Автор: Мираббас МАМЕДОВ Баку
Первые немецкие колонисты, подданные Вюртембергского королевства Германии (родина великого Шиллера, в настоящее время территории бывшего королевства входят в состав земли Баден-Вюртемберг со столицей Штутгартом), прибыли на Кавказ в конце первого десятилетия XIX века. Первая группа решила обосноваться недалеко от Тифлиса, а несколько семей из второй группы в поисках удачи двинулись дальше и местом для поселения избрали местечко недалеко от Елисаветполя, нынешней Гянджи. Это было в 1818 году. Что же побудило порядка 500 семей оставить родные края в начале XIX века и ехать в доселе неизвестную местность, да еще другого государства? Видимо, земельная реформа, в результате которой многие крестьяне королевства лишились земли и, следовательно, источника существования. Возможно, были и иные причины, в том числе политического, а также религиозного характера.
Единый организм
Как бы там ни было, через сто лет после переселения на территорию нынешнего Азербайджана немцы обосновались в восьми колониях: это Еленендорф (ныне город Гейгель), Анненфельд (Шамкир), Траубенфельд (Товуз), Елизаветинка (Агстафа), Георгсфельд (пос. Чинарлы в Шамкирском р-не), Алексеевка (село Гасан-Су в Агстафинском р-не), Гринфельд (пос. Вургуна в Агстафинском р-не), Эйгенфельд (село Иримашлы в Шамкирском р-не). Основным видом деятельности немцев было, конечно, земледелие, точнее виноградарство и связанное с ним виноделие. Однако им не были чужды и различные ремесла. Колонии выделялись своей ухоженностью, чистотой, аккуратностью. Как отмечает исследователь жизни, труда и быта азербайджанских немцев Н.А.Ибрагимов, "колония жила и работала как разумно спланированный единый организм".
Благодаря заступничеству азербайджанцев, немецкая колония уцелела и не подверглась депортации в годы Первой мировой войны, когда за право на гегемонию в Европе на полях сражений столкнулись Россия, гражданами которой были колонисты, и Германия - историческая родина этих колонистов. Высшая власть в России решила не применять к азербайджанским немцам царский указ о лишении их, подданных России, собственности и высылке в глубь страны, т.е. в Сибирь, из районов военных действий, к которым был причислен и Кавказ.
28 мая 1918 года была провозглашена независимая Азербайджанская Демократическая Республика. В составе парламента нового государства предусматривалось представительство всех национальностей, населяющих республику. Исходя из данного принципа, азербайджанским немцам было выделено одно место в Законодательном собрании АР. Возможно, впервые за 100 лет проживания на Кавказе азербайджанские немцы почувствовали себя полноправными гражданами государства. Кстати, в июне 1919 года они торжественно отмечали столетие своего переселения в Азербайджан. По этому поводу немецким колонистам была направлена приветственная телеграмма парламента страны. К апрелю 1920 года у немецких колонистов была крепко устоявшаяся и хорошо развитая сельскохозяйственная экономика, главное место в которой, безусловно, занимали виноградарство и виноделие. Поняв выгоды коллективного ведения хозяйства, мелкие и средние хозяйства колонистов еще в начале XX века организовались в ряд товариществ-кооперативов, самым известным из которых был кооператив "Конкордия". Приход большевиков к власти кардинально изменил положение немецких колонистов в Азербайджане. Многие из них выглядели в глазах новой власти "эксплуататорами простого народа", с которыми надо было покончить раз и навсегда. Все более или менее крупные винодельческие предприятия были национализированы, а на их базе создали совхозы, которые вошли в состав государственного треста "Азервино". Удивительно, но факт: во всех этих передрягах с изменением форм собственности уцелел лишь кооператив "Конкордия". В его состав со своим имуществом влились хозяйства, ранее входившие в расформированные товарищества. Однако, как выяснилось через несколько лет, власти оставили в покое "Конкордию" лишь до поры до времени. По данным исследователя С.Зейналовой, в 1926 году кооператив объединял 96,1% населения 8 немецких колоний Азербайджана, т.е. почти абсолютное большинство колонистов. Возможно, именно это ограничивало масштабную карательную кампанию против немцев в Азербайджане.
Начало разгрома
В начале 1926 года деятельность кооператива "Конкордия" проверило Министерство рабоче-крестьянской инспекции. Обвинительное заключение было передано в суд. Дело слушалось в Верховном суде Азербайджана с 25 июля по 3 августа 1926 года. Из материалов суда становится известно, что обвинения в совершении преступлений по различным статьям УК предъявлены членам главного правления кооператива Георгию Георгиевичу Беку, Готливу Ивановичу Гуммелю, Лоренцу Куну (бывший член парламента АР, представлявший немецких колонистов. - Авт.), Эрнсту Гуммелю, Адольфу Куну, членам и сотрудникам того же кооператива Отто Цайзеру, Роберту Онгемаху, Фридриху Рейнтенбаху, членам Георгиевского сельсовета Вильгельму Беку, Вернару Вакенгерту, Эдуарду Брейшу. Главная их вина заключалась в том, что для реализации отправленного "Конкордией" через Внешторг за границу обществу "Гермес" коньячного спирта и приобретения там для нужд кооператива лечебных материалов, орудий производства и других предметов был приглашен в качестве представителя "Конкордии" за границей проживающий в Берлине житель колонии Еленендорф Теодор Гуммель. А для исполнений различных поручений Гуммелю через Московское и Тифлисское представительства по поручению главного правления переводились деньги иностранной валютой. Однако переводы на имя Т.Гуммеля осуществлялись не через банки, а посредством дипломатических курьеров германского посольства в Москве и консульства в Тифлисе. Через курьеров отправлялась в Германию и корреспонденция. Такая ситуация имела место до 1924 года. Делами же главного правления ведали его бессменный председатель Георгий Бек, а также Готлив Гуммель и Лоренц Кун. Следствие установило также, что с 1921 по 1923 год с целью беспрепятственного вывоза продукции правление "Конкордии" давало взятки вином, коньяком и деньгами государственным и железнодорожным учреждениям. В документах эти расходы проходили как "смазочные".
В ходе судебного расследования ряд пунктов обвинений не нашли подтверждения, в некоторых же эпизодах суд не усмотрел состава преступления. Тем не менее Г.Бек и Г.Гуммель были приговорены к 10, а Л.Кун - к 8 годам лишения свободы. Правда, суд применил к ним амнистию и наполовину сократил срок наказания. Э.Гуммель получил 6 лет, другие обвиняемые - меньшие сроки наказания, а двое и вовсе были оправданы. Таким образом, было положено начало репрессиям в отношении немецких колонистов…
Вскоре власть приступила к ликвидации частной собственности в сельском хозяйстве и с этой целью инициировала в деревне процесс под названием коллективизация.
Между тем обезглавленный кооператив "Конкордия" резко снизил показатели хозяйственной деятельности, но вступать в колхоз колонисты никак не желали. Тем не менее в начале 30-х годов в немецких колониях коллективизация была проведена. Названия колхозам давались на немецкий лад. Так, двум колхозам были присвоены имена немецких коммунистов - Тельмана и Клары Цеткин, еще один колхоз был назван в честь Интернационала. До того уже были изменены названия колоний - на советский лад: Елизаветинка стала Марксовкой, Георгиевск - Ленинфельдом, Эйгенфельд - Энгельсфельдом. Село Еленендорф было переименовано в город Ханлар, Анненфельд - в Шамхор (Шамкир).
