Автор: Зарифа БАБАЕВА Баку
За тот непродолжительный промежуток времени, который история отвела на существование Азербайджанской Демократической Республики, первая на Востоке демократическая республика успела проделать огромную работу по построению светского государства. Всех достижений 23 месяцев не перечесть, а потому остановимся на одном из значимых событий - отправке за границу абитуриентов и студентов для получения образования за счет государства.
Капитал в образование
Еще 28 октября 1918 года правительство рассмотрело вопрос "Об условиях разрешения студентам-мусульманам выезда за границу и порядка призыва их в войска" и позволило выехать за рубеж тем "...кои представят доказательства возможности поездки и поступления за границей в высшие учебные заведения. По представлению доказательств, разрешение на выезд представить в каждом отдельном случае на усмотрение министра народного просвещения по согласованию его с министром внутренних дел, коим представить также и назначение в каждом отдельном случае стипендий нуждающимся студентам". Однако поистине историческим стало решение парламента от 1 сентября 1919 года. Многие годы эта дата воспринималась нами как день учреждения Бакинского государственного университета. Но в этот день депутаты также обсудили и приняли постановление по еще одному важному вопросу - о направлении в ведущие вузы, в основном западные, 100 молодых азербайджанцев для получения образования за государственный счет.
Докладчиком по данному вопросу был Ахмед бек Пепинов. Предложение одобрили Р.Векилов, А.Эфендизаде, Р.Агабеков и другие депутаты. В поддержку инициативы парламентариев выступил и министр народного просвещения Рашид хан Капланов. Фракция "Ахрар" выступила с инициативой установления контроля над бытом и жизнью направляемых за рубеж молодых людей, а также обязать часть из них поступать на факультеты математики, литературы и естествознания. Депутаты одобрили первое предложение и отвергли второе. Они проголосовали "за" также по следующему предложению (автор - Аршаг Малхазян): "Пользующиеся государственной стипендией студенты обязаны после завершения учебы четыре года прослужить в местах, указанных правительством". Правительству было поручено выделить 7 миллионов рублей на дорожные расходы и стипендию. Каждому отправляющемуся в Европу студенту на дорогу выдавались 1000 французских франков и устанавливалась ежемесячная стипендия в размере 400 франков. Те, кто направлялся в Россию, мог рассчитывать на 3000 рублей на дорогу и столько же - на стипендию каждый месяц.
Следует отметить, что к началу 1919 года в Азербайджанской Республике не было ни одного высшего учебного заведения. И это, в общем-то, неудивительно, если учесть отношение царской России к образованию и национальным окраинам. Напомним, что к тому времени в России существовали лишь десять университетов, тогда как во Франции таковых насчитывалось 14, в Англии - 18, в Германии - 22. Будет не лишним упомянуть города, в которых действовали университеты, - Москва и Петербург, Киев, Юрьев (Тарту), Харьков, Казань, Варшава, Одесса, Томск, Саратов.
Правительству АДР в наследство от царской России достались 23 средних учебных заведения, которые затем перешли в подчинение Министерства народного просвещения республики - мужские и женские гимназии, реальные училища, учительские семинарии, политехническое и коммерческое училища. Во всех средних учебных заведениях, за исключением учительских семинарий, в первой половине 1919/1920 учебного года обучались 9611 учеников, около трети которых были азербайджанцами. Следует сказать, что численность азербайджанцев в училищах заметно возросла именно с приобретением страной независимости в мае 1918 года. В царской России азербайджанцы составляли незначительную часть учащихся. Так, в 1912 году в Бакинском среднем механико-строительном техническом училище, почетным попечителем которого был Гаджи Зейналабдин Тагиев, из 378 учащихся русских было 223, армян - 54, грузин - 35, евреев - 27, азербайджанцев - 15.
Студенты за рубежом
Согласно существовавшему в то время в России порядку, для поступления в университеты необходимо было закончить полный восьмилетний курс обучения в гимназиях, а для поступления в технические вузы - семь лет реального училища. Однако вернемся к вопросу отправления азербайджанских студентов за рубеж. Отбором лиц занималось Министерство народного просвещения. Здесь работала комиссия в составе Мамедэмина Расулзаде (председатель), Ахмед бека Пепинова, Мехти бека Гаджинского, Абдуллы бека Эфендизаде, Гара бека Гарабейли. В списке лиц, направляемых на учебу в Европу, который был подписан министром народного просвещения Гамид беком Шахтахтинским в январе 1920 года, значится 81 имя - 11 человек едут в Англию, 23 - в Италию, 47 - во Францию. При этом уточняется, что трое будут обучаться за свой счет (1 - в Англии, 2 - во Франции). Еще 9 человек направлялись на учебу в Турцию. А 13 человек предполагалось отправить в Россию. В целом все отобранные абитуриенты и студенты выехали за рубеж. В кратком отчете деятельности МНП отмечается, что в связи с происходящими в России "внутренними беспорядками" направить студентов в эту страну не удалось. Однако эта информация требует уточнения. К примеру, правительство Азербайджана выдало 21 тысячу рублей студенту 3-го юридического факультета Петербургского психоневрологического института Теймур беку Векилову для продолжения обучения в России. Заметим, что к началу 1917 года в российских вузах училось немало азербайджанцев. Но не все пожелали вернуться туда после октября 1917 года. Так, Садыхов Мир Садых оставил учебу в Томском технологическом институте после первого курса и был включен в состав студентов, выезжающих в Европу. В список выезжающих в Европу были внесены также студенты медицинского факультета только что открытого Бакинского государственного университета Джафар Кязимов, Исмаил Ахундов, Джавад Алимурадов и Мамед Сеидалиев.
