Автор: Олег Кузнецов, Москва
Уинстону Спенсеру Черчиллю приписывают гениальную фразу: "История учит только тому, что никого ничему никогда не учит". Она приходит на ум каждый раз, когда появляется очередная возможность ознакомиться с документами органов государственной безопасности СССР, отражающими их деятельность по противодействию армянскому национализму, экстремизму и терроризму. К сожалению, политический класс современной России (и не только России, но и других стран с глубокими антифашистскими традициями) или позабыл, или откровенно не хочет ничего помнить и знать об этом, что в итоге привело к совершенно закономерной и окончательной утрате влияния цивилизации на формирование государственной идеологии современной Армении.
Region Plus начинает публикацию серии статей российского историка и правоведа Олега Кузнецова, всецело основанных на рассекреченных документах спецслужб СССР, которые всегда очень четко понимали, кто именно на Южном Кавказе являлся в исторической ретроспективе истинным и перманентным врагом российской государственности во всех ее формах - имперской, большевистской, советской. И как только в новейшей истории в Кремле торжествовал иной - отличный от чекистского взгляд на ситуацию за Большим Кавказским хребтом, так практически он сразу утрачивал одну свою геополитическую позицию в данном регионе за другой.
Во второй половине 2016-го и на всем протяжении 2017 года в русско-язычной (и не только) прессе самых разных стран мира дискутировалась тема установки на одной из центральных площадей Еревана памятника главному идеологу армянского национализма Гарегину Нжде (Тер-Арутюняну). Полемика расколола информационное пространство на два антагонистических лагеря. Армянская пресса называла Нжде национальным героем армянского народа и создателем государственной идеологии Армении, а масс-медиа России, Азербайджана, Узбекистана и некоторых иных постсоветских стран - фашистом и протестовали против этого акта героизации гитлеровского приспешника в Армении. Между тем в той же Москве, других столицах Европы и Америки на официальном уровне было решено считать эти действия "внутренним делом Армении". Но в России эта ситуация проявилась наиболее выпукло: ее политический класс, всегда и везде гневно осуждающий героизацию всех проявлений нацизма и фашизма в прибалтийских странах и Украине, наотрез отказался делать это в отношении Армении из-за нежелания "обидеть" тем самым своего единственного союзника на Южном Кавказе. Все остальные страны бывшей антигитлеровской коалиции, потерявшие в борьбе с германским нацизмом и итальянским фашизмом 50 миллионов своих граждан, видя позицию России, также не стали акцентировать внимание на данном вопросе.
Гарегин Нжде, памятник которому сегодня красуется перед зданием правительства Армении, оставил свой след в истории массовыми убийствами мусульманского населения Фракии в рядах болгарской армии в годы 1-й и 2-й балканских войн (1912-1913), подданных Османской империи в рядах войск российского Кавказского фронта Первой мировой войны (1914-1918), мирных жителей Азербайджана и Северного Ирана в рядах вооруженных сил дашнакской Республики Армения (1918-1920), а также созданием теории цегакрона, из-за чего, собственно, и развернулась дискуссия о том, является ли установление памятника ему в Ереване актом героизации фашизма в Армении или нет. Справедливости ради следует отметить, что почва для дебатов на эту тему вызревала давно - еще с 2004 года, когда правящая до недавнего времени в Армении Республиканская партия под своей эмблемой издала брошюру "Гарегин Нжде и его учение", в которой объясняла суть его теории и объявляла ее официальной государственной иде-ологией страны. Иными словами, памятник Нжде воспринимался политическим истеблишментом Армении как логическое завершение 15-летнего процесса внедрения в массовое сознание армянского народа постулатов цегакрона и зримое доказательство торжества этой идеологии.
Квинтэссенция этой теории изложена в одноименной статье в "Википедии", определяющей ее как "националистическую идеологию, согласно которой высшей ценностью для индивидуума является его нация, вне которой он не может полноценно существовать. Целью цегакронизма является объединение армянского народа на всей территории его исторической родины в рамках единого армянского государства". Теория цегакрона не получила от своего создателя законченного оформления в виде философского трактата или какого-то иного самостоятельного концептуального издания и была разработана в серии статей. Как писал анонимный автор упомянутой выше брошюры "Гарегин Нжде и его учение", теорию цегакрона не следует путать с итальянским фашизмом, германским нацизмом и еврейским сионизмом, она - самостоятельное интеллектуальное явление, специально разработанное для армянского народа. Свидетельством вполне официального бытования данной идеологии в Армении в наши дни является еще одна статья в "Википедии" ("Арменоидный тип"). Согласно ей армяне - это уже не представители одного из народов семитской группы, а чуть ли не самостоятельная раса людей, уходящая корнями вглубь тысячелетий (к слову, впервые о существовании "арменоидов" высказался в 1933 году французский антрополог Ж.Монтодоном - именно в то время, когда Нжде начал формулировать свою теорию цегакрона).
Однако такая точка зрения, охотно воспринятая российскими властями и подконтрольной им прессой, а после них - институциональными структурами других стран мира, существовала не всегда. В 1930-е годы, когда эта идеология только формулировалась, отношение к ней в СССР было диаметрально противоположное.
При изучении подборки документов Управления государственной безопасности Народного комиссариата внутренних дел Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (УГБ НКВД ЗСФСР) по Азербайджанской ССР мое внимание привлекла ранее имевшая гриф "совершенно секретно" директива №138 данного органа своим территориальным подразделениям - городским отделам и местным отделениям, датированная 7 апреля 1935 года. Она буквально бросалась в глаза тем, что была на первых листах достаточно объемного архивного дела. Основное содержание его составляли отчеты с мест об ее исполнении, в результате чего материалы этого конкретного дела давали полную и развернутую информацию об одной масштабной операции закавказских чекистов. Директива начиналась с подробного анализа проблемы, на преодоление которой требовала организовать все органы советской госбезопасности региона (орфография оригинала изменена в соответствии с правилами грамматики современного русского языка):
"Наметившаяся после XII съезда активность в деятельности дашнаков как за рубежом, так и внутри страны в последнее время стала отчетливо вырисовываться в форме перерастания в фашизм.
Оставаясь на базе непримиримой борьбы с большевизмом, "Дашнакцутюн" утвердил эту борьбу в форме фашизации как единственный путь укрепления своего авторитета и придания воинствующего духа. Для определения "последовательности" своего перехода на путь фашизма дашнакские идеологи выдвигают пресловутую теорию арийства в применении к армянской нации.
Эти вопросы были наиболее четко сформулированы крупными деятелями партии "Дашнакцутюн" в Европе. Так, например, Нжде в статье "Мое слово к подрастающему поколению армян" пишет:
"...Религия реет - это новая волна, поднимающая армянскую жизнь и противопоставляющая наш духовный организм грозящей ему смерти в чуждой среде..."
"...Держать в неприступности армянский дух от ленинских нациоубийственных наступлений".
"...Должна умереть нация, чтобы жил класс, - проповедует большевизм... Умри класс, чтобы жила нация, - проповедует фашизм..."
Усиление фашистских тенденций наблюдается также среди разрабатываемого подпольного дашнакского актива, которые выражаются в следующем:
"...Если, захватив власть, "Дашнакцутюн" придет к господству со своей половинчатой программой социализма, то мы все уйдем из этой партии. Надо, наконец, научиться действовать у Гитлера".
Призыв Нжде "к подрастающему поколению армян" "научиться действовать у Гитлера" звучал в то время вполне симптоматично. Еще не случилась печально известная "Хрустальная ночь" - организованный массовый погром евреев в Германии 1938 года; еще не начали свою адскую работу газовые камеры и печи крематориев "фабрики смерти" Аушвиц-Биркенау, но уже была сформулирована и провозглашена теория "окончательного решения еврейского вопроса"; унтерштурмфюрер СС барон Леопольд Иц Эдлер фон Мильденштайн уже создал свой отдел "Евреи" в структуре Главного управления СД, а Отто Адольф Эйхман уже написал рецензию на книгу Теодора Герцеля "Еврейская государственность", в которой рекомендовал массово уничтожать евреев как "врагов рейха". Иными словами, Нжде призывал своих последователей учиться делать с тюркскими и вообще мусульманскими народами то же самое, что в скором будущем начнут делать гитлеровцы с евреями сначала в Германии, а потом - на территориях всех оккупированных стран Европы. Впрочем, лично ему это было не в новинку, так как он успешно практиковался в этом на протяжении четырех войн.
Как видно из приведенной выше цитаты из директивы УГБ НКВД ЗСФСР по Азербайджанской ССР №138 от 7 апреля 1935 года, армянский национализм в формулировках Гарегина Нжде однозначно трактовался органами госбезопасности советского Закавказья как разновидность фашизма. Чего нельзя сказать об отношении к этому явлению в современной России и иных странах мира, власти предержащие которых считают его "внутренним делом Армении", тем самым поддерживая и поощряя организованных приверженцев и носителей данной идеологии. И когда народ Армении, не желающий жить по канонам считавшейся в СССР фашистской теории цегакрона, ради обретения свободы, чувства человеческого достоинства и демократии вышел в апреле 2018 года на улицы Еревана, чтобы сбросить с себя оковы национализма и фашизма, а в Москве политики и общественные деятели стали негодовать против этого, считая такое развитие событий угрозой национальным интересам России, возникает вполне закономерный вопрос: а какая именно Армения - откровенно нацистская или демократическая нужна сегодня политическому классу России как главный союзник на Кавказе?
Далее в тексте указанной директивы следовало перечисление достижений и недостатков в работе органов госбезопасности советского Азербайджана (первых было меньше, вторых - больше). Анализ реального состояния дел заканчивался убийственной констатацией: "Характерно отметить то обстоятельство, что многие периферийные органы абсолютно невнимательно, а порой преступно халатно относятся к сообщениям о пребывании в их районе важного и заслуживающего внимания объекта" (из числа дашнаков). Критика была высказана в адрес Гянджинского городского отдела, местных отделений в Шамхоре (Шамкире), Таузе (Товузе), Агдаме и других местах. В конце документа были даны руководящие указания: "Пересмотреть всю агентуру и освободить сеть от балласта и малоперспективной агентуры", усилить воспитательную работу с агентурой, "повысить бдительность к дашнакским кадрам, остающимся до сих пор нетронутыми, вернувшимся из ссылки и переехавшим в район из Армении или других районов", "так как ни в одном районе нет твердого учета дашнаков... к учету отнестись сугубо серьезно и руководствуясь нашими указаниями по этому поводу..." (далее следует перечисление реквизитов ранее сделанных распоряжений).
Проще говоря, пока идеологи армянского национализма и партии "Дашнакцутюн" не заявляли публично о своей приверженности фашизму, к их последователям на местах органы советской госбезопасности относились вполне лояльно и даже снисходительно, но стоило им заговорить об "арийстве армянской нации" в полном соответствии с идеологией германского национал-социализма, так сразу же началась планомерная подготовка к массовым репрессиям их однопартийцев. Дашнаки как таковые в формате своей идеологии до XII съезда этой партии в СССР не привлекали внимания, но как только они открыто и сознательно перешли на позиции нацистского арийства, так сразу же стали не просто объектом интереса, но и активного противодействия со стороны органов госбезопасности.
Учет дашнаков органами госбезопасности закавказских советских республик осуществлялся по трем категориям: 1) члены партии; 2) "участники дашнакской авантюры 1921 года" - антисоветского вооруженного восстания армян весной 1921 года под руководством последнего премьер-министра дашнакской Республики Армения Симона Врацяна (сдавшего ее сначала османским войскам, а потом большевикам), во время которого его участникам удалось захватить обширную территорию до Гянджи и Ниноцминде включительно; 3) сочувствующие. Два года спустя, в 1937 году, первые две категории учтенных планомерно и методично расстреливались, а последняя отправлялась в трудовые лагеря НКВД "на перевоспитание". Дашнаков органы госбезопасности советского Закавказья в 1937-м репрессировали не потому, что они были армянами, националистами, идейными противниками большевизма или антисоветчиками, а лишь затем, что их лидеры объявили себя сторонниками Гитлера и его человеконенавистнической идеологии. Гарегин Нжде и его теория цегакрона - и ничто другое, кроме этого, - стали той главной причиной, по которой закавказские чекисты запустили кровавый маховик политических репрессий против значительной части этнических армян СССР.
А теперь ему в Ереване поставлен памятник. Разве это не героизация нацизма в Армении? Дружить с фашистами аморально в любом случае, никакие политические резоны не могут оправдать этого. Иначе приобретает актуальность русская народная мудрость "Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты".
P.S. 18 декабря 2013 года LXVII (67-я) сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию "Борьба с героизацией нацизма и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости" (A/RES/68/150). Согласно пункту 23 резолюции установка памятника разработчику откровенно нацистской идеологии цегакрона Гарегину Нжде является одной из современных форм пропаганды, "основанной на идеях или теориях превосходства одной расы или группы лиц определенного цвета кожи или этнического происхождения" и является прямым нарушением статьи 4 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Также этот документ в пункте 12 "выражает обеспокоенность по поводу создаваемых экстремистскими политическими партиями, движениями и группами вызовов правам человека и демократии". Помимо этого в пункте 19 особо отмечается "важность уроков истории, посвященных драматическим событиям и человеческим страданиям, ставшим результатом становления идеологий нацизма и фашизма".
Теория цегакрона - это нацизм, и первой его жертвой во второй половине 1930-х гг. стал именно армянский народ, попавший под маховик сталинских политических репрессий из-за неумной публичной бравады Нжде в мировой прессе. Именно поэтому памятник ему должен быть снесен, а само его имя - предано забвению.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: