕК, так и с государствами, не входящими в организацию. Хотя этот шаг и является первым, он не должен стать единственным. Но он может послужить началом дальнейшего сотрудничества между странами ОПЕК и другими производителями в целях улучшения положения на нефтяном рынке". 

Как писало агентство Reuters, Ирану предложили особые условия, в числе которых либо согласие на ограниченное увеличение добычи, либо увязка роста производства с будущим восстановлением цен на нефть. Но Иран, по всей видимости, в конечном счете не остался доволен этими предложениями. Об этом говорит заявление Б.Зангане о том, что предложение России и нескольких стран ОПЕК о заморозке добычи нефти на январском уровне является смехотворным. "Это просто смехотворно, они предлагают заморозить добычу нефти и призывают к этому с добычей на уровне 10 млн. баррелей в день, тогда как Иран добывает 1 млн. баррелей в день", - сказал министр. 

Позиция же США также скептична - министр энергетики США Эрнест Мониз и спецпредставитель Госдепартамента Амос Хохштейн заявили, что не видят смысла в заморозке добычи нефти на уровне января, поскольку на рынке уже переизбыток сырья.

Кроме того, по словам Хохштейна, правительство не имеет права вмешиваться в работу компаний и искусственно регулировать объемы добычи и экспорта нефти. 

В целом недоверие к возможности увеличения цен на нефть путем заморозки добычи выразили и инвестиционные банки, и рейтинговые агентства, в числе которых DeutscheBank, Commerzbank, Citi, Standard & Poor's и другие. Более того, Standard & Poor's ухудшило свой прогноз по средней цене на нефть марки Brent в 2016 году до $40 с ожидавшихся ранее $55 за баррель. Прогноз по средней цене на нефть марки Brent в 2016-2019 годах ухудшен до $46 с прогнозировавшихся ранее $65 за баррель. Для повышения же цен необходимы баланс между спросом и предложением и даже недостаток нефти на рынке. 

Как показывает анализ агентства Trend на основе данных МЭА, с 2004 по 2014 год мировой спрос на нефть всегда превышал предложение в среднем на 4%, вследствие чего цены стабильно росли (см. табл.). Сейчас же, учитывая замедление экономического роста в Китае, а также усиление кризиса в отношениях между нефтедобывающими странами, рассчитывать на кардинальный рост спроса на нефть не приходится. 

Выходом из положения теоретически могло бы стать общее решение нефтедобывающих стран о снижении добычи. С такой инициативой выступил министр нефти Омана Мухаммед Ахмед ар-Румхи, предложивший странам ОПЕК и не входящим в организацию государствам урезать добычу на 5-10%, чтобы стабилизировать рынок. Сам Оман готов взять обязательства на сокращение добычи на 100 тыс. баррелей в сутки. Однако основные нефтедобытчики в корне не согласны с такой постановкой вопроса. В частности, министр нефти Саудовской Аравии Али бен Ибрагим аль-Нуайми заявил, что королевство не пойдет на сокращение объемов добычи нефти, так как не верит, что его примеру последует достаточное количество нефтедобывающих государств. По его словам, есть более эффективные способы восстановить равновесие на товарном рынке, нежели сокращать добычу в Саудовской Аравии. Иран же намерен продолжать активно наращивать добычу с прицелом довести ее до 4,6 млн. баррелей в сутки до 2021 года с нынешних 3,5 млн. баррелей. 

Ситуация усугубляется также еще из-за добычи сланцевой нефти в США, которая и стала одной из причин нынешнего кризиса. Хотя в США за год остановились более 1000 буровых установок из 1600 задействованных, технология добычи сланцевой нефти позволяет в короткие сроки восстановить работу. Об этом предупреждает и генеральный секретарь ОПЕК Абдалла аль-Бадри. "Не знаю, как мы будем жить с этим… При любом повышении цены немедленно отреагирует сланцевая отрасль и перекроет все сокращение объемов добычи", - сказал аль-Бадри. По его словам, ОПЕК никогда не приходилось иметь дело с источником нефти, который может так быстро реагировать на изменение цены и восполнять недостающие объемы. Этот фактор существенно усложняет возможность картеля сдерживать падение цен путем сокращения добычи. По данным же МЭА, хотя добыча сланцевой нефти в США снизится в 2016-2017 годах, в последующий период показатель будет расти до 2021 года - и США станут основным локомотивом роста мировой добычи. Поэтому и ждать существенного повышения цен в ближайшие годы не стоит. По прогнозам гендиректора МЭА Фатиха Бирола, цена на нефть может увеличиться до $80 лишь к 2020 году. 

В нынешних условиях единственной возможностью повышения цен на нефть является превышение спроса над предложением. А для этого в первую очередь необходим устойчивый рост потребления нефти. Но пока признаков этого не видно - замедляются темпы роста экономики Китая, тормозя за собой практически всю мировую экономику. Итоги 2015 года как в Европе, так и в США оказались не столь радужными в плане экономического подъема, как это было в первой половине прошлого года. Да и возможности договориться основным нефтедобывающим странам о каком-либо снижении уровня добычи очень малы. Кроме фактора США с его сланцевой нефтью и нежеланием государства регулировать работу частных компаний не стоит забывать и о глубоких политических противоречиях между арабскими монархиями Персидского залива во главе с Саудовской Аравией и Ираном, а также напряженности отношений Саудовской Аравии и России на фоне событий в Сирии. В таких условиях ни одна из сторон не хочет упускать даже мизерную часть этой сферы, ведя фактически войну на нефтяных рынках. 

А значит, и ждать нефтяного изобилия в ближайшие годы больше не приходится - "золотой век" для нефтедобывающих стран подошел к концу.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

461


Актуально