Автор: Фуад ГУСЕЙНАЛИЕВ Баку
Газовая тематика стала определяющей в региональном масштабе в конце февраля - начале марта. Внимание к ней привлекло сразу несколько событий, в числе которых второе заседание Консультативного совета "Южного газового коридора" (ЮГК), завершение переговоров по поставкам азербайджанского газа в Грузию, а также анонсирование "Газпромом" нового варианта доставки газа в Южную Европу.
Прошедшее в Баку второе заседание Консультативного совета ЮГК в очередной раз подтвердило приоритетность данного маршрута для Европы. Не зря свой первый визит в Азербайджан верховный представитель Европейского союза (ЕС) по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини приурочила к данному заседанию.
"Я нахожусь здесь с четким и конкретным мандатом. Он заключается в том, что мы серьезно поддерживаем "Южный газовый коридор" и намерены по возможности выполнить взятые нами обязательства, в частности лично мое обязательство, для своевременного завершения, продвижения проекта", - подчеркнула Могерини.
Хотя в последнее время говорят о нескольких источниках газа для диверсификации энергопотоков в Европу, включая возможности иранского и иракского газа, а также сланцевого газа из США, наиболее реальной возможностью пока остается азербайджанское "голубое топливо". Именно поэтому проект "Южный газовый коридор" меняет энергетическую карту Европы, о чем говорил президент Азербайджана Ильхам Алиев. "Азербайджан получит выход на крупные рынки, регулируемые правилами, опытом и законодательством. Европейские потребители будут получать газ из надежного, дружеского источника, нового источника. Этот источник может десятилетиями обеспечивать надежные поставки", - отметил глава азербайджанского государства на заседании Консультативного совета.
В этой связи интересны и слова Мароша Шефчовича о том, что "в ЮГК мы видим наглядный пример того, как Европа диверсифицирует энергетические ресурсы. Речь идет о новом поставщике, находящемся по новому адресу, новом маршруте, новом газе. Это действительно привносит новые элементы в энергетическую безопасность Европы".
Кстати, весьма примечательно, что в данном заседании Консультативного совета принимали участие и представители финансовых организаций. Серьезный интерес к финансированию строительства Трансанатолийского (TANAP) и Трансадриатического (TAP) трубопроводов, которые являются частью ЮГК, проявляют Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк, Международная финансовая корпорация и другие.
Учитывая, что большая доля в проекте TANAP принадлежит SOCAR, вопрос с финансированием его строительства стоит менее остро, поэтому и работы на маршруте идут полным ходом, чтобы обеспечить поставку газа в Турцию уже в 2018 году.
Особых проблем не остается, по всей видимости, и в реализации проекта ТAP. Еврокомиссия одобрила соглашение между консорциумом TAP и правительством Греции о предоставлении налоговых льгот, что открывает возможности для начала строительства трубопровода. По словам управляющего директора ТАР Йена Бредшоу, строительство трубопровода начнется уже к лету 2016 года, до этого же срока будут решены вопросы финансирования.
Интерес к финансированию проекта ЮГК в период низких цен на энергоресурсы и тенденции снижения капитальных затрат со стороны нефтегазовых компаний показывают важность этого маршрута для основных игроков. По словам Мароша Шефчовича, в подобных условиях необходимо ускорение работ по проекту, так как любые задержки могут привести к ненужным затратам. В этой связи он призвал быстрее решить вопрос по поводу беспокойства местных властей и общины области Апулия на юге Италии. "Консорциум ТАР готов продемонстрировать, что проект не принесет никакого вреда ни окружающей среде, ни туристической индустрии. Наоборот, проект обеспечит новые рабочие места и бизнес-возможности для этого региона. Мы надеемся, что этот вопрос будет решен без влияния на график и изначальную концепцию этого проекта", - отметил Шефчович.
