Автор: Фуад ГИЛАЛОВ Баку
С него начинается история независимого Узбекистана. Возглавив республику еще до развала Советского Союза, Ислам Каримов был избран президентом в 1991 году. В течение последующих десяти лет его полномочия дважды продлевались, а по результатам всеобщих голосований в 2000, 2007 и 2015 годах он избирался президентом республики.
И.Каримов старался строить национальное, светское, развитое государство, даже если средства для достижения этой цели были весьма спорными. Факт остается фактом - результаты были. Способствуя духовному возрождению своей страны, Каримов преследовал ваххабитских радикалов, ограничивал деятельность ИДУ (Исламского движения Узбекистана) и "Хизб ут-Тахрир", закрывая границу с Афганистаном. Несмотря на то, что в Узбекистане происходили вспышки насилия, гражданской войны все же удалось избежать, чего не скажешь о соседних Таджикистане и Кыргызстане. Каримов великолепно ориентировался в переплетениях узбекских семейных связей. Он построил четкую систему сдерживания и противовесов между сильными кланами и сохранил тем самым целостность страны.
Внешнюю политику Узбекистана во времена Каримова можно назвать политикой противоречий, хотя сами узбеки ее определяют не иначе как "блестящий изоляционизм". Именно Узбекистан стал одним из учредителей ОДКБ (первое время организация даже носила название "Организация Ташкентского договора"), но позднее приостановил свое участие в ней, как и в случае с прозападным блоком ГУУАМ. Когда-то именно Узбекистан инициировал создание ШОС, а также входил и "приостанавливал" свое членство в ЕАЭС.
Современный Узбекистан - важнейшее, узловое государство в Центральной Азии, имеющее общие границы и спорные вопросы со всеми странами своего региона, в том числе Афганистаном. Исключением может быть разве что Туркменистан в силу политики Гурбангулу Бердымухаммедова.
С самого начала своего правления Каримов старался установить добрососедские отношения с Россией, однако после событий 11 сентября Узбекистан вдруг стал главным союзником США и предоставил им свои военные базы во время интервенции НАТО в Афганистан. Наряду с Израилем именно Узбекистан больше всех поддерживал в ООН проамериканские резолюции. Но после событий в Андижане, когда США осудили действия властей, американцы были изгнаны с военной базы Карши - Ханабад, а офисы международных НПО были закрыты. Несмотря на это, США не испортили отношения с Узбекистаном, сделав ставки на свои геополитические интересы. То же самое можно сказать и про Россию, которая простила каримовскому Узбекистану долг в $890 млн.
В последнее время Узбекистан все больше тянется к Китаю, который в прошлом году стал крупнейшим торговым партнером республики с торговым оборотом в $3 млрд., сместив "с пьедестала" Россию. Председатель Китая Си Цзиньпин заявил о "новой эре китайско-узбекского стратегического партнерства". В ответ Каримов поблагодарил Китай за помощь в трудное время. О трудностях в узбекской экономике не принято говорить, но большинство жителей страны с ними сталкиваются ежедневно.
Экономику Узбекистана можно назвать закрытой, она базируется на добыче и экспорте ископаемых и сельском хозяйстве, имеет особое географическое положение: это одна из редких стран, которых от любого океана отделяют территории двух стран.
За годы независимости население Узбекистана выросло с 19,8 до 31,6 млн. человек. В постсоветском регионе это можно считать своего рода рекордом. Миллионы гастарбайтеров в поисках более удачной жизни отправились в Россию, откуда пересылают на родину заработанные деньги. Однако из-за проблем в российской экономике, по данным ЦБ РФ, объем денежных переводов в Узбекистан в I квартале этого года упал до $256 млн. по сравнению с $910 млн. за тот же период 2014 г.
Нынешняя смена руководства в Узбекистане пришлась на момент, когда весь регион страдает от геополитической нестабильности и экономических неурядиц. Перечисляя все проблемы и задачи, стоящие перед будущим руководством страны, особенно стоит выделить следующие: угроза дезинтеграции в результате войны кланов, всплеск радикального ислама, спорные границы и вопросы с соседями, геополитическое противостояние мировых держав вокруг Узбекистана, сложности экономического характера и наркотрафик.
Битва кланов и чаяния оппозиции
Ныне покойный президент страны в своей книге "Узбекистан на пороге XXI века" писал о том, что борьба между кланами является для Узбекистана не меньшей угрозой, чем терроризм или религиозный экстремизм. При жизни Каримов урегулировал множество разногласий. У каждой из этих групп имеются значительные ресурсы и полулегальные вооруженные отряды, а по некоторым данным, даже подконтрольные исламские радикальные группировки. Речь идет о том, что Узбекистан фактически разделен на несколько территорий, сложившихся в силу самых разных факторов еще до советизации. Как почти во всех восточных государствах, узбекские кланы ведут борьбу за высокодоходные должности и посты, за влияние в различных отраслях экономики.
Эта борьба может обостриться после смерти Каримова, так же как и позиции радикальных исламистов могут усилиться. Даже железная рука экс-президента не могла помешать росту их числа. Еще в начале 90-х Исламское движение Узбекистана имело тесные связи с Афганистаном, где 10% населения составляют этнические узбеки, которые неоднократно пытались прорваться в Узбекистан, но бдительность руководства страны и армии держала ситуацию под контролем. Надо отметить и рост числа этнических узбеков, которые в рядах террористических организаций воюют в Сирии. Если будущие власти Узбекистана допустят внедрение в страну исламских радикалов, последствия скажутся на всем регионе, включая соседний Китай, где может обостриться сепаратизм в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, населенном мусульманами-уйгурами.
Что же касается так называемой "светской, демократической" оппозиции, которая не ужилась в каримовском Узбекистане, ее характер и суть весьма показательно демонстрирует заявление представителя партии Эрк, некоего Дустназара Худойназарова, что в Сурхандарьинской области Узбекистана начались протесты против возможного выдвижения кандидатуры премьер-министра Шавката Мирзияева на предстоящих президентских выборах. Как выяснилось позднее, никаких протестов не было, а заявление "горе-политика" распространяли сайты Украины, где проживает Худойназаров. Не менее примечательно заявление лидера партии Эрк Мухаммада Салиха о том, что "период безвластия" менее опасен, чем период самовластия. То есть это не что иное, как открытый призыв к хаосу, гражданскому противостоянию и кровопролитию.
"Ноль" проблем с соседями
Причиной всех споров Узбекистана с соседями является неразумная политика советского времени, когда при определении государственных границ часто использовали лишь линейку, проводя линии по карте без учета территориальных особенностей.
На пространстве Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана существует немало анклавов этнических меньшинств, беспощадно разделенных границами советской истории.
Сегодня равновесие сохраняется лишь с Туркменистаном, так как через Узбекистан проходит туркменский газопровод в Китай.
Отношения с Казахстаном нельзя назвать безоблачными из-за соперничества двух лидеров за превосходство в регионе.
Весьма серьезны конфликты Узбекистана с Кыргызстаном в Ошской области, где проживают этнические узбеки. За последние 26 лет здесь произошли два больших столкновения с жертвами. Имеется и территориальный спор вокруг горы Унгар-Тоо, с которой ведет радиовещание узбекский канал ВВС с одобрения киргизской стороны. В ходе операции 22 августа этого года узбекские силовики установили контроль над горой.
Геополитика
В недалеком будущем мы станем свидетелями борьбы России, Китая и США за влияние в Узбекистане. По мнению аналитиков, такая конкуренция может открыть миру реальную суть российско-китайских взаимоотношений, ибо основными игроками в регионе можно считать именно эти страны. Москва обладает значительной военной мощью, Пекин же традиционно выступает обладателем экономической силы. Пикантность ситуации заключается в том, что если Китаю и России не удастся договориться в вопросах глобальной политики и стать единой силой, то в Центральной Азии высока вероятность их противостояния. С другой стороны, Россия и Китай вполне могут найти больше точек соприкосновения для сотрудничества в этом регионе, нежели для конкуренции. Вероятная вспышка исламского радикализма в Узбекистане, хаос и насилие в регионе являются угрозой как для России, так и для Китая. И, конечно, две державы вполне могут скоординировать свои действия против общего соперника - США. Последним очень не нравится как историческая гегемония России в регионе, так и нарастающее влияние Китая. Заокеанские методы воздействия, скорее всего, не удивят новизной: вполне ожидаемы демонстрация постоянной "озабоченности" по тем или иным вопросам, поддержка центробежных сил, таких как радикалы всех мастей, и погружение в хаос.
К счастью, на сегодняшний день ситуация достаточно стабильна, и выбор преемника Ислама Каримова произошел без особых потрясений.
Кто он?
Выходец из Самарканда Шавкат Мирзияев по образованию инженер-мелиоратор. Ранее возглавлял администрацию Самаркандской области, с декабря 2003 года руководил правительством Узбекистана, курируя вопросы сельского и водного хозяйств, переработки сельхозпродукции и развития регионов. По мнению аналитиков, в будущем Ш.Мирзияев будет уделять большее внимание силовым структурам. Не случайно его поддерживает глава Службы национальной безопасности Рустам Иноятов.
Сразу после смерти Каримова появились слухи, что вице-премьер, лидер ташкентского клана и прозападный политик Рустам Азимов находится под домашним арестом. Можно предположить, что некоторые силы были заинтересованы в разжигании межклановой борьбы. Но на похоронах Ш.Мирзияев и Р.Азимов стояли рядом и тело покойного президента тоже несли вместе. То есть имеет право на существование версия, согласно которой, став президентом, Ш.Мирзияев предложит премьерское кресло именно Р.Азимову.
Кроме поддержки внутри страны Шавкат Мирзияев получил одобрительный сигнал и со стороны Москвы - посетивший могилу Каримова президент России Владимир Путин пообщался именно с ним. Кандидатура Ш.Мирзияева для России выгодна, его оценивают как последователя внутриполитической и внешнеполитической линий бывшего президента. В начале пути, возможно, будет именно так, он будет продолжателем, что даст реальный шанс заручиться поддержкой всех главных игроков внутри страны и за ее пределами. Однако рано или поздно придется выйти из тени Каримова и начать свою собственную политику. Что же будет тогда?
Одни эксперты оценивают Шавката Мирзияева политиком "пророссийским", другие называют его "прокитайским". Скорее всего российское влияние в Узбекистане сохранится и будет усиливаться, но о скором вступлении страны в ОДКБ или ЕАЭС говорить рано. Нельзя исключать и прозападные устремления нового поколения узбекской элиты.
Так или иначе, Узбекистан входит в новую эру со старыми проблемами внутри страны и вокруг нее. Учитывая взрывоопасность региона, баланс сил для Узбекистана жизненно важен. Смогут ли узбекские элиты повести себя по-восточному мудро и сохранить его - покажет время.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: