25 Ноября 2024

Понедельник, 23:23

ПЕРТУРБАЦИЯ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ

Китаю и Евросоюзу придется выбирать между удовлетворением американских интересов и вступлением в борьбу

Автор:

01.09.2018

На мировой арене разворачивается невиданное противостояние двух крупнейших экономик - США и Китая. Вместе они составляют почти 40% от общемировой экономики, поэтому впору говорить о полномасштабной торговой войне, способной нанести серьезный удар по всему глобальному хозяйству.

Недавно Соединенные Штаты ввели 25-процентные импортные пошлины на 818 видов товаров из КНР стоимостью $34 млрд. Пекин отреагировал незамедлительно, введя 25-процентные тарифы на 545 видов американской продукции также стоимостью $34 млрд.

Президент США Дональд Трамп мотивирует свое решение о введении карательных тарифов на китайскую продукцию нарушением со стороны Пекина прав интеллектуальной собственности американских компаний, прежде всего на передовые технологии. Иными словами, Белый дом открыто дает понять, что в основе начавшейся торговой войны с КНР стоит борьба за превосходство в сфере высоких технологий. В Штатах серьезно опасаются, что передовые американские технологии, незаконно попадая в руки китайских компаний, могут быть использованы затем для развития новых отраслей экономики КНР, что чревато в конечном счете поражением США в конкурентной борьбе с Поднебесной.

Между тем проблемы у Соединенных Штатов могут начаться и под воздействием принятых ими самими антикитайских мер. Хотя бы потому, что благодаря китайскому капиталу в США за последние годы создано свыше миллиона новых рабочих мест.

Не случайно Ассоциация автомобильной промышленности США назвала введенные президентом Трампом таможенные пошлины против Китая "налогами, которые ударят по американским компаниям, поставят под угрозу множество рабочих мест и негативно отразятся на потребителях". А Американская торговая палата, в свою очередь, обвинила главу государства в "выборе неверного подхода к регулированию внешней торговли".

Эксперты оценивают потери ВВП США от принятых Трампом мер в 0,5% (или почти триллион долларов). Если подобный неутешительный для американской экономики прогноз себя оправдает, то она окажется перед такими угрозами, как рост инфляции и потеря тысяч рабочих мест.

Правда, самой трамповской мишени - Китаю - также придется непросто. Сразу после введения Вашингтоном таможенных ограничений экономика Поднебесной испытала первый шок: серьезные потери понесли китайские фондовые индексы. В перспективном плане Пекину придется решать проблему заполнения товарной бреши с учетом того, что основную долю в импорте из США составляет продовольствие. Однако традиционно привыкшие к самоограничениям китайцы рассчитывают относительно безболезненно пережить смену поставщиков миллионов тонн сои, свинины, рыбы лососевых пород, труб, энергоносителей и другой жизненно важной для экономики КНР продукции. При этом они возлагают надежды не только на собственные стратегические ресурсы, но и на целый ряд зарубежных партнеров, предвкушающих сорвать куш с начавшейся торговой войны между двумя исполинами глобальной экономики. В частности, энергоносители из США - нефть и газ - для Китая могут заменить иранские и российские компании.

Между тем действия, предпринимаемые Пекином в ответ на американские пошлины, дают основание думать, что руководство КНР заранее разработало план на случай торговой войны. Во-первых, помимо ответного повышения пошлин Народный банк Китая и связанные с ним кредитные организации девальвировали юань примерно на 10%. Расчет строится на том, что Федеральная резервная система США не станет предпринимать аналогичный шаг, поскольку 10-процентное снижение курса доллара способно сотрясти всю американскую финансовую систему.

Другой ответный удар Китая состоит в реализованном еще за несколько дней до исторического решения Трампа снижении с 1 июля на    6-12% ввозных пошлин на полторы тысячи видов потребительских товаров, а также на 5-10% - на автомобили и их комплектующие. Кроме того, Госкомитет КНР по развитию и реформе анонсировал свое решение снизить с 28 июля барьеры для иностранных инвесторов. Доля иностранного капитала в компаниях, работающих на фондовом рынке, в автомобилестроении, сельском хозяйстве и других отраслях, отныне может достигать контрольного 51%. Подобной мерой китайские власти намерены компенсировать возможный отток инвестиций из-за обесценившегося юаня.

Таким образом, на экономический удар со стороны США Пекин отвечает комплексом мер, базирующихся на контролирующих функциях государства.