Примечательно также, что за несколько дней до заседания Консультативного совета по ЮГК о новом маршруте поставок газа в Европу объявил и российский "Газпром". 24 февраля "Газпром", итальянская Edison и греческая DEPA подписали меморандум о поставках газа из РФ по дну Черного моря в ЕС. С этой целью стороны намерены использовать результаты работ, проведенных Edison и DEPA в рамках проекта ITGI Poseidon.
В свое время данный проект рассматривался как участок "Южного газового коридора" для поставок азербайджанского газа, но выбор в конечном счете пал на проект TAP. Первоначально проект предусматривал выход в Грецию через территорию Турции и далее через Ионическое море в Италию.
В данном случае "Газпром" намерен использовать морскую часть проекта, чтобы попасть в Грецию через Болгарию или Румынию и воспользоваться уже проложенной инфраструктурой "Южного потока" до черноморского побережья РФ.
Однако тут вопрос упирается не только в желание и возможности финансирования "Газпрома", но и в поддержку Евросоюза. Именно позиция Еврокомиссии поставила ранее крест на "Южном потоке", предусматривающем поставки российского газа в ЕС через Болгарию.
И нельзя исключать такой же позиции в отношении нового российского проекта. По крайней мере вице-президент ЕК Марош Шефчович заявил, что ЕС предстоит оценить эффективность и целесообразность нового проекта.
По его словам, если данный проект потребует строительства крупных инфраструктурных объектов, то не следует забывать, что имеющаяся инфраструктура используется всего на 50%. "С учетом этого фактора эффективность проекта уже находится под сомнением", - отметил он.
В этих условиях ЕС остается приверженным варианту поставки российского газа транзитом через Украину, обойти которую и преследуют цель новые российские газопроводные проекты. "Мы считаем, что, несмотря на геополитическое напряжение на восточной границе страны, Украина за последние два года показала, что является надежным транзитером, и мы хотим сохранить в будущем этот маршрут", - сказал Шефчович.
Более жесткую позицию выразил спецпосланник Госдепа США по международным энергетическим вопросам Амос Хохштейн, отметивший, что проект IGI Poseidon не отвечает политике многовекторности источников поставок газа. "Единственным способом обеспечения энергетической безопасности является диверсификация. Другие проекты, которые поставляют один и тот же газ с одних и тех же месторождений одним и тем же потребителям, пусть и по новому трубопроводу, не будут способствовать энергетической безопасности", - сказал он.
"Южный поток", "Турецкий поток", "Северный поток" и другие - это просто заново представленные политические проекты, которые имеют сомнительную экономическую ценность, особенно в этих рыночных условиях", - считает Хохштейн. По его мнению, в условиях сокращения инвестиций в нефтегазовую сферу Европе следует сосредоточиться на финансировании новых источников газа, таких как "Южный газовый коридор", а не обсуждать проекты, которые просто будут поставлять один и тот же газ.
Особая заинтересованность Евросоюза в ЮГК вызвана не только возможностью поставки азербайджанского газа в Европу, но и открытием пути в Европу для туркменского, иранского, иракского и даже израильского газа, запасы которого обнаружены у побережья Израиля.
В первую очередь ЕС сосредоточен на подключении Туркменистана к проекту ЮГК. По словам Шефчовича, высказанным в интервью агентству Trend, в переговорах по поставкам туркменского газа в Европу наблюдается достаточный прогресс: "В Стамбуле состоялось очередное заседание рабочей группы, на котором рассматривались два варианта поставок газа из Туркменистана в Европу. Теперь необходимо, чтобы эти варианты были оценены всеми правительствами, и мы надеемся, что совсем скоро вернемся вновь к обсуждению этого вопроса", - сказал он. Как отметил Шефчович, события в Ираке, Иране, Восточном Средиземноморье также создают возможности получать газ от новых потенциальных поставщиков. "В конечном счете всё зависит от того, какой общий спрос на газ будет в Европе, который, по сегодняшним прогнозам, в 2030 году составит от 380 до 450 млрд. кубометров в год. И, конечно же, нужно понять, какой путь поставок этого газа в Европу будет наиболее эффективным с точки зрения цены, как можно использовать для этого ЮГК, либо использовать альтернативные варианты, такие как СПГ", - сказал Шефчович.