Как видим, среди стран, куда направлялись азербайджанцы для продолжения образования, нет Германии. Однако последующее изучение архивных материалов показывает, что более 40 человек, которые должны были ехать в Англию, Италию и Францию, затем оказались в германских вузах. Только в Горную академию в Фрайбурге были приняты 7 студентов-азербайджанцев. Из прибывших в Париж 52 человек 28 поехали в Германию. Из 23 человек, направленных в Италию, вначале здесь остались только 6 - остальные 17 выехали в Германию.
Однако попасть в Германию оказалось не так уж просто. 9 марта, спустя почти два месяца после выезда из Азербайджана, представители группы студентов, едущих в Германию, сообщали министру народного просвещения, что все еще находятся в Риме и ждут визу. Из-за отсутствия дипломатического представительства нашей страны в Италии помощь азербайджанским студентам оказывала миссия Грузии. Кстати, и стипендия нашим студентам поступала через грузинскую миссию.
Финансовые трудности
16 января 1920 года министр народного просвещения Г.Шахтахтинский направил председателю азербайджанской делегации в Париже Али Мардан беку Топчибашеву список 78 абитуриентов и студентов, отправленных в европейские страны для продолжения учебы за счет государства, и попросил "... не отказать принять на себя заботу в смысле определения командированных в соответствующие учебные заведения и вообще в устройстве названных соотечественникам сносных условий жизни за границей". Одновременно министр просил сообщить о времени действительного поступления в вузы направленных на учебу лиц и ставить в известность министерство "об их образе жизни за границей".
Заметим, что командированные за рубеж студенты испытывали большие материальные трудности. Выше говорилось, что ежемесячная стипендия составляла 400 французских франков. Но эта сумма, по словам студентов, была ничтожной. К тому же имели место задержки с их выдачей. 28 марта 1920 года из дипломатической миссии в Париже сообщали в Министерство народного просвещения, что предназначенные для студентов средства не поступили, а потому миссия выдала стипендию из собственных средств.
На малый размер стипендии жаловались обучающиеся во всех государствах: Франции Германии, Италии и Турции. "Комнаты стоят от 250 марок, обед и ужин в самом дешевом ресторане - 32 марки в день, плата за обучение 1500 марок за семестр", - писали студенты из Германии.
После смены власти в Азербайджане положение ухудшилось. В стане студентов царила неопределенность. Дипломатическая миссия в Париже выдала студентам некоторую сумму денег и заявила, что впредь средства от мусаватского правительства поступать не будут, и каждый волен сам определить свою дальнейшую судьбу. Азербайджанские студенты выбрали делегацию, которой поручили выехать в Азербайджан и выяснить, как им быть дальше - вернуться на родину или продолжить учебу.
В архивных делах имеется составленный студентом Абдином Мир Касимовым список азербайджанских студентов, обучающихся в европейских вузах за счет государства. Датируемый августом 1920 года список из 83 фамилий стал основой для информирования правительства страны народным комиссаром просвещения Азербайджанской ССР о ситуации со студентами. Из документа становится ясно, что в Германии обучаются 46, во Франции - 30, Турции - 4, Италии - 3 человека.
9 августа 1920 года состоялось заседание Революционного комитета Аз.ССР под председательством Наримана Нариманова, на котором было заслушано "ходатайство представителя студентов, командированных бывшим азербайджанским правительством за границу для завершения образования - об отпуске средств и вообще о материальной поддержке". Ревком постановил: "Принципиально признать помощь, необходимую студентам, и предложить Наркомпросу совместно с Наркоминдел изыскать средства и пути перевода этих средств".
Посольство Италии в Азербайджане уведомило Нарком по иностранным делам о готовности принять под свою защиту азербайджанских студентов, а также пересылать им денежные средства, которые отпустит азербайджанское правительство. Однако вопрос финансирования студентов никак не решался. 12 декабря 1920 года Наркомфинансов поставил Наркомпросвещения в известность, что вопрос изыскания денег на обучение студентов очень сложный, запаса валюты нет, трудно установить количество и род необходимой валюты. По этой причине денег студентам не было перечислено. 20 декабря 1920 года Наркомпросвещения писал в Наркоминдел: "В августе с.г. обсуждался вопрос об оказании материальной помощи командированным в прошлом году за границу студентам, и тогда Азревком принципиально признал эту помощь необходимой и поручил вам изыскать средства и пути к переводу этих средств по принадлежности. Прошу вас срочно сообщить, посланы ли денежные средства".
По-разному сложилась судьба азербайджанских студентов после прихода большевиков к власти в Азербайджане. Советское правительство провело "фильтрацию" обучающихся в Европе студентов - одним была оказана материальная помощь для продолжения обучения, другим - отказано в поддержке. Немало студентов отказалось вернуться на родину после завершения учебы. Были и такие, которые вернулись в Азербайджан, но прожив здесь некоторое время, уехали за границу. Незавидной оказалась участь тех, кто решил жить и работать на родине. Многие из них были обвинены в измене родине и шпионаже и подвергнуты репрессиям. Но это тема уже другого исследования.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: