Автор: Фуад ГУСЕЙНАЛИЕВ
Когда в декабре прошлого года страны ОПЕК и 11 не входящих в картель нефтедобывающих государств договорились о совокупном снижении добычи нефти на период до середины 2017 года, оптимизма на нефтяном рынке было выше крыши. Большинство аналитических центров и банков срочно меняли в сторону повышения свои прогнозы по ценам на нефть, ожидая, что совместное решение позволит убрать излишки нефти с рынка и вывести цены на приемлемый уровень. По прогнозам аналитиков, уже в 2017 году средняя цена на нефть должна была превысить $60, а в 2018-м - как минимум приблизиться к $70. И если в первые месяцы ожидания оправдывались и цены превзошли планку в $55 за баррель, то уже к весне все вернулось на круги своя и цены снизились до $50. В целом с начала года цены на нефть снизились на 16%.
В итоге полугодовое сокращение добычи нефти странами ОПЕК и не-ОПЕК на 1,8 млн. барр./сутки позволило лишь стабилизации уровня цен на нефть в коридоре $45-50 за баррель. При этом на запланированный уровень по снижению добычи страны смогли выйти лишь к концу шестимесячного периода, а именно в мае 2017 года, в основном из-за медленных темпов сокращения со стороны России. Поэтому на заседании стран, подключившихся к сокращению добычи нефти, прошедшем в мае, было принято решение продлить соглашение еще на девять месяцев - до марта 2018 года. Но и это решение не восстановило оптимизма на рынке, так как многие аналитики считали, что необходимо расширить число участников сокращения добычи нефти и, соответственно, повысить объемы сокращения.
Как итог цены на нефть даже упали ниже уровня $45. Плюс негатива рынку добавили сообщения о восстановлении добычи нефти в Ливии и Нигерии, которые не ограничены соглашением о сокращении добычи, несмотря на членство в ОПЕК, а также рост добычи сланцевой нефти в США.
По данным Bloomberg, в июне совокупный суточный объем нефтедобычи картеля на 390 тыс. барр. превышал целевой уровень, зафиксированный в соглашении по сокращению добычи. Весомый вклад в перепроизводство внесли как раз Ливия с Нигерией, хотя не отставали и другие участники ОПЕК - Саудовская Аравия нарастила добычу в сравнении с маем на 90 тыс., а ОАЭ - на 40 тыс. барр.
Все эти вопросы стали предметом обсуждений заседания комитета по мониторингу исполнения соглашения по сокращению добычи нефти, прошедшего 24 июля в Санкт-Петербурге.
Хотя комитет и видит проблемы на нефтяном рынке с увеличением предложения, но оценивает, в целом, ситуацию в позитивном ключе. Как говорится в коммюнике по итогам заседания, соглашение по сокращению добычи за первое полугодие 2017 года исполнялось на 98%. По словам главы Минэнерго РФ Александра Новака, выполнение всеми участниками сделки своих обязательств на 100% обеспечит дополнительное снижение производства нефти еще на 200 тыс. барр./сутки.
Надавить на нарушителей своих квот обещал глава минэнерго Саудовской Аравии Халид аль Фалих: "Несколько стран отстают, и мы поговорили с ними. Мы общались с министрами этих стран. Они обещали развернуть ситуацию и обеспечить исполнение в полном объеме. Если ситуация не развернется, я буду говорить с главами этих стран".
При этом по вопросу Ливии и Нигерии никаких решений принято не было: они все еще освобождены от квот и могут продолжать наращивать добычу, хотя многие аналитики и участники рынка ожидали, что для них также будут установлены квоты.
Причем Ливия заявляет о планах повысить добычу до 1,2 млн., а Нигерия - до 1,8 млн. барр./сутки, после чего они будут готовы присоединиться к соглашению о сокращении нефти.
Однако саудовский министр аль-Фалих считает, что этим странам не достичь совокупного максимального уровня добычи нефти даже в 2,8 млн. барр./сутки.
"Фактически они указали, что у них есть много технических и финансовых проблем, которые усложняют сохранение добычи на текущем уровне. И поэтому мы думаем, что общая добыча и Ливии, и Нигерии несколько ограничена. Я желаю им всего лучшего, но думаю, что 2,8 млн. барр./сутки это то, что маловероятно поддержать, учитывая те обсуждения, которые у меня были с этими двумя делегациями, а также по оценке третьих сторон и технического комитета", - подчеркнул Х. аль-Фалих.
В любом случае за полгода выполнения соглашения по сокращению добычи с рынка ушло 350 млн. барр. нефти. И хотя запасы ее в развитых странах снизились на 90 млн. барр., что произошло впервые за три года, все равно они остаются выше среднего уровня за последние 5 лет на 250 млн. барр.
Однако в ОПЕК оптимизма не теряют, ожидая, что во втором полугодии 2017 года темпы роста спроса будут выше, чем в первом полугодии. В частности, по словам аль-Фалиха, в третьем квартале спрос на нефть вырастет на 1,5 млн. барр./сутки по сравнению с 1 млн. в первом квартале, что будет способствовать ускорению сокращения запасов.
При этом страны ОПЕК наконец-то задумались не только о сокращении добычи нефти, но и регулировании экспорта. По крайней мере о сокращении экспорта заявили Саудовская Аравия, ОАЭ и Кувейт. В частности, саудовцы обещали уже с августа ограничить экспорт на 1 млн. барр. - до 6,6 млн. барр./сутки.
С осторожностью к идее контроля экспорта отнеслась Россия, министр энергетики которой Александр Новак заявил о необходимости учета экспорта нефтепродуктов и внутреннего потребления.
Идея с контролем экспорта должна была быть первоочередной для участников соглашения о сокращении добычи. У большинства крупных производителей нефти имеются резервы для сокращения добычи, что при этом может совершенно не отразиться на экспорте. Именно такая ситуация и наблюдалась последние полгода на рынке, когда усилия по сокращению добычи весьма слабо отражались на уровне выходящей на рынок нефти. Но тут согласовать общую позицию будет весьма непросто, так как именно экспорт обеспечивает львиную долю валютной выручки у большинства нефтедобывающих стран, и заставить их отказаться от этого в условиях снижения доходов в свете падения цен будет достаточно сложно.
Еще одним важным решением мониторингового комитета может стать предложение рассмотреть возможность продления срока соглашения о сокращении добычи еще на один период. Саудовская Аравия, Иран, Венесуэла и Россия готовы к этому шагу в случае необходимости. Механизмы выхода из соглашения пока на повестке не значатся, так как цель добиться сокращения запасов до среднего за пять лет уровня все еще не достигнута.
Напротив, участники сделки думают о расширении количества стран, присоединившихся к соглашению по сокращению добычи. По словам генсека ОПЕК Мухаммеда Баркиндо, организация уже приступила к обсуждениям с производителями сланцевой нефти в США.
"В прошлом году мы впервые в истории ОПЕК начали диалог с производителями в США. И должен сказать, что я был удивлен теплотой, с которой они приняли эту нашу инициативу. Дошло до того, что они призвали нас продолжить этот диалог", - заявил Баркиндо в интервью телеканалу РБК, отметив, что диалог предполагается продолжить в четвертом квартале 2017 года, а также привлечь к нему новые американские компании.
"Мы надеемся, что со временем и американские производители присоединятся к нам в этих совместных усилиях вернуть стабильность в индустрию, которая в последние два года сокращалась", - отметил глава ОПЕК, подчеркнув, что не ожидает роста добычи странами картеля по итогам 2017 года.
К предположению подключения США к сокращению добычи нефти многие аналитики относятся достаточно скептически. С одной стороны, рост цен на нефть выгоден для производителей сланцевой нефти, но с другой - большая часть добычи сконцентрирована в руках небольших компаний, для которых важна сиюминутная прибыль, а не общие тенденции развития нефтяного рынка, и которым сложно указать на отдельные квоты. Кроме того, развитие технологий постоянно приводит к снижению себестоимости сланцевой нефти, что способствует росту добычи. Хотя темпы бурения новых скважин в США за последние месяцы несколько снизились, но тенденция все равно идет в сторону повышения роста добычи. Помимо этого нельзя не учитывать и политику администрации президента США Дональда Трампа, который выступает за свободную конкуренцию и отсутствие административных барьеров в энергетической сфере.
В принципе за последние дни рынок отреагировал весьма адекватно на заявления участников мониторингового комитета по сокращению добычи. По итогам торгов 27 июля цена на нефть увеличилась до $51,5 за баррель с $47 неделей ранее. На данном этапе поддержку росту цен оказывает и снижение запасов в США, которые упали до уровня января 2017 года.
Но в любом случае аналитики весьма осторожно оценивают перспективы роста цены на нефть. В частности, Международный валютный фонд понизил прогноз цены на нефть на текущий и будущие года в среднем на $3 за баррель в сравнении с апрельскими данными - до $52 за сорт Brent. Еще более пессимистично к ценам относятся в управлении энергетической информации минэнерго США (EIA). Организация в июльском докладе снизила собственный прогноз на 2017 год месячной давности по цене на Brent на $2 - до $50,8, а на 2018-й - сразу на $4 - до $51,6.
Вместе с тем тот же МВФ предрекает мировой экономике небывалый за последние 10 лет подъем.
"Последние данные свидетельствуют о том, что мировой экономике предстоит самый большой синхронный подъем десятилетия", - пишут экономисты МВФ в "Обзоре мировой экономики". Организация повысила прогноз роста экономики практически во всех регионах мира - в Европе, Японии, Китае, в развивающихся странах Азии, России, Бразилии, Индии и т.д. Опасения организации вызывают лишь темпы роста в США, которые тормозят неопределенная политика Дональда Трампа, а также рост экономики Великобритании из-за Brexit.
Между тем мировой рост экономики в конечном счете выливается в повышение спроса на энергоресурсы, в том числе и на нефть, а вкупе с согласованными действиями производителей это приведет к столь долгожданному повышению цен на нефть.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: