23 Ноября 2024

Суббота, 18:50

В "БЕРМУДСКОМ ТРЕУГОЛЬНИКЕ"

Какое влияние могут оказать на Азербайджан кризисные явления в соседних экономиках?

Автор:

15.09.2018

Повязанные на политике торговые войны США в отношении ряда крупных стран, в том числе и ближайших соседей Азербайджана, уже вносят свои коррективы в экономическую карту мира. И если противостояние Соединенные Штаты - Китай для нашего правительства и экономистов является пока темой для тщательного наблюдения и анализа, то громкое падение турецкой лиры, противостояние американским санкциям России и Ирана вряд ли могут пройти для азербайджанской экономики совершенно незаметно. Необходимость соблюдения партнерских отношений с соседями с одной стороны и защита собственных торговых интересов, поддержание местной валюты - с другой вынуждают вести более внимательную экономическую политику.

 

Тройной обвал валют 

С лета 2018 года главные соседи и торговые партнеры Азербайджана - Россия, Турция и Иран оказались под прицелом экономических санкций со стороны США. Вашингтон в одностороннем порядке вышел из международного соглашения по Ирану и возобновил в августе 2018 года торгово-экономические санкции против Тегерана. Уже с мая, когда президент Трамп объявил, что США выйдут из ядерной сделки, началось падение иранского риала. Темпы, с которыми иранская валюта падает, говорят о том, что Иран находится в незавидном экономическом положении. Даже несмотря на то, что Европа и Великобритания выступили категорически против решения американских союзников и заявили, что продолжат работать в рамках подписанного в 2015 году Совместного всеобъемлющего плана действий, у США, между тем, уже готов второй пакет санкций, который вступит в силу 4 ноября 2018 года - если Иран откажется от переговоров с США. Этот пакет, по мнению многих экспертов, окажется для Ирана более болезненным, поскольку будет включать в себя ограничения на импорт иранской нефти.

Также летом, буквально на следующий день после возобновления санкций против Ирана стало известно, что США введут новые меры воздействия в отношении России. Причем в конечном счете они могут заключаться в запрете для американских банков кредитования любых компаний из России, прекращении любого импорта США из России, приостановке полетов российской авиакомпании "Аэрофлот" в Америку и ряде других мер. На фоне этих сообщений в начале августа российский рубль достиг своего минимума по отношению к доллару и евро за последние два года. Акции многих российских компаний тоже упали в цене.

Но самым громким валютным обвалом стало августовское падение курса турецкой лиры. И тоже после санкций США, а конкретно удвоения пошлин на импорт турецкого алюминия. В ходе торгов на азиатских биржах турецкая лира обвалилась до исторических минимумов. На этом фоне ведущие рейтинговые агентства Moody`s и S&P Global Ratings понизили суверенные рейтинги Турции. Ровно через месяц турецкий центробанк по итогам заседания 13 сентября вынужден был пойти на третье в этом году повышение ключевой процентной ставки. Ставку по недельным операциям репо увеличили сразу на 6,25 процентного пункта (п.п.), с 17,75 до 24%. 

Решение центробанка положительно повлияло на лиру, и она начала медленный подъем. Но в целом за этот год турецкая валюта подешевела почти на 40% на фоне резкого усиления инфляции в стране. Рост потребительских цен в Турции ускорился в августе до 17,9% в годовом выражении. Августовская инфляция была максимальной с 2003 года.

 

Валютное давление

В сложившейся ситуации Азербайджан, естественно, не может оставаться лишь сторонним наблюдателем, и у правительства, конечно, имеется ряд мер, чтобы обезопасить себя от негативного влияния ситуации у соседей. 

В отчете Sberbank Investment Research указано, что ослабление рубля и недавнее резкое падение турецкой лиры сказались на всех валютах стран ближнего зарубежья. Помимо российского рубля, который с конца июля подешевел более чем на 6%, наиболее уязвимыми с точки зрения волатильности оказались валюты Казахстана, Беларуси и Грузии. "Азербайджанский манат и таджикский сомони также оказались под давлением, хотя их курсы по-прежнему привязаны к доллару", - говорится в отчете. Аналитики Sberbank Investment Research считают, что высокие цены на нефть оказывают поддержку азербайджанскому манату. "Хотя Bloomberg сообщает о том, что некоторые банки Азербайджана ограничили продажу долларов населению, мы на данный момент не видим особой угрозы для привязки курса маната к доллару, т.к. цены на нефть остаются выше $70/баррель", - подчеркивается в материале.

Итак, по истечении больше месяца с последнего обвала валют у соседей манат, несмотря на внешние давления, пока стабилен, и как заявлял глава Центробанка Эльман Рустамов, ЦБА тщательно следит за ситуацией на валютных рынках. 

С другой стороны, у экспертов вызывает беспокойство ситуация с доходностью валютной корзины инвестиционного портфеля Госнефтефонда Азербайджана (ГНФАР), который по итогам первого полугодия этого года равен $37,8 млрд. Из этой суммы в турецких лирах и российских рублях размещено по 0,9% (на конец 2017 года это было 1% и 1,1% соответственно). В августе ГНФАР сделал заявление, что удовлетворен текущей инвестиционной стратегией и считает ее соответствующей ожиданиям реальной доходности на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Вместе с тем ГНФАР подчеркивает, что с учетом геополитических рисков, которые в последнее время больше всего проявляются в РФ и Турции, проводится серьезный анализ текущего состояния всего инвестиционного портфеля фонда, рыночной конъюнктуры и ожиданий. "В случае необходимости путем гибких тактических шагов вносятся соответствующие изменения в инвестпортфель ГНФАР", - отмечается в заявлении фонда. 

 

Плюсы и минусы

Однако не стоит забывать, что Россия и Турция являются основными торговыми партнерами Азербайджана, особенно в части импорта. Так, согласно статданным, по итогам 7 месяцев этого года 31% импортных операций Азербайджана приходится именно на эти страны: на Россию - 16%, Турцию - 15%. Как считает экономист Губад Ибадоглу, "судя по всему, эти цифры будут еще расти - чем ниже курс валют у соседей, тем выгоднее покупать у них. Но, с другой стороны, это означает ослабевание позиций местных производителей ненефтяной продукции". В этой связи дополнительные меры поддержки им в этот период необходимы. На поддержку отечественного производителя рассчитан и рост таможенных пошлин на ввоз в Азербайджан некоторых видов продукции, в частности картофеля и т.д. 

Как отметил экономический эксперт Самир Алиев, негативное влияние не столь ощутимо именно потому, что большая часть азербайджанского экспорта приходится на нефть и нефтепродукты. "Если бы доля ненефтяной продукции в экспорте составляла 50%, то процессы в России и Турции оказали бы большее влияние на Азербайджан, обусловили обвал национальной валюты. Девальвация валют обеих стран сократит денежные переводы в Азербайджан от наших соотечественников, работающих там. Также вырастет платежеспособность азербайджанских туристов в России и Турции", - отметил экономист.

Однако, с другой стороны, Азербайджан с Россией, Ираном и особенно Турцией объединяет также целый ряд крупных региональных проектов. Как быть с ними, не возникнут ли проблемы с их реализацией? Эксперты считают, что, как правило, проекты подобного масштаба рассчитаны на долгий срок и разрабатываются с учетом возможных рисков. Тем более что почти все региональные проекты по транзиту энергоресурсов уже стартовали. Что касается транспортных коридоров, в частности, "Север - Юг" (Индия - Иран - Азербайджан - Россия - Казахстан) и Баку - Тбилиси - Карс, то с их реализацией проблем тоже нет и не предвидится.

Есть еще один момент - Азербайджан начал вкладывать крупные инвестиции в соседние страны, в частности по линии Госкомпании SOCAR реализуется ряд проектов в Турции. Для деятельности в Турции SOCAR создала дочернюю компанию - SOCAR-Turkey Yatirim AS (STYAS), инвестиции которой на конец 2017 года оцениваются в 12,2 млрд. манатов. В основном эти инвестиции вложены в проект строительства НПЗ STAR, который оценивается в $6,3 млрд. 

Каковы плюсы и минусы от удешевления лиры для них? В опубликованном обзоре рейтингового агентства Moody`s говорится, что удешевление турецкой лиры приведет к удлинению срока окупаемости инвестиций компании SOCAR в строительство НПЗ STAR. "За последние 5 лет лира подешевела на 70%, с начала 2018 года - на 40%. Волатильность обменного курса и удешевление лиры, которая потеряла около половины своей стоимости за последние 12 месяцев, создаст для SOCAR проблемы с окупаемостью инвестиций, которые делались в долларах США", - отмечает агентство.

Кроме этого удешевление лиры может негативно отразиться на деятельности другого актива SOCAR в Турции - нефтехимического комплекса Petkim. "Внешние обязательства Petkim на конец 2017 года оцениваются в $1,4 млрд. Как потребитель нафты, Petkim подвержен волатильности цен на сырую нефть. Это приведет к увеличению расходов на покупку сырья, что может обусловить уменьшение прибыли холдинга", - указывается в отчете.

Между тем намного позитивнее выглядит заключение агентства Interfax Global Energy, эксперты которого считают, что ослабление турецкой лиры может помочь SOCAR в реализации своих планов по расширению бизнеса в Турции. "SOCAR рассчитывает увеличить долю на турецком газовом рынке до 20%, падение же лиры создает для компании возможность приобретения активов по более низкой цене", - отмечают эксперты агентства.

Так или иначе, на правительственном уровне Азербайджан заявил о продолжении сотрудничества со всеми тремя "кризисными" соседями и как надежный партнер будет продолжать поддерживать их в общих бизнес-начинаниях. Кризис - явление в любом случае временное, а экономические взаимоотношения с ближайшими соседями рассчитаны на долгие годы вперед.


РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

347


Актуально