23 Ноября 2024

Суббота, 22:19

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ КУРС

Колебания курсов турецкой лиры и российского рубля не могут вызвать падение маната

Автор:

01.05.2018

Первая половина апреля ознаменовалась достаточно тревожными событиями на финансовых рынках региона - практически одновременно на биржах началось падение российского рубля и турецкой лиры. И хотя основным поводом для происходящего стали по большей части политические перипетии вокруг этих стран, экономический резонанс валютных напряжений не мог не сказаться на странах, являющихся их основными торговыми партнерами. 

Соответственно определенные опасения были высказаны и в Азербайджане - в обществе вновь появились разговоры о возможной девальвации маната. Однако и регуляторы рынка, и эксперты в один голос утверждают: причин для ослабления курса маната на сегодня нет. 

 

С лирой о рубле

Геополитическая напряженность вокруг Турции и России в итоге ожидаемо ударила по экономике обеих стран, их финансовым рынкам и привела к ослаблению национальных валют. 

Так, 6 апреля министерство финансов США опубликовало санкционный список, в который вошли 24 россиянина и 14 российских компаний. Среди них - предприниматели Олег Дерипаска, Виктор Вексельберг, Игорь Ротенберг и Сулейман Керимов, глава ВТБ Андрей Костин и глава "Газпрома" Алексей Миллер. Также санкции ввели в отношении компаний UC Rusal, En+Group, "Базовый элемент", "Ренова", "Русал". Вслед за этим 9 апреля обрушился фондовый рынок России, тогда же начался существенный рост курсов доллара и евро на торгах. На фоне заявлений президента США Дональда Трампа о ракетных ударах по Сирии курс евро 11 апреля поднялся до 80 рублей, а доллара - до 65 рублей.

Правда, впоследствии панические настроения сменились подбадривающими мнениями экспертов, что российскому "деревянному" помогут высокие цены на нефть и обвала в разы ждать преждевременно. Центральный банк России даже отказался назвать произошедшее "шоком" и ограничился осторожным термином "колебание курса". Однако международные аналитики все же призывают не слишком обнадеживаться и называют рубль "слабейшим звеном" на рынках инструментов с фиксированной доходностью. В целом пока что его падение с момента введения новых санкций США составляет 6,3%, и это худший результат среди мировых валют после венесуэльского боливара. По мнению экономистов, оптимальным вариантом на ближайшее время можно считать соотношение 66 рублей за $1.

Почти одновременно с российским рублем до рекордно низкого уровня скатилась и турецкая лира - до 4,1 лиры за доллар. С начала года же курс лиры к евро упал на 9% - максимальные темпы среди всех валют развивающихся стран, кроме аргентинского песо. Среди причин опять же политические факторы - ухудшение отношений с США, проблемы с НАТО, ситуация в Сирии, перенос выборов президента страны. Кроме того, в соседнем государстве уже долгое время наблюдается инфляция, которая в некоторой степени даже поддерживается экономическими властями. Они считают, что низкий курс лиры способствует росту экономики, повышению конкурентоспособности туристического сектора и экспортных товаров. В некоторой степени они определенно правы, поскольку, как отмечают туроператоры, на летний сезон 2018 года Турция уже оттянула клиентов с других направлений, говорят даже о двукратном росте бронирования туров в эту страну.

Между тем любые валютные колебания "бьют", прежде всего, по банковскому рынку и оказывают негативное воздействие на инвестиционные начинания и кредитование реального сектора. Не говоря уже о росте инфляции. В любом случае это палка о двух концах, поэтому во всех странах мира подобные курсовые колебания - это повод для беспокойства и настороженности.

Азербайджан уже пережил девальвационный шок в 2015-2016 годах, когда манат подешевел более чем в 2 раза по отношению к доллару. Но в прошлом году за счет жесткой валютной политики, проводимой ЦБА, манат укрепился к доллару на 4%. Поэтому вроде и население, и субъекты экономики начали привыкать к мысли о наступлении периода стабилизации. Однако валютные колебания в соседних странах вновь нарушили спокойствие и дали повод для панических настроений и ожиданий. 

Как известно, и Турция, и Россия занимают ведущие позиции во внешнеторговом обороте Азербайджана, соответственно, по идее, происходящие там события могут определенным образом отозваться и на нашей экономике. Напомним для статистики, что по итогам I квартала 2018 года Турция - третья в списке экспортных операций Азербайджана (7,77% от общего экспорта), Россия же возглавляет список операций при импорте 17,34% от общего импорта нашей страны. 

 

Спокойствие, только спокойствие!

Итак, может ли пошатнуться манат под давлением ситуации с лирой и рублем? 

На удивление в этом вопросе мнения и экспертов, и регуляторов рынка едины: в краткосрочной перспективе азербайджанская экономика и валюта не нарушат свой баланс даже с учетом негативных внешних факторов, происходящих в соседних странах. 

"Если смотреть сквозь призму обеспечения устойчивости государственного бюджета и макроэкономической стабильности, то можно сказать, что в настоящее время перед нами нет никаких фундаментальных рисков", - сказал, в частности, по этому поводу министр финансов Азербайджана Самир Шарифов.

Председатель правления Центрального банка Азербайджанат (ЦБА) Эльман Рустамов в свою очередь исключил возможность новой девальвации азербайджанского маната.

"Цены на нефть остаются стабильными и по сравнению с минувшим периодом даже выросли на 25%. Увеличился также объем ненефтяного экспорта, развивается туризм и повысились доходы от турсектора. В целом в Азербайджане наблюдается экономическая активность. Из данной макроэкономической картины следует, что разговора о девальвации маната, о его ослаблении быть не может. Для этого нет серьезных аргументов", - сказал Э.Рустамов журналистам.

Глава ЦБА указал, что в целом в Азербайджане наблюдается макроэкономическая стабильность, платежный баланс находится в положительной зоне и с начала года отмечается рост валютных резервов страны.

"Мы удовлетворяем весь спрос банков. В страну завезено достаточное количество наличной валюты. Никаких причин для колебания курса нет. Еще раз заверяю, что экономика в целом стабильна", - успокоил население глава ЦБА.

"Мы отслеживаем ситуацию в соседних странах, являющихся нашими основными торговыми партнерами. Изменения в их валютных курсах психологически могут создать волатильность на уровне 0,2% или 0,3%. Однако это несерьезные колебания - официальный курс маната стабилен. Мы надеемся на нормализацию ситуации в соседних странах", - сказал он.

Главный исполнительный директор Палаты по надзору за финансовыми рынками (ПНФР) Ибрагим Алышов же заявил, что проведенные ПНФР исследования показывают, что ни в одном из азербайджанских банков и их обменных пунктах нет проблем с наличной валютой. "В основном рост покупки доллара наблюдается среди населения. По нашим данным, средний уровень продажи валюты составил $800-1300 в одни руки за последнюю неделю", - отметил И.Алышов.

По его словам, Центральный банк своевременно обеспечивает банки валютой, текущая монетарная политика позволяет решать подобные вопросы, поэтому причин для паники нет.

Председатель Ассоциации банков Азербайджана (АБА) Закир Нуриев также подтвердил, что весь спрос населения на иностранную валюту полностью покрывается, в некоторых банках предложение даже превышает спрос. "Это дает понять, что сегодня нет никаких предпосылок для удорожания курса инвалюты в стране", - сказал глава АБА.

 

Все будет хорошо

Почему регуляторы правы и на этот раз действительно никаких видимых причин для колебания маната нет? Во-первых, определяющим для курса маната внешним фактором является все же цена на нефть - чем она выше, тем реальнее шансы исполнить госбюджет без дефицита и больше накапливается валютных резервов, а, следовательно, и возможностей для маневров Центробанка по удержанию курса в случае форс-мажоров. Цена нефти на мировом рынке превышает $70 за баррель, что больше расчетной цены в $45 за баррель, исходя из которой рассчитывались госбюджет и бюджет Государственного нефтяного фонда Азербайджана. Таким образом, проблем с исполнением госбюджета в 2018 году не должно быть, и, естественно, это позитивно отражается и на национальной валюте. Кроме того, как отмечает финансовый эксперт Джалал Нагиев, в 2018-19 годах идет активная реализация проектов "Азери - Чираг - Гюнешли" и "Шахдениз", страна получает бонусы от иностранных партнеров, которые пополняют валютные резервы Азербайджана. 

Он также указал на масштабный рост туристической отрасли Азербайджана и частного сектора. "Предприниматели стали активнее обращаться за кредитами с учетом позитивных шагов правительства по развитию проектов в малом и среднем бизнесе", - считает специалист.

Эксперт-экономист Самир Алиев, в свою очередь, заметил, что уже второй год подряд отмечается снижение оттока капитала из Азербайджана, а сальдо баланса внешней торговли имеет положительное значение благодаря превалированию экспорта над импортом. "ЦБА не хочет сильного укрепления маната, но и не допустит его девальвации, т.к. девальвация экономически не выгодна и может поставить под угрозу наши банки, чего ЦБА и правительство не могут допустить", - указал эксперт, добавив, что в апреле на фоне процессов в РФ некоторые банки Азербайджана хотели "нагреть руки" на валютном ажиотаже. "Но ЦБА регулирует ситуацию с валютой в стране, и курс маната стабилен", - указал С.Алиев, по мнению которого до конца года курс так и останется на уровне 1,70-1,72 маната за доллар.

Другой эксперт - Джафар Ибрагимлы в качестве подтверждения стабильности ситуации на финансовом рынке привел снижение со стороны ЦБА учетной ставки с 13 до 11%, что стало итогом спада инфляционных ожиданий. "Можно с уверенностью сказать, что ЦБА решил увеличить денежную массу в рамках мягкой денежно-кредитной политики. Центробанк располагает серьезной информационно-аналитической базой, и если бы он наблюдал хоть какое-либо давление на манат, то никогда не пошел бы на снижение учетной ставки", - добавил Дж.Ибрагимлы. 

Таким образом, каких-либо видимых экономических причин для колебания маната, особенно в сторону падения, на ближайшее будущее нет, и вне зависимости от того, стабилизируется ситуация у соседей или нет, азербайджанская валюта способна устоять "на ногах". А на этом фундаменте развивать банковский и реальный секторы экономики можно намного быстрее.


РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

347


Актуально