24 Ноября 2024

Воскресенье, 05:24

ИНСТРУМЕНТ СТАБИЛИЗАЦИИ

Выделение части средств ГНФАР на отечественный бизнес может решить вопрос с финансированием местного производства

Автор:

01.11.2016

Резкое падение цен на нефть на мировых рынках вынудило многие страны - экспортеры нефти использовать свои валютные резервы для погашения бюджетного дефицита. 

На сегодня самым крупным транжирой валютных запасов можно считать ведущего производителя нефти в мире - Королевство Саудовская Аравия. Отметим, что валютные резервы саудитов в третьем квартале 2014 года оценивались в $745 млрд., но к концу 2015 года они сократились до $616 млрд.

Начало текущего года было еще менее обнадеживающим для стран - производителей нефти, и лишь сейчас появился хоть какой-то просвет, что цена на нефть может "зацепиться" на уровне $50 за баррель. И неудивительно, что, несмотря на заметное сокращение бюджетных расходов на выплаты государственным служащим в Саудовской Аравии и заметное снижение строительного размаха в стране, по итогам 8 месяцев валютные резервы саудитов упали еще на $54 млрд., снизившись до $562 млрд. 

Основными экспортными продуктами Азербайджана, как и Саудовской Аравии, остаются нефть и нефтепродукты. Конечно, масштабы добычи и экспорта бакинской нефти несоизмеримы с поставками арабской, тем не менее падение цен на нефть сказалось на финансовой системе страны. Стратегические валютные резервы Азербайджана в сравнении с третьим кварталом 2014 года к 2015 году сократились на $13,8 млрд., снизившись до $38,59 млрд., из которых на долю Центрального банка Азербайджана пришлось $5 млрд., а ГНФАР - $33,59 млрд.

Но уже в 2016 году ситуация заметно изменилась. По итогам трех кварталов этого года валютные резервы страны, в сравнении с началом текущего года, выросли на $1,364 млрд. - до $39,95 млрд. Роста валютных резервов удалось достигнуть за счет средств SOFAZ, которые увеличились с начала года на $2,248 млрд., в то время как резервы Центробанка снизились на $884 млн., сократившись до $4,132 млрд. 

Впрочем, не стоит раньше времени считать, что финансовая система в стране стабилизировалась. Напряженная ситуация продолжает наблюдаться в банковском секторе: только вкладчикам 10 коммерческих банков страны, объявленных банкротами, со стороны Азербайджанского фонда страхования вкладов (ADIF) на 26 октября было выплачено 612,6 млн. манатов. Не стоит забывать, что даже самому крупному банку страны - Международному банку Азербайджана (МБА) - государством оказывается помощь. Понятно, что ситуация в оставшихся еще трех десятках банков пока не внушает населению серьезного доверия. Но без эффективной банковской системы невозможно решить вопрос стабильного экономического роста. То есть для реализации крупных проектов по расширению площадей сельскохозяйственных культур, созданию новых мощностей в легкой и перерабатывающей промышленности необходимы системные банки, которые будут готовы профинансировать коммерческие проекты.

В настоящее время SOFAZ разместил в МБА $1 млрд. сроком на один год при ставке 4% годовых. В соответствии с положением фонда на внутреннем рынке можно разместить до 5% от его общих активов. Соответственно, порядка еще $790 млн. SOFAZ может разместить на счетах системных банков, выбранных правительством, которые в свою очередь могут открыть для предпринимателей линии на крупные проекты в реальной экономике. 

Принятие решения по размещению средств SOFAZ в ведущих банках может не только стабилизировать ситуацию в финансовой системе страны, но и дать толчок развитию отраслей ненефтяного сектора экономики. 

Правда, следует отметить, что по итогам трех кварталов SOFAZ осуществил трансферы в бюджет на сумму 3,26 млрд. манатов при годовом прогнозе в 7,615 млрд. манатов, то есть 43%.

Таким образом, если бюджет все-таки запросит всю положенную ему сумму, рост активов SOFAZ будет меньшим. Здесь отметим, что по состоянию на 30 сентября 2016 года активы ГНФАР составили $35,8 млрд., из которых $1,9 млрд. размещено в азербайджанских манатах, остальное - в других валютах. И, по словам главы SOFAZ Шахмара Мовсумова, манат в резервах фонда появился впервые именно из-за того, что бюджету пока не нужны средства фонда. Однако заявление Ш.Мовсумова, что по итогам года активы сохранятся на уровне около $34 млрд., говорит о том, что SOFAZ все же ожидает заявку из госказны.

Так или иначе, для стабилизации нацвалюты необходимо производить больше товарной продукции, в первую очередь в отраслях ненефтяного сектора. И роль SOFAZ в этой связи может заметно вырасти в финансовой системе страны, если наряду с крупными инвестициями за рубежом средства будут более активно использоваться для внутреннего кредитования.

Инвестиционный портфель SOFAZ по итогам трех кварталов текущего года составляет $33,95 млрд., из которых 79,3% вложены в ценные бумаги и облигации, 5,3% - в недвижимость, 11,6% - в акции и 3,8% - в золото. География же активов SOFAZ такова: 41,6% - страны Европы, 27,3% - Азиатско-Тихоокеанский регион, 24,1% - Северная Америка, 3,9% - Австралия и Новая Зеландия, 0,4% - Ближний Восток, 0,1% - Южная Америка, 2,6% - международные финансовые организации.

Несомненно, использованные финансовые инструменты и география размещения инвестиций указывают на значительную работу, в первую очередь, по обеспечению сохранности средств фонда для будущих поколений. Но данная структура и размещение были больше актуальны в условиях высоких цен на нефть, когда SOFAZ выполнял одну из своих функций по недопущению "перегрева" национальной экономики посредством изъятия и аккумулирования крупных финансовых поступлений от нефти в фонде.

Однако нынче ситуация в экономике другая, сейчас было бы приемлемо, чтобы SOFAZ стал финансовым центром по восстановлению экономики. То есть, добавив активности посредством крупных депозитных вложений в местные банки по примеру МБА, SOFAZ мог бы существенно облегчить решение вопроса с финансированием коммерческих проектов для развития местного производства.


РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

435


Актуально