Автор: Нурлана ГУЛИЕВА Баку
Стабильность на нефтяном рынке и принятые меры по развитию ненефтяного сектора существенно обнадежили правительство Азербайджана в вопросе преодоления стагнации в экономике в ближайшей перспективе. Аналогичного мнения придерживаются и международные организации. К примеру, рейтинговое агентство Fitch Ratings прогнозирует рост ВВП Азербайджана в 2017 году на уровне 0,2%, а уже в 2018-м он выйдет на уровень 1,7%.
Отметим, что само правительство Азербайджана на 2017 год прогнозирует рост ВВП на уровне 1%. И президент Ильхам Алиев недавно заявил, что этот год в Азербайджане будет годом экономического роста. ВВП за первые два месяца текущего года уже демонстрирует рост на 0,4%, при этом в январе-феврале в ненефтяном секторе он составил 5,3%. По его словам, снижение цен на нефть на мировых рынках в 2014-2016 годах нанесло серьезный ущерб экономике Азербайджана. "Наши доходы сократились в 3-4 раза. Это стало серьезным вызовом для нас, но мы справились. Мы смогли перестроить свою экономику в условиях низких цен на нефть", - добавил президент.
Причем, судя по всему, корректировки бюджетных показателей на фоне стабилизировавшихся цен на нефть ждать не стоит. Напомним, что для защиты от возможных рисков бюджетные показатели спрогнозированы по трем сценариям - пессимистичный (с ценой нефти $35 за баррель), базовый ($40) и оптимистичный ($45). Несмотря на то, что председатель парламентского комитета по экономической политике, промышленности и предпринимательству Зияд Самедзаде допускает корректировку бюджетных прогнозов в случае тенденции превышения цен на нефть $50 за баррель, в Минфине страны четко заявили: каких-либо подготовительных работ в этом направлении не ведется.
Вместе с тем ожидать полного преодоления кризисных явлений в финансовом секторе еще рано. Международные и местные эксперты все еще предсказывают сужение количества участников банковского рынка вследствие банкротства некоторых из них. "Мы ожидаем продолжения чистки в секторе ввиду недостаточности капитала, что связано с низким качеством активов и валютными рисками", - утверждают аналитики Fitch. На начало прошлого года рейтинги пяти из восьми банков, оцениваемых Fitch, включая крупнейший банк страны МБА, снизились. Кроме того, регулятор отозвал лицензии 10 нерейтингуемых агентством банков. Итого на рынке на сегодня остались 32 банка. Несмотря на попытки регулятора выправить ситуацию, девальвация маната продолжает оказывать давление на банковский сектор Азербайджана, и банки сталкиваются с продолжающимся сокращением капитала.
На 6-й ежегодной встрече Fitch по Азербайджану в Баку аналитики агентства заявили, что в прошлом году чистые убытки сектора составили 1,7 млрд. манатов, при этом около 1,3 млрд. из них пришлось на чистые убытки МБА, которые связаны с потерями от курсовой разницы. Причем тенденция продолжилась и в первый месяц текущего года - только в январе 2017 года чистые убытки банков, по данным Палаты по надзору за финансовыми рынками (ПНФР), составили 496 млн. манатов.
По мнению Fitch, одной из главных проблем финансовых институтов Азербайджана продолжает оставаться высокий уровень долларизации депозитов (80% к концу 2016 года), что, естественно, ограничивает гибкость монетарной политики и создает недостаток ликвидности в национальной валюте.
Это, в свою очередь, отражается на основном источнике прибыли банков - кредитном портфеле. По мнению международных экспертов, в 2017 году он сократится на 5%. В результате банки могут столкнуться с увеличением числа новых проблемных кредитов в связи с ограничениями по капиталу. Для сравнения - в 2016 году кредитный портфель банковского сектора Азербайджана сократился на 26,6%. "Доля нерабочих кредитов (с просрочкой больше 90 дней) в общем портфеле достигла 21%, по данным на конец 2016 года, и мы ожидаем, что валютные кредиты, доля которых составляет 48% кредитного портфеля, создадут дополнительное давление на качество портфеля в 2017 году", - сказал, в частности, директор аналитической группы по финансовым организациям Fitch Дмитрий Васильев. По его словам, сектор в 2017 году будет нуждаться в поддержке через трансферты из Государственного нефтяного фонда Азербайджана (ГНФАР) и госгарантии.
Впрочем, "карма" долларизации коснулась не только азербайджанских банков. По мнению экспертов другого влиятельного рейтингового агентства Moody`s Inves-tors Service, большинство банков стран СНГ все еще подвержены высоким валютным рискам. Однако настораживает тот факт, что Азербайджан в новом отчете агентства включен в список стран, где этот риск наиболее высок - наряду с Украиной, Таджикистаном и Беларусью.
Агентство полагает, что сокращение объема валютных кредитов в странах СНГ связано в основном с запретами регуляторов: "Регуляторы в ряде стран СНГ, включая Казахстан, Азербайджан и Украину, временно запретили выдачу кредитов в иностранной валюте индивидуальным и корпоративным клиентам, не имеющим доходов от экспорта. Это продуманный, но скорее запоздалый шаг, что наглядно видно по объему выданных в инвалюте кредитов. Кроме того, многие банки реструктуризировали валютные кредиты и перевели их в национальную валюту. Этот процесс включает продление срока погашения кредитов. Но ежемесячные платежи остались без изменений", - отмечают аналитики Moody`s. Однако правительство Азербайджана относительно перспектив финансового сектора настроено куда более оптимистично. По мнению премьер-министра страны Артура Расизаде, ситуацию удалось стабилизировать благодаря "целенаправленным мерам, предпринятым в 2016 году, и правильному использованию сильного экономического потенциала, накопленного в предыдущие годы". "Резкое снижение цен на углеводороды на мировых рынках привело к значительному сокращению экспортных доходов страны и вызвало большой дефицит в платежном балансе. Неудовлетворительная работа ряда банков, преступная деятельность бывшего руководства системно значимого Международного банка Азербайджана еще более осложнили ситуацию", - отметил он.
В Палате надзора за финансовыми рынками уверены, что стабилизировалась ситуация и по просроченным кредитам - самой кровоточащей язвы банковского сектора. По словам завотделом ПНФР Рустама Тахирова, в первую очередь для банков установлены рамки здорового заимствования и ответственного кредитования, благодаря чему наступил качественно новый этап в отношениях банки - клиенты. Кроме того, оценены активы банков и перед ними поставлены требования по капитализации: "Аннулированы лицензии банков, не выполнивших требования по капитализации. Некоторые банки увеличили свой капитал, в других этот процесс сейчас продолжается. Мы ожидаем скорейшего завершения процесса капитализации", - отметил Р.Тахиров.
По его словам, именно тот факт, что банки выделяют достаточно средств на создание резервов по проблемным кредитам, в конечном счете становится причиной сокращения их прибыли и нередко ведет к потере капитала. Что же касается ликвидности, то ее сейчас в банках в избытке. "Палата периодически проводит стресс-тесты, и ситуация с ликвидностью по сравнению с сентябрем прошлого года стала более стабильной. В течение этого времени банки получили возможность уменьшить внешние обязательства, и внешний долг сократился примерно на 20%", - сказал Р.Тахиров.
По мнению экспертов, ослабления долларизации финрынка можно ожидать после долгосрочной стабилизации курса маната. Впрочем, здесь уже, вопреки местным экспертам, оптимистичнее выступают международные аналитики. Так, в Fitch считают, что среднегодовой курс маната к доллару на 2017 год установится на уровне 1,76 маната/$1, на 2018 год - 1,7 маната/$1, что близко к текущему курсу (1,72 маната/$1). То есть потрясений или новой девальвации на горизонте не видно. Следовательно, можно ожидать активизации процесса оздоровления в банковской сфере, а также оживления бизнеса, да и в целом выправления большинства макроэкономических показателей, включая снижение инфляции.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: