24 Ноября 2024

Воскресенье, 02:25

СКОРАЯ ПОМОЩЬ

Меры по оздоровлению Межбанка потребовали радикального вмешательства государства

Автор:

15.05.2017

Кризис в банковской сфере Азербайджана, несмотря на все усилия участников рынка и регуляторов, продолжается, с каждым разом обнажая всю глубину проблем этого сектора. Не секрет, что первой фишкой, за которой по одному потянулись вниз слабые звенья системы, стал Международный банк Азербайджана (МБА) - на прошлой неделе банку пришлось объявить технический дефолт и обратиться в Нью-Йоркский суд за поддержкой.

Одновременно международные финансовые институты и эксперты вновь заговорили о неизбежности сокращения количества банков в Азербайджане, что логично и целесообразно для скорейшей стабилизации рынка. Но, с другой стороны, закрытие банков также сопровождается рядом проблем и недовольством со стороны бывших клиентов. Однако эксперты надеются, что хотя бы здесь удастся достичь позитивных перемен после принятых мер по усовершенствованию процесса ликвидации банков.

Миллиардные вливания в МБА, неоднократная смена менеджмента, к сожалению, не смогли до конца нейтрализовать ущерб, нанесенный банку его прежним руководством. Правительство уже выкупило у Межбанка токсичные активы на 9,93 млрд. манатов. Банку также предоставлены ликвидные средства на $1,3 млрд. и 70 млн. манатов. Кроме того, в январе этого года правительство, будучи основным акционером банка, направило 600 млн. манатов из своих депозитов на повышение капитала банка. "Несмотря на то, что эти меры укрепили капитальную и ликвидную позиции МБА, девальвация маната и незавершение процедуры передачи правительству токсичных активов привели к дополнительным убыткам. В результате по итогам 2016 года убыток группы Международного банка (включая его дочерние предприятия) ожидается на уровне 1,9 млрд. манатов, в том числе убыток самого банка - 1,74 млрд. манатов", - говорится в недавнем сообщении банка.

В итоге МБА выступил с заявлением о том, что в рамках программы оздоровления банка объявлена добровольная реструктуризация его обязательств. То есть долги банка в иностранной валюте, привлеченные у финансовых институтов, будут напрямую переданы государству. До завершения этой процедуры реализация валютных обязательств зарубежных кредиторов (за исключением оплаты процентов по сделкам для финансирования торговли) приостанавливается.

Как отметил министр финансов Самир Шарифов, чьи слова приводятся в сообщении, ослабление капитальной и финансовой позиций банка вызывало беспокойство. "Восстановление финансовой устойчивости МБА имеет важное значение с точки зрения оказания значимых для экономики финансовых услуг. Шаги, которые сейчас предпринимает банк для обеспечения своей финансовой стабильности, очень важны и полностью поддерживаются Министерством финансов", - сказал министр.

В свою очередь председатель совета директоров Палаты надзора над финансовыми рынками Азербайджана Руфат Асланлы отметил, что план реструктуризации не повлияет на выполнение обязательств МБА перед юридическими и физическими лицами. "Палата будет контролировать, чтобы в рамках этого процесса не были нарушены права кредиторов и вкладчиков банка, и они могли свободно использовать свои средства", - отметил он. С аналогичным обещанием выступил председатель правления МБА Халид Ахадов, добавив, что "все розничные и корпоративные клиенты МБА должны быть уверены, что план реструктуризации не окажет на них никакого эффекта. В то же время это не затронет и другие процессы в банке".

По информации американского издания The Wall Street Journal, Межбанк Азербайджана также обратился в Нью-Йоркский суд за поддержкой в процессе реструктуризации внешних обязательств банка на сумму $3,34 млрд. 

Кстати, по сообщению самого банка, суд выступил на стороне МБА и принял на этот счет положительное решение, что, по словам Х.Ахадова, "показывает, что мы предпринимаем правильные шаги для успешного завершения процесса реструктуризации". Таким образом, иностранные кредиторы не смогут предъявлять требования к активам банка в процессе добровольной реструктуризации его зарубежных обязательств.

В то же время Минфин раскрыл механизм возврата долгов из госбюджета, заявив, что Азербайджан выпустит государственные облигации в иностранной валюте для замены обязательств МБА перед кредиторами. 

Несмотря на некоторое нервозное восприятие у общественности последних событий вокруг Межбанка, объективно можно сказать, что на сегодня это единственное решение огромных проблем крупнейшего системообразующего банка. Не спасать его - значит дать возможность рухнуть банковской системе страны, понизить донельзя рейтинг всех участников рынка, заранее сведя на нет все их попытки получить внешние займы. Подобные примеры есть в практике самых передовых экономик мира, и везде в трудную минуту государство протягивает руку помощи системообразующему банку. 

Вслед за погашением долгов МБА будет в кратчайшие сроки приватизирован - Р.Асланлы ранее заявлял, что банк будет готов к этому уже в I полугодии 2017 года. По оценкам Международного валютного фонда (МВФ), конечной целью мероприятий по оздоровлению МБА является приватизация банка в течение пяти лет. 

 

Топить нельзя, спасать

Межу тем тот же МВФ прогнозирует, что банковский сектор Азербайджана на пороге еще большего сужения количества участников рынка. "В Азербайджане продолжились вливание капитала и выкуп государством безнадежных кредитов. Однако после завершения разработки новых планов по капитализации может потребоваться закрытие еще нескольких банков", - отмечается в обзоре фонда "Перспективы развития региональной экономики: Кавказ и Центральная Азия (КЦА)". Кстати, и фонд подтверждает, что подобная ситуация сложилась не только в Азербайджане, но и в других странах региона. "За несколькими исключениями произошло увеличение объема реструктурированных и просроченных кредитов на фоне по-прежнему существенной долларизации и недостаточной капитализации банков. Эти недостатки являются тормозом для будущей экономической активности с учетом продолжения замедления роста кредитования в ряде стран региона", - отмечает МВФ.

В целом странам региона КЦА предстоит многое сделать для сдерживания рисков и расширения финансового посредничества. Во-первых, нужно должным образом выявить и устранить все слабые места в балансах банков. Во-вторых, своевременное вмешательство в работу слабых банков имеет принципиальное значение для предотвращения системных рисков, что и предпринимается в случае с МБА. 

К слову, в Азербайджане уже приняты четкие меры для предупреждения подобных рисков в будущем. Так, президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал распоряжение о внесении изменений в указ "О мерах по усовершенствованию деятельности Министерства финансов Азербайджана". Согласно нему, Минфин получает новые полномочия по установлению верхнего предела внутренних и внешних долгов государственных юридических лиц, дает согласие на все их внутренние и внешние заимствования или же принимает решение об отказе в них.

Напомним, что в 2016 году в Азербайджане по различным причинам были аннулированы лицензии 11 банков. В настоящее время лицензию на деятельность имеют 32 банка. При этом ряд банков объявили о слиянии, и не исключается проведение консолидации также некоторыми другими банками. Возможность ликвидации еще нескольких банков вполне логична - не секрет, что слабых звеньев в системе хватает.

Хотя, с другой стороны, новые процессы ликвидации - достаточно тяжелый груз с учетом того, что во многих уже закрытых банках они пока не завершились и сопровождаются рядом проблем. Нет - с возвратом застрахованных вкладов все в порядке: Фонд страхования вкладов выполняет свои функции четко. Однако после того как вся эта сумма выплачена, должна быть начата процедура продажи активов банка и вырученные средства распределены на выплату незастрахованных вкладов. Для контроля над этим процессом в каждом банке создается комитет кредиторов из числа подобных вкладчиков. Вот тут-то и начинаются проблемы - в основном это жалобы на отсутствие должной прозрачности в данном процессе. 

В принципе сама палата не отрицает существования спорных моментов. Только в Bank Standard было свыше 260 тыс. вкладчиков, в других банках их общее число достигает 100 тыс., и наличие недовольных при таком количестве вполне нормально. "Есть моменты, когда вкладчики утверждают, что проценты по их депозитам должны были быть не 10%, а 12%, все это рассматривается в судебном порядке", - отмечал ранее Р.Асланлы. 

Также, учитывая, что депозиты в основном сроком на 1 год, а кредиты, скажем, на 5 лет, получается, что активы не могут быть оценены объективно. "Мы же не можем вкладчику сказать: подожди 5 лет, пока кредитор выплатит долг. Поэтому нужны другие механизмы оценки активов. Одними из выходов являются нахождение другого банка и передача этого долга ему, но все это должно быть технически и юридически обосновано", - отметил Р.Асланлы.

Межу тем очень важным шагом в направлении решения подобных спорных моментов, а также оздоровления банковского сектора в целом может стать указ Ильхама Алиева, согласно которому утвержден порядок продажи неработающих активов в рамках мероприятий по резолюции и оздоровлению утративших платежеспособность банков. Порядок, надо сказать, достаточно прост: в течение 20 дней Палата надзора над финрынками должна внести активы банка в категорию "нерабочих" (токсичных), затем они будут оценены независимым оценщиком, а продажа их будет осуществляться на основе обычного гражданско-правового договора. 

Что это дает? В первую очередь возможность спасти банк от закрытия, передав его здоровые активы в "переходный банк", а неработающие активы продав на основе установленного порядка. У менеджмента банка хотя бы появятся возможность и время для принятия решения о дальнейшей судьбе банка, ведения переговоров о консолидации или привлечении дополнительной поддержки. То есть сейчас правительство и регулятор получили возможность использования иного принципа в работе с "проблемными" банками. Теперь они могут максимально помочь банкам выжить и принимать решение о ликвидации только в случае, если эти варианты не дают результатов.

На данном этапе это крайне важно хотя бы потому, что ресурсы Фонда страхования вкладов также исчерпаны, банковский сектор с закрытием каждого банка теряет доверие клиентов и внешних кредиторов, что, в конечном счете, сказывается на всем финансовом секторе и экономике в целом. Пока шансы на спасение банковского сектора есть, ими надо воспользоваться.


РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

414


Актуально