Метод кнута
Терпеть своеволия и независимости немецких колонистов азербайджанские большевики во главе с М.Д.Багировым не хотели. 19 ноября 1934 года на заседании Бюро ЦК АКП (б) рассматривался вопрос "О немецких селах". Доклад делал второй секретарь ЦК Агрба. На заседании было констатировано, что "среди немецкого населения, проживающего в АССР, в последнее время особо активизировались антисоветские кулацкие элементы, зачастую открыто ведущие контрреволюционную работу". В принятом постановлении отмечалась нетерпимость советской власти к антисоветским действиям со стороны немецкого населения и делалось предупреждение, "что эти действия будут караться со строгостью революционной законности". Населению было предложено полностью прекратить связи с заграницей, получать деньги, посылки и т.д. На этом же заседании было принято решение ликвидировать кооператив "Конкордия" как организацию, "не соответствующую задачам социалистического строительства в деревне, тормозящую дело коллективизации немецкого населения, ставшую центром сосредоточения антисоветских и кулацких элементов". Все имущество кооператива передавалось Азсовхозтресту. При ликвидации банковский счет кооператива составлял 4 миллиона рублей, которые были обращены в доход государства. Партийным, советским органам предлагалось провести чистку колхозов с немецким населением, а также всех советских, общественных, хозяйственных организаций и культурных учреждений районов от "кулацких, антисоветских, чуждых и враждебных нам элементов". Была признана "необходимостью высылка в административном порядке в концентрационные лагеря с конфискацией имущества 87 семейств (не только немецких. - Авт.) кулаков, злостных антисоветских элементов, в прошлом владельцев крупных капиталистических хозяйств…". А 14 декабря 1934 года Совет народных комиссаров Азербайджанской ССР "на основе имеющихся материалов о злоупотреблениях в системе кооператива "Конкордия" и нарушениях со стороны правления "Конкордии" законов в области финансов и трудовой деятельности кооператива" постановил создать правительственную комиссию "для всестороннего обследования деятельности правления и всей системы кооператива "Конкордия". Инициатива азербайджанского руководства относительно высылки из республики "антисоветских элементов", включая немцев, в Москве была воспринята с "пониманием". 25 декабря 1934 года Политбюро ЦК ВКП (б) путем опроса членов Политбюро, т.е. вопрос на заседании не обсуждался, приняло решение по вопросу "О высылке из Азербайджана антисоветских элементов", удовлетворило просьбу ЦК АКП (б) и предложило НКВД "санкционировать высылку из Азербайджана в административном порядке в концлагеря с конфискацией имущества" перечисленных выше лиц. Это решение касалось и немецких колонистов. Так, согласно данным Секретно-политического отдела НКВД (СПО являлось структурным подразделением ОГПУ - Объединенного государственного политического управления - предшественника КГБ, входившего в состав НКВД. - Авт.), "6/ІV-35 г. из 8 немецких колоний Наримановского (ныне Гейгельский р-н. - Авт.), Шамхорского (Шамкирский), Казахского (Газахского) и Таузского (Товузского) районов Азербайджана выселены 72 семьи кулаков и злостного антисоветского элемента - немцев, численностью 273 человека - направлены в спецпоселки Белбалткомбината". Заметим, что Беломорско-Балтийский комбинат был образован для освоения одноименного канала и прилегающих к нему территорий, включая эксплуатацию канала, обслуживание судов, постройку гидростанций на плотинах канала, строительство дорог, разработку лесов и пр.
Метод пряника
Таким образом, уничтожив одно из самых лучших, если не самое лучшее, сельскохозяйственное предприятие, арестовав его руководителей, выслав за пределы страны неугодных лиц, учредив на развалинах кооператива недееспособные колхозы, большевистское руководство Азербайджана стало предпринимать меры, направленные, на его взгляд, на приобщение немецких колонистов, в основном молодежи, к социалистическому строительству.
17 февраля 1936 года в ЦК партии на беседу с первым секретарем Мир Джафаром Багировым был приглашен секретарь комсомольской организации колхоза им. Тельмана Роберт Кригер. Заметим, что такой чести мало кто удостаивался в то время. В ЦК, как правило, приглашали руководителей районов, министерств, крупных организаций, чтобы дать взбучку из-за неисполнения какого-то решения партии или правительства. А тут такое дело - сам грозный глава республики будет говорить по душам с молодым парнем, правда, представителем немецких колонистов. Так о чем же говорили руководители республики и колхозной молодежной организации?
Разговор начал Р.Кригер, посетовав на то, что обещанное полтора года назад общереспубликанское совещание немецкой молодежи никак не проводится. По его словам, за истекший период в колхозе побывало немало ответственных товарищей, но дело с мертвой точки так и не сдвинулось: "За это время мы усиленно готовились к совещанию". Он сообщил, что в колхозе организован "приличный джаз-оркестр, где участвовали 14 человек, комсомольцы". Р.Кригер проинформировал также М.Д.Багирова об инициативе построить в Еленендорфе Дом молодежи. "Еще в прошлом году тов.Шахбазов (народный комиссар просвещения. - Авт.) обещал нам библиотеку на 5000 рублей, но до сих пор не выполнил, так что книг у нас нет", - добавил он. "Нет у нас обещанного стадиона, парашютной вышки, клуба, курсов по вождению автомобилей, газета на немецком языке слаба", - продолжил он. В то же время Р.Кригер сообщил, что колонисты с удовлетворением восприняли выселение кулаков, при колхозе стали зарабатывать больше, чем при "Конкордии". Это, несомненно, понравилось главе республики. На вопрос Багирова относительно культурно-просветительской работы среди взрослого населения Кригер ответил: "Там еще хуже". Из этого ответа Багиров сделал вывод, "что перелома в смысле улучшения работы среди немецкого населения не имеем". В конце беседы Багиров заверил Кригера, что все поднятые им вопросы будут решены.
В апреле 1936 года ЦК обсудил вопрос о работе среди немецкой колхозной молодежи и выработал соответствующие предложения. В них нашли отражение вопросы, поднятые Кригером в ходе беседы с Багировым. В частности, были даны поручения относительно организации Дома молодежи, реорганизации газеты "Ленинс-Вег" ("Ленинский путь") в республиканское издание и переноса ее редакции из Наримановского района в Баку, выделения 45 тысяч рублей на дотацию, переоборудования клубов в Еленендорфе и Гринфельде, завоза книг, установки радиоточек в колхозах и т.п. В августе в Баку состоялось 4-дневное совещание немецкой молодежи. Всем участникам были подарены патефоны с пластинками. В сентябре двум немецким колхозам было отпущено по одному грузовому автомобилю.
Завершающий метод кнута
Однако недолго немецкая молодежь наслаждалась прелестями социалистического общества. 8 октября 1941 года народный комиссар внутренних дел СССР Л.Берия обращается в Государственный комитет обороны, к И.Сталину: "В Грузинской, Азербайджанской и Армянской ССР проживают 48375 человек немецкого населения, в том числе сельских жителей - 29609 человек, членов и кандидатов ВКП (б) - 372 человека, членов ВЛКСМ - 1077 человек. На оперативном учете НКВД как антисоветский и сомнительный элемент состоят 1842 человека. В целях предотвращения антисоветской работы со стороны проживающих в Грузинской, Азербайджанской и Армянской ССР немцев НКВД СССР считает целесообразным состоящих на оперативном учете как антисоветский и сомнительный элемент арестовать, а остальную часть немецкого населения в числе 46533 человек переселить в Казахскую ССР". "Добро" Государственного комитета обороны было получено в тот же день: "Переселить немецкое население из Грузинской ССР - 23580 человек, из Азербайджанской ССР - 22741 человека и из Армянской ССР - 212 человек". В справке Народного комиссариата внутренних дел СССР о выселении немцев с сентября 1941 года по 1 января 1942 года указано, что за указанный период были переселены 799459 человек, в т.ч. из Азербайджана - 23593. Отметим, что, согласно переписи населения на 17 января 1939 года, в Азербайджане проживали 23133 лица немецкой национальности. Как видно из приведенных цифр, депортации подверглось все немецкое население республики.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: