Автор: Нармина ВЕЛИЕВА
Наверное, никто из нормальных и любящих родителей не хотел бы в будущем видеть своего ребенка человеком, совершающим какое-то зло. Здравомыслящий родитель не будет создавать для этого соответствующий негативный антураж. То есть он будет ограждать свое дитя от всего, что могло бы косвенно натолкнуть его на мысли об агрессии, тревожности, подозрительности и эгоизме.
Тем не менее мы не раз становимся свидетелями того, как родители упорно предлагают своим детям пострелять - пусть и в виртуального врага. Представьте себе такую ситуацию. Центр детских развлечений. В нем, помимо многочисленных всевозможных игровых аппаратов, есть детская игровая площадка, центр развития творческих способностей и различные безобидные настольные игры.
Мальчик настойчиво тянет отца за рукав: - Пап, я хочу порисовать. Смотри, там и конструкторы есть, и кинетический песок". - Порисовать ты можешь и дома, давай лучше постреляем. - Но дома нет столько красок и гипсовых фигур. - Сынок, я привел тебя сюда не за этим и мне совсем неохота ждать, пока ты будешь рисовать".
Это случайно подслушанный разговор отца и сына. Сына, который в окружении аппаратно-игрового пространства захотел порисовать, и отца, которого, казалось бы, побуждение сына при наличии стольких искушений должно только радовать. Но отец принимает решение не в пользу сына - как его будущего, так и настоящего.
Иллюзия счастья
О вреде игровых аппаратов и компьютерных игр, пропагандирующих насилие, не писал разве что ленивый. Раньше, когда они только появились в нашей жизни, многие не понимали, насколько это чревато. Сегодня же, при наличии обширной информации и многочисленных предупреждений специалистов о таком явлении, как игровая зависимость, настойчивое желание родителей позабавить своих детей подобного рода развлечениями кажется очень странным и нелогичным. Игровых аппаратов, пропагандирующих убийства, на территориях детского игрового пространства очень много. Что интересно, в названиях этих площадок развлечений иногда присутствуют такие слова, как "счастье", "радость", "детские развлечения", что косвенно отсылает сознание ребенка к тому, что, не убив, не ударив, не наехав на какое-то чудище на монстр-траке, он счастлив быть не может.
Хорошо, что не все родители предпочитают такое времяпрепровождение для своих детей. Мать семилетнего Магомеда Сара ханым рассказала нам, что всегда старается ограждать своего мальчика от всего, что наталкивает сознание ребенка к агрессии. Она не позволяет ему смотреть фильмы и анимацию, где присутствует насилие, объясняет, почему нежелательно играть на тех или иных игровых аппаратах. "Я абсолютно не могу понять, почему в некоторых игровых стрелялках в открытую предлагают убить животное? Это такая охота - сафари. При том, что сегодня многие организации борются за сохранение того или иного исчезающего вида животного. Где логика? С одной стороны, пропаганда охраны, а с другой - убийств. Там, где возникает вопрос заработка и выманивания денег - находят самый легкий путь: убивать. А ведь если сегодня ребенок виртуально убил животное, завтра он сделает это в реале", - говорит Сара ханым. Многие родители стали замечать, как дети, играя, стали чаще употреблять слова: "меня убили", "я убит" и т.д. Компьютерная и игровая индустрия идет вперед огромными шагами, игры становятся все более реалистичными, убийства и разрушения в игре выглядят очень правдоподобно.
Разработчики аппаратных и компьютерных приложений знают, что игры влияют на детей и вводят в них своего рода ограничения - например, на демонстрацию крови во время убийства, но это мало что меняет. Во многих странах даже не раз проходили слушания по запрету некоторых компьютерных игр, в частности таких, как Counter Strike (стрелялка от первого лица, где террористы воюют с полицией). Но запреты не мешают разработчикам каждый год выпускать новые хиты.
Тренажеры убийства
Конечно, можно возразить - а мы разве в детстве не бегали, играя в "войнушку", разве нам не покупали игрушечные пистолетики? Да, все это было. Но нас не искушали таким монстром, как завлекающая виртуальная реальность. И с каждым годом она становится все реальней. Достаточно обратиться к описанию новых компьютерных игр. Так, разработчики утверждают, что та или иная игра стала более приближенной к действительности, ее даже оценивают по таким параметрам, как реалистичность, графика, звуковое сопровождение. Чем реалистичней игра, тем больше балл. Разработчики учитывают все - звук, физику, графику. Это делается для соблюдения еще большего эффекта присутствия. При этом к каждой игре даются описание сюжета и цель: где, как, когда и кого убить.
По мнению детского психолога Наргиз Хашимзаде, учитывая, какой вред психике могут нанести игровые аппараты, пропагандирующие насилие, на все эти "игралки" следует установить возрастной ценз. Кстати, такая цензура применяется во многих странах Европы. "Ставить их в детских развлекательных центрах вообще нежелательно, поскольку есть очень чувствительные дети, у которых формируются страхи и тревожное состояние. Происходит перенос виртуального мира в реальный. Детям, не состоявшимся как личность, с неоформленной психикой кажется, что в том, чтобы убить животное или человека, нет ничего необычного. В этом и состоит негативное влияние таких игр".
Другое дело - взрослые. По словам специалиста, у них подобные действа снимают стресс. В таких играх взрослые выплескивают агрессию, которую носят в себе. "Я бы даже посоветовала взрослым играть в такие игры, когда у них что-то не получилось на работе, дома, и хочется накричать. Но и тут есть свое "но". Постоянная игра у некоторых психопатических личностей формирует игроманию. Своеобразный невроз навязчивых состояний. Тут важна мера. Часто и много играть вредно в любом случае. Есть факты, когда именно после таких игр маньяки расстреливали людей. Например, известно, что Брейвик Андерс Беринг, организатор и исполнитель взрыва в центре Осло и нападения на молодежный лагерь правящей Норвежской рабочей партии в 2011 году, в результате чего погибли 77 человек и 151 получил ранения, перед этой акцией забавлялся подобной игрой. Так что самое главное здесь - мера и контроль". Почему сегодня мы часто слышим, что в разных странах подростки убивают людей в школах? Как раз потому, считает психолог, что "стрелялки" позволяют сделать убийство психологически приемлемым. "Существуют определенные компьютерные программы для военных (тоже "стрелялки"), которые как раз и учат убивать противника. Вторая мировая война показала, что американские солдаты, хорошо попадающие в мишени на учениях, испытывали трудности с поражением противника. Это было связано с тем, что они стреляли только по мишеням, а на войне живые люди, сработал психологический барьер, вот и начали с помощью компьютера прививать эти навыки. Американцы пришли к выводу, что методики, используемые для обучения военных, следует свободно продвигать и среди детской аудитории".
Что делать родителям? Наргиз Хашимзаде советует с детства прививать любовь к животным. Рассказывать добрые сказки о животных и людях, чтобы сформировать у ребенка такие состояния, как сострадание, эмпатия к людям и детям, особенно к животным. Тогда им никогда не захочется убивать - ни животных, ни людей.
"Уважаемые родители, если вы не ограничите ребенка от влияния игровых стрелялок, аппаратов и компьютера, в старшем возрасте у него будут большие шансы "подсесть" на рулетку или игровые авто. Самая главная опасность, которую представляют компьютерные игры, - возникновение игровой зависимости. Это настоящее отклонение психики, которое потребует помощи квалифицированного врача", - резюмировала Наргиз ханым.
Реальность такова. Стрелялок, аппаратов для виртуальных убийств, бесчувственных машин стало так много, что нашу действительность впору назвать восстанием роботов. Но тут есть один момент - если мы не научим наших детей чувствовать и воспринимать реальный мир со всеми его достоинствами и недостатками, не ограждая их от виртуального мира, они постепенно превратятся в роботов.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: