23 Ноября 2024

Суббота, 13:34

МАЯК НЕЗАВИСИМОСТИ

1917 год стал временем национального подъема азербайджанцев

Автор:

01.03.2018

В судьбах многих народов Европы и Азии 1917 год стал переломным. В этот год рухнула Российская империя, народы которой охватило пленительное чувство близости долгожданной свободы. Решающий шаг на пути к национальному пробуждению сделали в ту годину великих потрясений и азербайджанцы, которые вплотную подступили к судьбоносному маяку, выведшему их уже в следующем, 1918 году к созданию первой республики на всем мусульманском Востоке.

 

Февраль надежд и ожиданий

Февраль 1917 года... Сразу после крушения русского царизма верховная власть на всем пространстве бывшей империи перешла в руки Временного правительства. Одним из его первых актов стала отмена всех законов, ограничивающих права граждан на основании религиозных убеждений или национальной принадлежности.

Известие о свержении самодержавия всколыхнуло также весь Кавказ, включая и один из ведущих экономических центров державы - многонациональный Баку. Утром 3 марта жители этого древнего азербайджанского города возбужденно обсуждали на импровизированных митингах новую политическую ситуацию в стране, полные надежд на улучшение своей жизни, обуреваемые ожиданиями свободы и скорого торжества демократии.

Эти надежды миллионов людей всячески поощряло и Временное правительство, которое в спешном порядке начало пересмотр управления "нерусскими районами страны", чтобы обеспечить большее участие представителей местного населения в органах власти. 9 марта гражданская власть в крае была передана Особому Закавказскому комитету (ОЗАКОМ), состоявшему из депутатов, которые представляли национальные группы региона в Государственной Думе бывшей Российской империи. В состав ОЗАКОМа вошел и один из ярчайших азербайджанских политиков и общественных деятелей того времени, кадет (впоследствии мусаватист) Мамед Юсиф Джафаров.

Между тем почти одновременно с местными органами власти - исполнительными комитетами общественных организаций, находившимися в подчинении у Временного правительства, создавались и Советы рабочих депутатов как структуры, представляющие интересы трудового населения и левых политических сил (социалистов-революционеров, меньшевиков, большевиков и других). Подобная ситуация привела к фактическому двоевластию и на территории Азербайджана.

Азербайджанское население никак не было представлено в Совете рабочих депутатов Бакинского района, в котором доминирующую роль играли представители других национальностей. Первые выборы в Советы рабочих и военных депутатов в марте 1917 года не дали азербайджанцам практически ни одного места в этих органах. Однако процесс национального пробуждения тюрко-мусульманского населения Азербайджана, равно как и других мусульманских народов бывшей Российской империи, было уже не остановить.

С первых же дней российской революции Азербайджан стал одним из центров формирования мусульманского движения. Важной вехой на этом пути явилось создание 27 марта Временного исполнительного комитета Бакинского мусульманского национального совета. Его председателем был избран известный юрист Мамед Гасан Гаджинский, член набирающей популярность азербайджанской национально-демократической партии "Мусават". В числе наиболее важных требований, выдвигаемых комитетом, было достижение пропорционального представительства мусульман в органах местного само-управления и в будущем Учредительном собрании.

 

Калейдоскоп партий

1917 год - время невиданного доселе всплеска политической активности азербайджанцев. Он проявился, прежде всего, в оформлении целого ряда организаций, претендующих на обретение политической власти. Самой мощной из них была партия "Мусават", созданная еще в 1911 году, но находившаяся на нелегальном положении в условиях царского самодержавия.

Февральская революция выдвинула "Мусават" на авангардные позиции в деле отстаивания национальных интересов азербайджанского народа, поскольку именно ей удалось привлечь на свою сторону симпатию и поддержку большей части мусульманского населения Баку и других городов и районов Азербайджана. Главная причина популярности "Мусавата" заключалась в том, что именно эта политическая сила сумела сплотить широкие мусульманские массы вокруг себя и пропагандируемой ею идеи предоставления Азербайджану национально-территориальной автономии в составе федеративной демократической республики Россия.

Всего через несколько дней после падения монархии в Гяндже - втором крупном городе Азербайджана, традиционном центре национально ориентированных сил, - возникла партия "Адам-и Марказиййат", или "Тюркская партия федералистов". Она также выступала за преобразование Российского государства в федерацию автономных территорий.

Идейно-политическая схожесть "Мусавата" и "Адам-и Марказиййат", общность их взглядов на вопрос о форме правления в охваченной революцией стране способствовали объединению этих двух организаций. Объединение произошло 3 июля 1917 года. Новая организация стала называться "Тюркская демократическая партия федералистов Мусават". В результате объединения она превратилась в мощную политическую силу, которая к лету 1917 года пользовалась большим влиянием во всех сферах общественно-политической жизни Азербайджана. Но главное - она стала не только выразителем идеи национального освобождения азербайджанского народа, но и добилась крупных достижений в процессе ее реализации.

Религиозно-консервативные круги сплотились вокруг созданной в сентябре 1917 года партии "Русияда мусульманлык" ("Мусульманство в России"). Объединением ее с гянджинской партией "Иттихади-Ислам" ("Исламский Союз") была образована единая организация - "Русияда мусульманлык - Иттихад". Партия заявляла о том, что в своей политической деятельности будет руководствоваться учением шариата. Не случайно иттихадисты отвергали идеи тюркизма, ставшего одним из столпов идеологии национально-демократического лагеря, прежде всего партии "Мусават".

Серьезные организационные процессы шли и в левом лагере азербайджанских политических сил. Уже в начале марта возобновила свою деятельность большевистская партия "Гуммет" во главе с Нариманом Наримановым. Ей также предстояло сыграть важную роль в предстоящих, полных драматизма событиях в истории азербайджанского народа.

 

Покорители съездов

Устремления азербайджанцев в условиях нового революционного подъема были выражены на состоявшемся в Баку 15-20 апреля 1917 года съезде мусульман Кавказа. Вопрос о будущем политическом устройстве России и правах малых народов был главной обсуждаемой темой. Ей посвятил свой доклад лидер партии "Мусават" Мамедэмин Расулзаде. Он отметил, что "никакая сила, кроме свободно выраженного желания составить государственный союз, не может создать прочного единения между отдельными национальностями, входящими в государство".

Основываясь на докладе Расулзаде, съезд принял резолюцию, которая гласила: "Признать, что формой государственного устройства России, наиболее обеспечивающей интересы мусульманских народностей, является демократическая республика на федеративных началах".

Одним из самых принципиальных вопросов было положение женщин на Кавказе. "Когда женщины всех остальных народностей, - заявил Расулзаде, - наравне с мужчинами участвуют в общественно-политической жизни, способствуя тем успеху своей нации, мусульманка не может и не должна оставаться в затворничестве". Принятая на съезде резолюция требовала уравнения мусульманки с мужчинами в политических и экономических правах.

Кроме того, съезд мусульман Кавказа озвучил требование всеобщего, обязательного и бесплатного обучения на тюркском (азербайджанском) языке.

Триумфом азербайджанских политических сил обернулось их участие во Всероссийском мусульманском съезде, проходившем в Москве с 11 по 17 мая 1917 года. Отстаиваемому "Мусаватом" взгляду на будущую форму правления в стране противостояла позиция противников организации российского государства на территориально-федеративных началах. Ряд татарских и северокавказских политиков полагали, что принцип федерализма раздробит мусульманское движение, лишит рабочих-мусульман возможности пользоваться благами общероссийского социального законодательства. Однако Расулзаде, который стал основным докладчиком от блока территориальных автономистов, убедил большинство участников съезда в том, что программа культурной автономности, за которую ратовали противники принципа федерализма, не смогла бы справедливым образом ответить на растущее национальное самосознание тюркских народов. Поэтому большинством в 446 голосов против 271 съезд постановил признать, что формой государственного устройства России, наиболее обеспечивающей интересы мусульманских народностей, является демократическая республика на национально-территориально-федеративных началах.

Таким образом, отстояв принцип национальной автономии, азербайджанские лидеры и политические организации заложили идейную и практическую основу будущей независимости. Азербайджанский народ пробудился, что доказали и последующие события 1917-го и начала 1918 года.

 

 

МАМЕД ЮСИФ ДЖАФАРОВ

Мамед Юсиф Гаджибаба оглу Джафаров (1885-1938) был одним из ярчайших азербайджанских политиков своего времени. Его по праву относят к числу основателей Азербайджанской Демократической Республики.

Общественно-политическая деятельность Джафарова началась после того, как он в 1912 году с отличием окончил юридический факультет Московского университета и вернулся в Баку. Работая помощником присяжного поверенного, он за сравнительно короткий период времени заслужил уважение мусульманского населения трех губерний (Бакинской, Елизаветпольской и Эриванской). Об этом свидетельствует избрание Джафарова депутатом IV Государственной Думы.

Джафаров входил в кадетскую и мусульманскую фракции Госдумы. В своих речах он отстаивал интересы мусульманских народов, критиковал власти за равнодушное отношение к обучению мусульманского населения, ограничение его прав.

Мамед Юсиф Джафаров приветствовал Февральскую революцию 1917 года. Временное правительство включило его в состав нового органа региональной власти - Особого Закавказского Комитета, где он ведал сферой промышленности и торговли.

Джафаров был избран во Всероссийское учредительное собрание по списку Мусульманского национального комитета и партии "Мусават". После Октябрьского переворота, приведшего к власти большевиков, Джафаров стал играть активную роль в процессе автономизации Южного Кавказа. 15 ноября 1917 года он становится комиссаром промышленности и торговли Закавказского комиссариата. В Закавказском Сейме, открывшемся в феврале 1918 года, он входил в мусульманскую фракцию, занимал пост заместителя председателя президиума фракции. Джафаров призывал к дружбе между народами Кавказа, защите их независимости, был одним из сторонников заключения мира с Османской империей.

27 мая 1918 года, на следующий день после выхода грузинской фракции из Заксейма, чрезвычайное заседание мусульманской фракции приняло решение о создании Национального Совета Азербайджана. Мамед Юсиф Джафаров был избран в Исполнительный комитет Национального Совета. 28 мая была принята Декларация независимости Азербайджанской Демократической Республики. Среди подписавших ее был и Мамед Юсиф Джафаров.

В период АДР Джафаров занимал посты министра торговли и промышленности, дипломатического представителя в Грузии, министра иностранных дел. Огромна его роль в формировании внешней политики, дипломатической службы независимого азербайджанского государства.

2 февраля 1920 года Мамед Юсиф Джафаров был избран старшим товарищем (первым заместителем) председателя парламента АДР. Он работал на этом посту вплоть до большевистской оккупации и установления советской власти в Азербайджане в конце апреля 1920 года. Имя Мамед Юсифа Джафарова золотыми буквами вписано в летопись азербайджанского парламентаризма, историю Азербайджанской  Демократической Республики 1918-1920 годов.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

592


Актуально