Автор: Натиг НАЗИМОГЛУ Баку
Латиноамериканский континент вновь забурлил. Последние события в Бразилии и Венесуэле говорят об усугублении внутренних социальных противоречий на фоне очередного крена политических систем ряда стран в правую сторону. Это, в свою очередь, предполагает и изменение геополитической конъюнктуры в регионе, которое обещает усиление влияния США, традиционно следующих политике удержания Латинской Америки под своим контролем.
Она ушла, но обещала вернуться
Серьезный политический кризис охватил крупнейшее государство Латинской Америки - Бразилию. Еще в мае нынешнего года парламент страны запустил процедуру импичмента Дилмы Руссефф, переизбранной на второй президентский срок в 2014 году. Правая оппозиция обвинила главу государства, являющуюся представителем ведущей левой политической силы - Партии трудящихся, в нарушении налогового законодательства, использовании бюджетных средств в ходе своей избирательной кампании, растрате государственных денег, предназначенных для регионов, для наполнения федерального бюджета. В конце августа Сенат Бразилии принял решение об окончательной отставке президента Дилмы Руссефф. Ее место занял являвшийся вице-президентом страны Мишел Темер, который будет исполнять полномочия главы государства до запланированных на 2018 год президентских выборов.
Между тем сама Дилма Руссефф расценила импичмент как "гибель демократии", государственный переворот в результате заговора. Она отвергла все обвинения в нарушении закона. "Возможно, я допускала ошибки, но я не совершала преступлений", - заявила Руссефф. При этом отправленный в отставку президент выражает готовность продолжать борьбу. "Они думают, что они нас укусили. Но они ошибаются. Я знаю, что мы все будем бороться. Мы вернемся", - пообещала Руссефф, покидая пост главы бразильского государства.
Очевидно, что левые силы постараются взять реванш уже в скором времени. И эта решительная готовность дать бой организаторам импичмента Дилмы Руссефф обещает Бразилии обострение традиционной, зачастую бескомпромиссной борьбы между правыми и левыми силами. Тем более что занявший пост президента 75-летний Мишел Темер не пользуется достаточной популярностью. Впрочем, в его политической биографии присутствует черта, которая может весьма пригодиться переживающей ныне смутное время стране. Это способность ладить как с левыми, так и с правыми. Не зря же он в конце 1990-х - начале 2000-х годов, в период президентства Фернандо Энрике Кардозо, возглавлял нижнюю палату парламента и поддерживал либеральную экономическую политику, а уже при левых президентах Луле да Силва и Дилме Руссефф поддержал меры государственного регулирования экономики, в частности программу госинвестиций.
Правда, сейчас Темер, похоже, намерен следовать текущему правому тренду в верхах бразильской политики, а потому в своей первой речи в Сенате после официального вступления в должность главы государства он обещал заняться сокращением госрасходов, что предполагает урезание введенных социалистами пенсий, ограничение субсидий для малоимущих.
Задача преодоления Бразилией серьезного экономического кризиса (ВВП на душу населения сократился на 10% по сравнению с 2013 годом, а уровень безработицы превысил 11%, что на 4% выше, чем в начале 2015 года) действительно может потребовать принятия непопулярных мер. Однако в условиях столь контрастной в социальном отношении страны, к тому же охваченной острым противоборством политических элит, вектор экономического развития так или иначе будет связан с вопросом внешнеполитической ориентации. А это - еще одна площадка жесткого соперничества между правыми и левыми силами, которые по-разному видят не только социальное будущее страны, но и ее место в раскладе глобальных политических центров.
Сторонники отстраненной с президентской должности Дилмы Руссефф уверены, что этим сценарием управляют США, которые были недовольны самостоятельной внешней политикой левого правительства Бразилии. В частности, Руссефф пыталась усилить роль страны в деятельности БРИКС - межгосударственной группы, объединяющей, помимо Бразилии, также Россию, Индию, Китай и ЮАР. "Пятерка" не скрывает своих амбиций по поводу превращения в один из крупных центров мировой политики и экономики, альтернативный Западу во главе с Соединенными Штатами. А потому усилия Руссефф в этом направлении, равно как и стремление усилить влияние левоориентированной Бразилии на общую ситуацию в Латинской Америке, расширить сотрудничество с такими управляемыми президентами-социалистами странами, как Венесуэла, Боливия, Эквадор, не могли не вызывать обеспокоенности в Вашингтоне.
Примечательно, что сразу после импичмента Руссефф Госдепартамент США расценил это событие как "внутреннее дело Бразилии". Отсутствие каких-либо критических ноток в оценке бразильского политического кризиса со стороны Вашингтона косвенно указывает на заинтересованность США в уходе Руссефф с высшего поста крупнейшей страны Латинской Америки.
Причем новое правительство Бразилии уже дало понять, что отношения с левыми соседями не будут его внешнеполитическим приоритетом. Что, впрочем, неудивительно, хотя бы по той причине, что Венесуэла, Эквадор и Боливия назвали импичмент Руссефф государственным переворотом. Три страны отозвали своих послов из Бразилии, а Венесуэла, кроме того, еще и заморозила с ней политические и экономические отношения.
Между тем над президентом самой Венесуэлы - Николасом Мадуро - также нависла угроза импичмента. И, как в случае с Бразилией, ситуация в Венесуэле также развивается в русле острейшей внутриполитической борьбы между левыми и правыми. За спинами последних социалисты усматривают могущественную руку Белого дома.
Николас Мадуро принимает бой
Ситуация в Венесуэле начала серьезно обостряться по итогам состоявшихся в декабре прошлого года парламентских выборов. Единая социалистическая партия Венесуэлы во главе с президентом страны Николасом Мадуро - преемником легендарного Уго Чавеса - потерпела поражение. Впервые за 17 лет правая оппозиция получила большинство мест в Национальной ассамблее. Взяв под контроль парламент, правые вскоре перешли в атаку и на президента, организовывая массовые акции протеста и требуя проведения референдума по досрочному прекращению полномочий Мадуро. Правая оппозиция настаивает на проведении референдума уже в текущем году и с этой целью подала в Национальный избирательный совет заявку почти с двумя миллионами подписей сторонников данной инициативы.
В начале сентября в столице Венесуэлы прошли уличные протесты, которые правая оппозиция назвала "штурмом Каракаса". Правительство, в свою очередь, обвинило оппозицию в осуществлении попытки государственного переворота во время протестного марша. "Мы пресекли попытку переворота, целью которого было сделать так, чтобы улицы Каракаса охватило насилие", - заявил президент Мадуро.
Еще в августе венесуэльский лидер предупредил, что примет жесткие меры, если оппозиция попытается осуществить государственный переворот. "Вы видели, что произошло в Турции? Президент Эрдоган покажется грудным ребенком на фоне того, что сделает Боливарианская революция, если правые силы перейдут черту и попытаются осуществить переворот", - заявил Мадуро на встрече со своими сторонниками.
Однако оппозиционеров подобные угрозы, похоже, не волнуют. Противники левого правительства обещают организовать массовые протесты не только в Каракасе, но и в других крупных городах страны. А значит - ситуация в Венесуэле чревата непредсказуемыми последствиями.
Тем более что правоохранительные органы страны заявили об обнаружении лагеря с 92 наемниками из Колумбии, которые должны были участвовать в государственном перевороте. Кроме того, задержаны подозреваемые в подготовке государственного переворота четверо правых активистов.
Несомненно, в обострении политической ситуации в Венесуэле основную роль, как и в Бразилии, играет экономический кризис, порождающий у немалой части населения недовольство курсом правительства. Низкие цены на мировом рынке нефти дорого обошлись экономике нефтедобывающей Венесуэлы. Дело дошло даже до введения в стране чрезвычайного экономического положения. Соответствующее постановление президент Николас Мадуро подписал еще в январе текущего года, чтобы наделить исполнительную власть широкими полномочиями для защиты населения в ходе "экономической войны". Показательный пример мобилизации исполнительной власти - недавняя отправка Николасом Мадуро на борьбу с дефицитом еды и товаров первой необходимости министра обороны Владимира Падрино Лопеса, который назначен ответственным за реализацию программы "Суверенное и безопасное снабжение".
Еще одна аналогия между Венесуэлой и Бразилией - очевидное присутствие внешнего фактора в обострении политических противоречий и инициировании процедуры импичмента левоориентированного президента. Венесуэла со времен Уго Чавеса играет роль локомотива антиамериканского движения на континенте, и нынешнему ее лидеру - Николасу Мадуро - предстоит продемонстрировать поистине олимпийскую выдержку и недюжинную решимость, чтобы воспрепятствовать планам внутренних и внешних противников по отстранению социалистического руководства страны. Сам Мадуро связывает последние процессы в Латинской Америке со стремлением Соединенных Штатов установить абсолютный контроль над регионом. В частности, он полагает, что отстранение от власти бразильского президента направлено против всей "Латинской Америки и стран Карибского бассейна. Это - против нас, это - атака против популярных, прогрессивных движений сторонников левых взглядов".
С этим мнением согласно и руководство Кубы - самого принципиального приверженца идей революционного социализма в Латинской Америке. Правительство острова Свободы расценило отставку Руссефф как "часть империалистического наступления на прогрессивные правительства в Латинской Америке".
Впрочем, на роль внешнего фактора в текущих процессах в Латинской Америке указывают не только левые политические круги в регионе, но и определенные экспертные центры на Западе. Так, по мнению Global Research, администрация президента США Барака Обамы "оказалась гораздо более успешной в покорении "колоний", чем любая другая администрация в современной истории. Только посмотрите на Ближний Восток, но в особенности на Латинскую Америку! Всего несколько лет назад весь юг Западного полушария, казалось, пересечет точку невозврата, уверенно двигаясь от порабощения к социализму. И взгляните на нее сейчас... Парагвай и Гондурас разрушены, элиты Бразилии насилуют свою демократию, Аргентину загнали в антипрогрессивный лагерь, Боливия борется с попытками насильственного переворота, а Венесуэла сражается за свое выживание".
К слову сказать, в нынешней латиноамериканской конфигурации следует ожидать также и обострения межгосударственных отношений. Смена власти в Бразилии и волнения в Венесуэле обернутся еще большим противостоянием между левыми и правыми правительствами стран региона, который, судя по всему, еще глубже погружается в омут как социальных, так и геополитических потрясений.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: