25 Ноября 2024

Понедельник, 23:45

ПЛАН "Б"

Какие перспективы ожидают нефтяные цены на фоне американо-иранского противостояния

Автор:

01.09.2018

Международный суд ООН приступил к рассмотрению иска Ирана против США, согласно которому Тегеран требует приостановить действие односторонних санкций и отказаться от угроз введения новых ограничений. В Иране считают, что США нарушили свои обязательства в рамках двустороннего договора "О дружбе, экономических отношениях и консульских правах" 1955 года.

О намерении возобновить санкции в отношении Ирана Вашингтон объявил еще в мае нынешнего года. Первый из двух заявленных этапов вступил в силу в начале августа и предусматривает ограничение сотрудничества в транспортном секторе и торговле драгоценными металлами. В ноябре же США готовятся ввести санкции на торговлю иранской нефтью. С этой целью группа высокопоставленных представителей Госдепа и Минфина США посетила около 20 стран Европы, Восточной Азии и Среднего Востока, предупредив их о рисках продолжения торговли с Ираном. Но, судя по всему, сколотить единый фронт в этом направлении США вряд ли удастся. 

Китай, Индия и Турция практически сразу отказались поддержать нефтяное эмбарго Вашингтона против Ирана. Не приходится надеяться также на европейских союзников, уже выразивших свое недовольство односторонним выходом США из "международного ядерного соглашения" с Тегераном. 

Весьма нереальна также поддержка Вашингтона со стороны России, которую с Ираном связывают тесные вековые политико-экономические отношения и геополитические интересы на Ближнем Востоке. 

Однако у Вашингтона есть и план "Б", предусматривающий обрушение цен на нефтяных рынках путем повышения предложения. По сообщению газеты The Wall Street Journal, в США и по их инициативе в других западных странах обсуждается возможность экстренного выброса на рынок нефти из стратегических запасов. Хотя пока биржи не среагировали на это сообщение, цены на нефть к началу августа попали в некую зону турбулентности. 

Исходя из этого, ряд аналитиков предполагают, что четко разыгранный сценарий при определенных условиях может привести к успешному завершению попыток Вашингтона обрушить нефтяные цены. По их мнению, еще в середине 80-х годов прошлого века сговор между США и Саудовской Аравией, которая сыграла на обвал нефтяных цен, показал действенность этой технологии, в результате чего СССР, столкнувшись с серьезными экономическими трудностями, приказал долго жить. 

Тем не менее, сегодняшние реалии свидетельствуют о том, что, скорее всего, повторить аналогичный сценарий США вряд ли удастся. Но даже при успешной реализации задуманного не факт, что в противостоянии с Вашингтоном Тегерану придется капитулировать. 

Во-первых, у Ирана, сталкивающегося с серьезными экономическими санкциями с 50-х годов ХХ века, скорее всего имеется собственный план "Б". Не следует упускать из виду и существующий долгие годы в Иране автаркический экономический режим, нацеленный на самообеспечение страны, минимизацию зависимости от внешней торговли. 

Во-вторых, без поддержки нескольких крупнейших членов ОПЕК и внекартельных игроков Вашингтону не обвалить цены на нефть. В данном вопросе США могут рассчитывать лишь на своего союзника Саудовскую Аравию, ведущую жесткую геополитическую борьбу с Ираном за влияние на Ближнем Востоке. 

Однако у этой медали есть две стороны, одна из которых явно не на пользу нефтедобывающим странам. Тактика резкого снижения цен в геополитических целях не может быть эффективной в краткосрочной перспективе, а при долгосрочной игре дешевая нефть не может устраивать страны-экспортеры. К примеру, после того, как Россия ввела свой военный контингент в Сирию, Саудовская Аравия по просьбе США начала активно наращивать нефтедобычу, чему не преминули последовать и другие крупные игроки из-за опасения потерять свою нишу на рынке. В результате из-за перенасыщения рынка цены на "черное золото" в течение 1,5-2 лет девальвировали почти в 3,5 раза. Хотя благодаря этой политике российский бюджет и понес значительные потери, в конце концов стало ясно, что Москва не намерена сворачивать с пути, несмотря ни на какие трудности. А между тем зависимые от нефтяного экспорта ближневосточные страны за два года недосчитали в своих бюджетах в общей сложности около $540 млрд. Только за первое полугодие 2015 года нефтяные доходы Саудовской Аравии, всегда откликающейся на просьбы Вашингтона, упали на $150 млрд. При таком развитии событий в 2016 году Эр-Рияд согласился в конечном счете на предложение членов ОПЕК и других крупных стран-производителей, не входящих в картель, сократить добычу, после чего цены на нефть вновь начали расти, достигнув сегодняшнего уровня. 

Вполне вероятно, что на тогдашнее решение Саудовского Королевства поддержать партнеров по ОПЕК повлияло и рассмотрение в Конгрессе США закона, позволяющего привлечь саудовское правительство к суду за причастность к терактам 11 сентября 2001 года. В ответ на эту инициативу Эр-Рияд пригрозил Вашингтону начать распродажу американских казначейских облигаций и других активов на сумму порядка $750 млрд. во избежание их заморозки. Тогда администрация Белого дома поспешно заявила, что президент США Барак Обама не поддерживает этот законопроект и не подпишет его в случае принятия его Конгрессом. Разгорающийся скандал замяли, но, судя по всему, осадок остался. То есть уже настороженный Эр-Рияд решил не особо полагаться на изменчивую политику Вашингтона и дальше не поддерживать игру на обвал нефтяных цен в ущерб собственным интересам. 

В-третьих, хранение излишка нефти требовало и дополнительных расходов, что также бременем ложилось на худеющий бюджет нефтедобывающих стран. 

Кстати, в высоких ценах на нефть, в определенной степени, заинтересованы и американские компании. В июне 2014 года впервые за 40 лет они получили право экспортировать за пределы Северной Америки не только нефтепродукты, но и сырую нефть. При этом американские производители сланцевой нефти могут отвоевывать свое место под солнцем при ценах от $60 за баррель. 

В-четвертых, понимая стратегическое значение "черного золота", нефтедобывающие страны, да и сами Соединенные Штаты вряд ли готовы по демпинговым ценам транжирить свои ресурсы в ущерб будущим поколениям. 

В-пятых, дешевые нефтяные цены приводят к серьезному сокращению инвестиций в энергетическую сферу, что вызывает ослабление смежных отраслей и потере рабочих мест. Кстати, согласно докладу Arab Petroleum Investment, в начале последнего кризиса Саудовская Аравия приняла решение о сокращении инвестиций в 2015-2019 гг. до $127 млрд., тогда как предыдущая оценка инвестиций предполагала вложение $180 млрд. в течение 2014-2018 гг. 

В-шестых, необоснованно низкие нефтяные цены в целом наносят ущерб не только нефтедобывающим государствам, но и странам-потребителям, хотя при этом они получают неплохие дивиденды. Например, за первое полугодие 2015 года затраты Китая на покупку нефти сократились по сравнению с предыдущим годом на $120 млрд., Японии - на $76 млрд., Индии - на $44 млрд., Южной Кореи - на $36 млрд. Страны еврозоны    сэкономили $142 млрд. Из них на долю Германии, локомотива экономики Европы, выпало $50 млрд. экономии. $110 млрд. выгадали и сами США, которые продолжают импортировать нефть, несмотря на сланцевый бум. 

Безусловно, такая экономия влияет на ценообразование производимых товаров в этих странах. Но, в целом, снижает спрос на потребительском рынке, в том числе на товары потребителей нефти в нефтедобывающих странах. Последние из-за этого сокращают инвестиции в нефтяной сектор, из-за чего резко падает спрос на оборудование. Сопутствующие отрасли также сталкиваются с инвестиционным голодом, так как заработанные деньги главным образом проедаются. 

Низкие нефтяные цены негативно влияют и на покупательную способность населения в странах - экспортерах нефти, что в свою очередь сокращает потребность на многие товары, импортируемые из нефтедобывающих стран. Аналогичное положение возникает в сфере туризма и других секторах услуг. Такая ситуация негативно влияет также на инвестиционную политику высокоразвитых государств, заинтересованных в крупных и "длинных" вложениях в экономику развивающихся стран, в особенности в энергетический сектор. Словом, недополученные доходы от нефтяного рынка негативно сказываются на мировой экономике. Не случайно за два года низких цен на нефть мировая экономика показала столь слабый рост.

В-седьмых, в высоких ценах на нефть заинтересованы крупные банковские дома и биржи, которые хорошо умеют считать деньги и искусно зарабатывают на этом деле. К примеру, известная династия Ротшильдов через некоторые американские компании активно вовлечена в реализацию нефтегазовых проектов, в том числе и "Сахалин-2", даже несмотря на санкционную войну Вашингтона против России. 

И, в заключение, не исключено, что противоречивые, на первый взгляд, заявления Дональда Трампа в иранском вопросе на самом деле рассчитаны на разогрев нефтяного рынка, благодаря чему США, превращающиеся в крупного экспортера нефти, намерены получать неплохие дивиденды. Конечно, эта версия может выглядеть чрезмерно конспирологической. Но понятия "нефть" и "политика" в мире уже настолько сплелись и взаимодополняют друг друга, что любые варианты допустимы.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

349


Актуально