В этой связи нельзя не затронуть достаточно знаковое проявление американо-китайской торговой войны: в ней, по сути, столкнулись американская система свободного рынка и основанная на внушительном государственном регулировании китайская планово-рыночная система. Только время покажет, какой из этих систем придется в конечном счете пожинать плоды победы.

 

Торговая война против всех

Экономическое противостояние между США и КНР является лишь составной частью последствий запущенных администрацией президента Трампа мер с целью обеспечения американских интересов на глобальном рынке. Ведь ранее Вашингтоном был дан старт торговой войне с союзными для США экономическими системами. Речь идет об американских пошлинах на сталь (25%) и алюминий (10%) из Евросоюза, Канады и Мексики. В ответ на жесткие протекционистские меры Вашингтона ЕС ввел почти аналогичные ограничения - порядка 20% - на ряд американских товаров.

Вслед за Китаем и Евросоюзом в торговую войну с США вступила и Россия. Дело в данном случае связано и с реализуемыми в последние годы Вашингтоном по "чисто политическим причинам" антироссийскими санкциями. Реагируя на них, а также на бьющие по интересам России американские пошлины на европейские сталь и алюминий (от последних российские экспортеры, судя по подсчетам, потеряют $537,6 млн. в год), Москва опубликовала список товаров из США, на которые вводятся повышенные ставки пошлин. Новые ставки в размере от 25 до 40% будут применяться на строительно-дорожную технику, нефтегазовое оборудование, инструменты для обработки металлов и т.д.

Правда, эксперты считают, что российские пошлины коснутся менее 3% американского экспорта, поэтому окажутся не столь ощутимыми для США. Не говоря уже о том, что список американских товаров, в отношении которых Москва вводит ограничения, не включает потребительские товары, а значит, не затрагивает крупнейшие статьи импорта России из США. Тем не менее элементы экономического противостояния между США и Россией на фоне растущего геополитического противостояния между двумя крупнейшими ядерными державами лишь дополняют картину общей растущей напряженности на мировой арене, в которую ворвался дух торговой войны. Последняя, в свою очередь, находит свое выражение и в фактическом разрушении Соединенными Штатами правил Всемирной торговой организации (ВТО).

 

Сработает ли принцип домино?

Взамен правил ВТО США фактически навязывают миру нормы своего торгового законодательства. Однако остальной мир, как показывает реакция даже союзного Соединенным Штатам Евросоюза, не горит желанием руководствоваться американскими правилами ведения торговой политики. Это демонстрирует, в частности, Германия - локомотив европейской экономики. Канцлер ФРГ призывает соблюдать правила ВТО и выражает солидарность в данном вопросе с позицией Китая, также не скрывающего свою заинтересованность в беспрепятственной торговле.

Рассматривая взаимные удары основных участников глобального торгового противостояния, прежде всего антикитайские меры США, следует учитывать еще один важный аспект. В условиях глобализации экономики усиливается международное разделение труда. В том же Китае функционируют многочисленные американские, европейские, японские предприятия. Из Китая товары поставляются в США не только из местных предприятий, но и заводов, принадлежащих иностранному капиталу. Поэтому антикитайские пошлины объективно наносят удар также по интересам компаний стран - союзников США и самих Штатов.

Однако главный аспект торговой войны состоит в том, что в случае если сработает принцип домино и протекционистская политика будет взята на вооружение всеми странами, то это будет означать конец системы свободной торговли - одной из основ современного миропорядка. В частности, будет расстроен один из принципов системы свободной торговли - рассмотрение всех споров в ВТО, созданной, кстати, в свое время во многом благодаря усилиям США как экономической сверхдержавы, длительное время являвшейся главным оплотом вольной экономики в глобальном масштабе.

Не случайно предыдущие администрации США хоть и критиковали закрытый характер китайского рынка, но все же призывали Пекин реформировать свою внутреннюю торговую политику на основе правил ВТО. Дональд Трамп, взяв на вооружение лозунг "Америка превыше всего", в корне расшатал ситуацию, из-за чего сложившаяся на протяжении десятилетий система международной торговли оказалась на грани разрушения. Экономическим конкурентам США, прежде всего Китаю и Евросоюзу, придется выбирать между удовлетворением американских интересов и вступлением в беспощадную борьбу против устанавливаемых Штатами новых правил глобальной торговли. Последние события указывают скорее на развитие второго сценария.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

337


Актуально