Кстати, на заседании Консультативного совета ЮГК была поставлена точка в вопросе обеспечения газом Грузии. Участвовавший в заседании вице-премьер Грузии Каха Каладзе объявил о завершении переговоров по росту поставок азербайджанского газа и пересмотру его цены. Непосредственно соглашения были подписаны уже в Тбилиси во время визита президента SOCAR Ровнага Абдуллаева.
По новому соглашению Азербайджан поставит в соседнюю страну дополнительно порядка 500 млн. кубометров газа в год, доведя общий объем экспорта газа в Грузию до 3 млрд. кубометров. По словам Р.Абдуллаева, это позволит полностью обеспечить газом Грузию, по крайней мере до 2030 года. Также в контракте на поставку газа применена специальная формула определения цены на основе стоимости топлива на мировых рынках с автоматическим пересмотром каждые 6 месяцев. По мнению Абдуллаева, эта формула соответствует мировому опыту. "Было время, когда мировые цены на газ были выше тех, по каким мы обеспечивали газ Грузии. Сейчас цены очень упали, поэтому нормально, что грузинская сторона настаивала на пересмотре. Мы решили использовать мировой опыт и вывести отдельную формулу", - сказал Р.Абдуллаев телеканалу ANS.
Примечательно, что азербайджанская сторона изыскала возможности и свободные трубопроводные мощности для наращивания поставок газа в Грузию, хотя буквально пару месяцев назад Каха Каладзе настаивал на необходимости закупок российского или иранского газа из-за ограниченности возможностей Азербайджана. Кроме того, Каладзе отмечал, что "Газпром" жестко настаивает на оплате деньгами стоимости транзита газа в Армению, тогда как до этого Грузия получала 10% объема поставок. Именно выпадением этого объема в пределах 300 млн. кубометров и ростом потребления газа правительство Грузии обосновывало необходимость закупки российского газа. Но уже после подписания соглашений с SOCAR Каладзе заявил об отказе от варианта закупок иранского газа из-за его дороговизны. С "Газпромом" также в краткие сроки Грузией было заключено соглашение о транзите по прежним условиям, предусматривающим выделение 10% объема газа, поставляемого в Армению.
R+ ранее писал о том, что Азербайджан поставляет в Грузию газ по самым выгодным условиям, с которыми не может конкурировать ни российское, ни иранское "голубое топливо". И конечный итог переговоров Грузии с азербайджанскими, российскими и иранскими поставщиками в очередной раз это подтвердил.
В принципе желание Тбилиси снизить цену на газ вполне понятно и естественно. И в нынешних условиях снижения цен на нефть применение формулы для определения стоимости газа - наилучший выход. Однако насколько Грузия останется привержена этой формуле при повышении цен на нефть, которое в полной мере отразится и на газе?
В любом случае в отношениях с Грузией Азербайджан вновь подтвердил свою надежность как партнера. Такой же подход ставится во главу и при поставках газа в Турцию. Можно не сомневаться, что при поставках газа в Европу официальный Баку также будет брать за основу лишь экономическую эффективность. "Энергетический фактор ни в коем случае не должен являться политической инициативой или средством политического требования. Мы должны отделить энергетическое сотрудничество от политического формата. Лишь в этом случае мы можем добиться успеха", - заявил президент Ильхам Алиев на заседании по ЮГК, отметив, что Азербайджан привержен своей энергетической политике, "поощряющей свободную конкуренцию, рыночную экономику, сотрудничество, а не столкновения в энергетическом секторе".
Эта позиция Азербайджана находит отклик и среди европейских партнеров. "Проект "Южный газовый коридор" имеет для нас больший смысл, чем диверсификация энергии, в то же время данный проект значительно больше энергетической безопасности Европейского союза. Этот проект заключается в расширении и углублении политических, экономических и социальных связей с рядом партнеров, вносящих вклад в его реализацию в более обширном регионе", - заявила в Баку Федерика Могерини.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: