Автор: Фуад ГУСЕЙНАЛИЕВ Баку
Нефтяной рынок, похоже, приходит в себя после долгого периода турбулентности. Резкие колебания цены на нефть, наблюдаемые в конце 2015 года, превратились в стабильный тренд роста с первого квартала 2016 года, и в результате котировки стабильно обосновались в районе $50 за баррель. Эту стабильность не смогло поколебать и заседание ОПЕК, прошедшее в первые дни июня, на котором картель продолжил свою политику отстраненности от регулирования рынка.
По словам министра энергетики ОАЭ Сухейля аль-Мазруи, ОПЕК на заседании 2 июня не установил квоту на добычу, но пришел к консенсусу не увеличивать производство нефти. "Соглашение такое: мы решили продолжить нашу стратегию. Рынок восстанавливается, разрыв между предложением и спросом сокращается. Избыток нефти на рынке также снижается", - сказал он.
Нефть всему голова
Причем, придерживаясь сохранения уровня добычи при низких ценах, картель фактически достигает главной цели. Разница между предложением и спросом на рынке снизилась с 2-2,5 млн. баррелей в сутки до 1,2 млн. И главным образом на сокращение предложения влияет падение добычи в странах, не входящих в картель, - в основном в США, Канаде, Мексике, в условиях роста добычи в Иране. Большинство экспертов ожидают достижения баланса на рынке уже в следующем году. Однако определенное воздействие на цены могут оказать распродажа нефти, хранящейся на складах и танкерах в мире, объем которой оценивается в 600 млн. баррелей, а также возможности США в краткие сроки нарастить добычу сланцевой нефти. При этом нефтедобывающие страны, кажется, окончательно забыли изначально бесперспективную идею "заморозки" добычи нефти. В целом же нефтяное будущее планеты пока не способна поколебать ни одна альтернатива.
По прогнозам компании BP, в предстоящие 20 лет нефть и газ останутся основными источниками энергии, но в целом в мире ожидается падение темпов роста потребления энергоресурсов до 1,5% в год с 2,5% в прошедшие 20 лет. Как сообщил на презентации в Баку главный экономист BP Спенсер Дейл, в большей степени это связано с падением потребления в Китае - с 8% в год в прошедшие 20 лет до 2% в предстоящий 20-летний период. При этом именно Азиатский регион станет главным локомотивом роста спроса на энергоресурсы. В частности, по прогнозам BP, страны Азии ожидают роста доходов населения, что приведет в свою очередь к росту количества автомобилей (в целом за пределами стран Организации экономического сотрудничества и развития количество автомобилей к 2035 году повысится в три раза - до 1,5 млрд. единиц), а это, естественно, к повышению потребности в нефти.
В структуре же потребления энергоресурсов наибольший рост ожидается в альтернативной энергетике, но даже с учетом роста на 6,5% в год ее доля в общем энергобалансе возрастет с 3% всего до 9%.
Среди невозобновляемых источников же наибольший рост покажет природный газ, который постепенно будет вытеснять уголь из общего энергобаланса. Даже в паре нефть - газ "голубое топливо" все больше наращивает свою долю. Если еще 10 лет назад соотношение потребления было 60 на 40% в пользу нефти, то сейчас уже достигнут баланс, а в последующее десятилетие газ займет 60-процентную долю в потреблении жидких углеводородов. Хотя, по расчетам BP, спрос на энергоресурсы в странах ОЭСР останется стабильным, но именно вопросы диверсификации поставок в последние годы особенно беспокоят Европейский союз, большинство членов которого входят также в ОЭСР.
Год испытаний
Вопрос энергообеспечения Европы был одним из главных на прошедшей в начале июня традиционной выставке и конференции Caspian Oil&Gas, организуемой компаниями ITE и Iteca Caspian. Кстати, в этом году выставка и конференция совпали с 20-летием заключения контракта на разработку гигантского газоконденсатного месторождения "Шахдениз", поставки газа с которого станут первой альтернативой для Европы в ближайшие пять лет. И система поставок этого газа объединяется в гигантский даже по европейским меркам проект "Южный газовый коридор", включающий как расширение добычи газа с месторождения "Шахдениз", так и создание полноценной системы экспорта и транзита газа из Каспийского региона до Европы.
"Южный газовый коридор является экономическим проектом, в то же время проектом безопасности, так как вопросы энергетической безопасности в мире сегодня выдвигаются на первый план. Каждый уже понимает, что без энергетической безопасности говорить о национальной безопасности стран невозможно. Наша задача всегда заключалась в том, чтобы использовать энергетический фактор для углубления сотрудничества", - заявил на открытии выставки Caspian Oil&Gas президент Азербайджана Ильхам Алиев, отметив, что этот проект объединяет интересы стран-производителей, транзитеров и потребителей.
Важность реализации проекта ЮГК для обеспечения энергобезопасности европейских государств подчеркнули также президент США Барак Обама и премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон в своих поздравительных посланиях по случаю открытия выставки. При этом важно отметить, что реализация этого масштабного проекта продолжается в условиях трехкратного падения цен на нефть, что негативно отразилось практически на всех нефтедобывающих государствах, в том числе и Азербайджане.
По словам президента Азербайджана, 2016 год является для всех нефтедобывающих стран годом испытаний. "Мы еще более серьезно занимаемся диверсификацией экономики, чтобы полностью устранить зависимость от нефтяного фактора, чтобы экономика Азербайджана могла стать долгосрочной устойчивой экономикой. В этом направлении еще многое предстоит сделать. Цены на нефть упали в несколько раз, что, естественно, является испытанием для всех стран. Однако считаю, что Азербайджан с честью преодолевает это испытание. 2016 год должен стать годом стабилизации, и мы уже видим это. Уверен, что со следующего года будет восстановлен экономический рост", - сказал И.Алиев.
Он отметил, что в таких условиях основной упор делается на реализацию социальных программ. "Падение цен на нефть создало стрессовую ситуацию, и это, считаю, пошло нам на пользу. Многие структуры, в том числе государственные, привыкли к тому, что им выделяются очень большие средства для реализации различных проектов. Сегодня мы подходим к этим вопросам более экономно. Государственные средства выделяются только на приоритетные вопросы. Основные средства должны поступать из частного сектора. Местные и иностранные инвесторы вкладывают средства, верят в нас, и считаю, что за эти годы мы завоевали прекрасную репутацию надежного партнера", - сказал президент.
Кстати, тема экономии была чуть ли не главной на конференции Caspian Oil&Gas. Так, падение цен на нефть, с одной стороны, создало сложности в мировой экономике, но, с другой стороны, привело к удешевлению стоимости ряда реализуемых проектов, и в первую очередь проекта ЮГК, поскольку дешевеют трубы, оборудование, используемые при строительстве. "Так, в нынешних условиях стоимость работ по Стадии-2 разработки месторождения "Шахдениз" оценивается в $23,8 млрд., сюда же входят работы и по расширению Южно-Кавказской трубопроводной магистрали стоимостью $4,9 млрд.", - подчеркнул министр энергетики Азербайджана Натиг Алиев. Ранее эти работы оценивались в $25 млрд. По его словам, стоимость проекта строительства Трансанатолийского газопровода (TANAP) теперь оценивается в $9,3 млрд. (ранее $11-12 млрд.), стоимость работ по строительству Трансадриатического газопровода (TAP) - $6 млрд. (ранее $8-9 млрд.). В результате проект ЮГК обойдется уже в пределах $39-40 млрд. при начальной стоимости $45 млрд.
Кроме того, свою программу экономии реализует и SOCAR. По утверждению вице-президента компании Сулеймана Гасымова, SOCAR реализует более 700 проектов во всех структурных подразделениях по оптимизации расходов, подготовленных совместно с Ernst&Young. За счет этого удалось снизить себестоимость добычи на 13% и повысить производительность труда на 26%. Эффект от проекта уже превышает 150 млн. манатов, а в целом компания ожидает экономии почти в 340 млн. манатов.
Кризис газу не помеха
Но в любом случае основной упор делается на своевременную реализацию проекта "Шахдениз-2" и транспортной системы ЮГК, что окажет весьма значимое воздействие на диверсификацию Балкан и южной части Европы, которая в настоящее время фактически зависит от одного поставщика.
По словам министра энергетики Н.Алиева, запуск проекта TANAP в 2018 году и поставка дополнительных 6 млрд. кубометров азербайджанского газа позволят снизить зависимость Турции от российского "голубого топлива", чья доля достигает 58%. При этом азербайджанский газ на турецком рынке ощутимо дешевле иранского и российского.
Это подтверждает и эксперт Оксфордского института энергетических исследований Саймон Пирани в своем докладе на конференции в Баку. Он считает, что потребности Турции в азербайджанском газе могут значительно превысить 6 млрд. кубометров, предусмотренных контрактом в рамках второй фазы разработки "Шахдениз". Он подчеркнул, что Турция на сегодняшний день является единственным европейским газовым рынком, который продолжает расширяться, и к 2020 году потребность Турции в газе значительно вырастет.
Что же касается Европы, то для большего продвижения своего газа Азербайджану нужно будет проводить правильную ценовую политику, так как в предстоящие годы там ожидается конкурентное противостояние российского и американского газа при снижающихся объемах потребления в Старом Свете.
"На сегодняшний день средняя цена на газ составляет $154,4 за тысячу кубометров, а к 2018 году средние цены прогнозируются на уровне $176-206. Поэтому, чтобы бороться с американским СПГ, Россия может продавать свой газ за $140 за тысячу кубометров. Поэтому Азербайджан должен отталкиваться от данных игроков, чтобы получить долю на европейском рынке", - сказал Пирани.
При этом расширение системы газопроводов обеспечит доступ для азербайджанского газа ко всем балканским странам. По словам Н.Алиева, консорциум TAP работает над возможностями соединения с Ионическо-Адриатическим газопроводом для поставок газа в Черногорию, Боснию-Герцеговину и Хорватию. Коннекторы же Хорватия - Венгрия, Венгрия - Румыния, Румыния - Словакия обеспечат выход азербайджанского газа на Балканы и в Восточную Европу.
Как отметила на конференции эксперт Центра стратегических исследований Азербайджана Гюльмира Рзаева, именно трубопровод TAP решит вопрос с диверсификацией поставок в этом регионе, не охваченном интерконнекторами.
По ее утверждению, после 2020 года экспортный потенциал Азербайджана расширится еще на 15 млрд. кубометров в год. "Порядка 5 млрд. кубометров можно ожидать с месторождения "Абшерон", 5-7 млрд. кубометров - с блока "Умид-Бабек", 4-5 млрд. - с глубоководных пластов блока "Азери - Чираг - Гюнешли". Не стоит забывать, что в будущем ожидается и третья фаза разработки месторождения "Шахдениз". При этом потребности Азербайджана в газе к 2025 году вырастут с нынешних 10,9 млрд. всего до 13,5 млрд. кубометров в основном за счет развития промышленного сектора, что в целом позволит значительно нарастить экспорт", - отметила Г.Рзаева.
Необходимо учитывать, что система ЮГК создает потенциал для поставок в Европу туркменского и казахского газа, а в дальнейшей перспективе также иранского и иракского "голубого топлива".
Таким образом, система "Южного газового коридора", создаваемая Азербайджаном, способствует изменению глобальных энергетических потоков на Евразийском континенте, диверсификации маршрутов и источников поставок газа в Европу, остающуюся одним из крупнейших потребителей "голубого топлива", а также созданию стабильного источника дохода для Азербайджана не только от продаж газа, но и возможности использования этого маршрута для транзита газа третьих стран.
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
"Южный газовый коридор является экономическим проектом, в то же время проектом безопасности, так как вопросы энергетической безопасности в мире сегодня выдвигаются на первый план. Каждый уже понимает, что без энергетической безопасности говорить о национальной безопасности стран невозможно. Наша задача всегда заключалась в том, чтобы использовать энергетический фактор для углубления сотрудничества".
Ильхам АЛИЕВ, президент Азербайджана
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: