Автор: Фуад ПОЛАДОГЛУ Баку
Форсирование реформ по развитию ненефтяной экономики повышает необходимость участия в них третьего сектора, профессиональных объединений и бизнес-сообществ. В мировой практике в качестве общепризнанной организации, представляющей интересы предпринимателей, выступают торгово-промышленные палаты (ТПП). О возможностях ТПП Азербайджана, о том, какое содействие она может оказать в проведении постнефтяных реформ, R+ поговорил с президентом палаты Ниязом АЛИЗАДЕ.
- Для начала хотелось бы узнать об основных направлениях деятельности ТПП Азербайджана. Какая работа проделана в последние годы?
- Основными задачами ТПП являются представление интересов предпринимателей в отношениях с государственными структурами, помощь в формировании правовой среды и инфраструктуры предпринимательства, в налаживании деловых связей с иностранными партнерами.
У нас есть соглашения с торговыми палатами стран Европы, Азии, Северной и Центральной Азии. Мы являемся членами международных структур - Европалаты, Азиатско-тихоокеанской палаты, Исламской палаты и Всемирной палаты.
Недавно мы были избраны в Ассамблею Европалаты - высший управляющий орган этой структуры. Вместе с нами выдвигалась и Торгово-промышленная палата Армении. Но усилия армянской палаты оказались тщетны. Мы же смогли набрать 9 из 11 голосов благодаря поддержке МИД Азербайджана, а также турецкой палаты.
За 2016 год мы провели 6-7 бизнес-форумов. У нас много форумов с регионами России - Урал, Екатеринбург, Пермь, Астрахань, Краснодар. Тесные связи с Эстонией, в Польше проводим регулярно бизнес-встречи. Активно работаем с Индией, Пакистаном, Австралией.
В ходе недавнего визита министра торговли Пакистана Хурама Дастгира мы провели встречу азербайджанских и пакистанских деловых кругов. Инвесторы из Пакистана заинтересовались строительством фармацевтического завода. Индия и Пакистан - крупнейшие производители в этой сфере. Индийские инвесторы рассматривали возможность купить плантации чая в Лянкяране, мы возили их туда.
Летом была также встреча с одним австралийским бизнесменом, который приехал на гонки "Формула-1". Он выразил желание инвестировать в завод по производству детского питания. Сейчас ведем работу в этом направлении, оказываем ему консультантские услуги.
У нас есть реестр надежных партнеров. Когда к нам обращаются зарубежные партнеры, мы рекомендуем конкретную фирму по роду деятельности. То же самое, когда к нам обращается отечественная компания, мы даем рекомендательное письмо о том, что она надежный партнер, и просим найти в конкретной стране партнера для ведения бизнеса.
- Достаточно ли задействованы возможности палаты на сегодняшний день? С какими проблемами сталкиваетесь?
- Во многих странах участие компаний в Торгово-промышленной палате носит обязательный характер. У нас это на добровольной основе, поэтому у нас не так много членов - всего около 300. Среди них есть старые члены, которые осознают значимость палаты и аккуратно платят взносы, но таких всего 10%. С остальными приходится напряженно работать, убеждать в значимости нашей работы. Я выступал с предложением сделать для компаний членство в ТПП обязательным, но пока решения нет.
Как общественная организация мы не получаем финансирование от государства, но нам надо платить членские взносы за участие в международных структурах. В случае с избранием в Ассамблею Европалаты финансовую поддержку оказало Министерство финансов, но это носит разовый характер.
Бизнес-форумы мы организовываем тоже за свой счет, поддержку оказывают и иностранные партнеры.
Раньше в наши функции входили выдача штрих-кодов произведенных в стране товаров, сертификатов происхождения товара, необходимых для экспорта, проведение экспертиз и т.д. Но с 2000 года эти функции на законодательной основе переданы госорганам, что значительно снизило финансовые возможности ТПП. Однако, например, силовые ведомства - суды, прокуратура, МВД, Служба госбезопасности - заказывают экспертизы в ТПП, так как у нас она достаточно квалифицированная. Мы обращались по поводу возврата нам этих функций. Но это непростая процедура, так как требует изменения законодательства.
- Как вы оцениваете бизнес-среду в Азербайджане? Каковы, по-вашему, основные достижения и недостатки на сегодняшний день?
- Несомненным успехом, который отмечают и иностранные партнеры, является высокий уровень приватизации - выше 70% всех предприятий приватизировано.
Это позволило государству фактически освободиться от хозяйственной деятельности и полноценно заняться регулирующей функцией.
Но минус в том, что в стране большинство предприятий - это крупные холдинги, недостаточно предприятий в малом и среднем секторах. 30-40% налоговых поступлений в Европе идет от малого и среднего бизнеса, плюс этот сектор дает занятость. Правда, сегодня работа по развитию малого и среднего предпринимательства ведется активно, реализуются программы по развитию этого сектора, строятся предприятия по обработке сельхозпродукции, в области транспорта, туристические объекты в регионах в рамках государственных программ. Это позволяет избежать и миграции населения из регионов в столицу, которая и так перенаселена.
Благодаря доходам от нефти мы можем себе позволить построить самое современное предприятие, купить высокотехнологичное оборудование, позволяющее выпустить продукцию по самым высшим стандартам. Но для работы на этих предприятиях нужны квалифицированные кадры. Без соответствующего персонала эти предприятия не дадут должного эффекта.
Поэтому считаю главной проблемой отсутствие должного образования и квалификации наших работников в регионах.
- А какую помощь в этом направлении может оказать палата?
- Будучи членом Европалаты, мы предлагаем участвовать в тренингах за рубежом. Европалата проводит большое количество тренингов по самым разным направлениям. Мы регулярно получаем их программы, и они просят прислать людей, причем все оплачивают. Это, конечно, неполноценное обучение, но хотя бы будет возможность ознакомиться с направлениями развития. Однако предприниматели не очень заинтересованы в участии своих работников в таких тренингах. Имеется языковой барьер, в регионах не так просто найти людей не то что со знанием английского, но и с хорошим уровнем русского языка.
- Какие товары азербайджанского производства сегодня вызывают интерес за рубежом?
- У нас главный экспортный товар - это сельхозпродукция и продукты ее переработки. В Европе, например, не знают, что такое компоты, там пьют соки. Мы могли бы занять эту нишу. Гранаты, хурма - это все знают в Европе, причем наш гранат по вкусу значительно лучше, чем из других стран. Гранатового сока в том виде, в котором он есть у нас, нет нигде. В Европе, например, есть гранатовые напитки, но именно чисто выжатого гранатового сока нет, если вывезти массово эту продукцию - тоже будет "взрыв". Бакинские помидоры тоже знают в Европе.
И главный плюс также в том, что у нас на хорошем уровне проводится пакетирование продукции. У нас есть предприятия с современнейшим оборудованием, выпускающие продукцию по европейскому качеству. Заходишь на такие предприятия и чувствуешь, будто попал на передовой завод в Европе, хотя за пределами может быть неасфальтированная дорога.
Потом, традиционные для нас хлопководство, виноградарство, шелководство вполне реально развивать. Качество шелка у нас весьма высокое. Но должны быть художники, дизайнеры, нужно не ограничиваться сырьем, а наладить полный цикл производства готовой продукции.
Важно привлечь иностранных партнеров для выпуска той же текстильной продукции. К примеру, в Египте выращивается тонковолокнистый хлопок очень высокого качества, это практически лучший в мире, который используется даже в военной промышленности. А фабрика по производству маек - немецкая. Мне кажется, нам надо пойти по такому пути. У нас есть шелк, но я не думаю, что мы сможем значительно увеличить экспорт шелковых платков, если на них будет написано "келагаи".
Мы ведь привезли сюда Coca-Cola и Pepsi-Cola, наладили здесь производство. Точно так же надо привозить конкретный бренд и задействовать местную рабочую силу и сырье. Все, что связано с текстилем самых известных брендов, произведено в Китае, Вьетнаме, Индонезии. Там дешевая рабочая сила и достаточно квалифицированные кадры. Зайдите в магазины Adidas и Nike и посмотрите бирки, где это произведено. Нам надо делать то же самое. Если пригласили Coca-Сola, почему бы не пригласить Adidas?
Турция превратилась в ведущее государство в области текстиля. В Турции производится 70% всей мировой джинсовой ткани и уже из них шьются джинсы известных брендов. В свое время президент Турции Тургут Озал повысил значительно таможенные пошлины на импорт и пригласил иностранные компании производить продукцию внутри страны. В результате Турция значительно нарастила экспорт и тем самым укрепила свою валюту.
- Какую форму продвижения товаров вы считаете лучшей?
- Азербайджан участвует в Expo, в 2010 году были в Шанхае, в 2015 году - в Милане. Между ними мы организовали выставку наших товаров в Урумчи и Голландии благодаря поддержке президента Ильхама Алиева. В обоих случаях повезли бизнесменов и их продукцию - компоты, соки, коньяк и прочее. Причем в Китае товар мы растаможили, чтобы обратно не привозить. В Урумчи мы были 10 дней, и уже в первый день у нас хотели все купить. Тогда предприниматели заключали контракты на долгосрочную основу. В основном были малые предприятия.
В Южной Корее мы сделали виртуальную выставку, где на плазменных панелях подавалась вся информация о производимой продукции.
- Одна из целей ТПП - осуществление мероприятий по недопущению неделового сотрудничества и недобросовестной конкуренции. Какова ситуация по этим вопросам на сегодня, какие конкретно меры предпринимаются?
- Хотя в стране активно продвигается борьба с монополиями, мы все еще сталкиваемся с фактами недобросовестной конкуренции. И если вопрос с импортом товаров в страну решен, то остается проблема монополий внутри нашего рынка. Не так просто ликвидировать монополии именно на рынке на этапе реализации. Это серьезная проблема и может тормозить развитие секторов.
Конкуренция всегда выгодна потребителю, так как приведет к снижению цен. Без конкуренции не будет ни качества, ни цены.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: