Автор: Ирина ХАЛТУРИНА
В ходе так называемых промежуточных выборов 6 ноября американцы определились с именами 35 из 100 сенаторов, 36 губернаторов штатов и 435 членов Палаты представителей. Результат сенсацией не стал. Как и ожидалось, демократы получили большинство в Палате представителей Конгресса, а республиканцы сохранили и даже укрепили контроль над Сенатом, так что, в принципе, случилась ничья.
Для президента Дональда Трампа выборы стали своеобразным референдумом о доверии. По крайней мере, согласно опросу CBS, более 60% принявших участие в голосовании признавали, что именно их отношение к Трампу было решающим фактором при выборе кандидата. И, надо признать, действующий президент этот экзамен на прочность выдержал, ведь результаты midterms 2018 (промежуточные выборы) стали одними из лучших показателей партии президента за много лет. Тем более партия, представитель которой возглавляет Белый дом, промежуточные выборы никогда не выигрывает, особенно если они происходят в первый президентский срок и рейтинг поддержки главы государства составляет меньше 50%. Но Дональд Трамп оказался вторым по счету президентом в американской истории, которому удалось удержать за собой большинство в Сенате.
С другой стороны, говорить о том, что выборы стали для республиканцев "невероятным успехом", тоже большое преувеличение. Демократы все-таки значительно укрепили свои позиции, и теперь хозяину Белого дома по многим своим инициативам придется договариваться с оппозицией в Конгрессе.
Президент по-прежнему сможет назначать на важные государственные должности нужных ему людей, утверждая их в Сенате, но в Палате представителей могут "застрять" многие спорные законопроекты, как, например, стена на границе с Мексикой, ужесточение миграционной политики, налоговые послабления для самых богатых, дальнейшая судьба медицинской страховки (Obamacare).
Однако, пожалуй, основную неприятность для Трампа представляют возросшие возможности демократов относительно ряда расследований против нынешней администрации - от "русского вмешательства в выборы -2016" до налоговых нарушений самого президента и обвинений его в сексуальных домогательствах. Если раньше такие запросы блокировались республиканским большинством, то теперь дорога открыта. Спецпрокурор Мюллер станет сильнее, и демократы - главы различных комитетов смогут вызывать для дачи показаний людей из ближайшего окружения Трампа. Особо ярые оппоненты Трампа говорят даже о возможности импичмента, хотя это не совсем реалистичный сценарий, потому что для него нужна поддержка двух третей сенаторов.
Так что битва только начинается - все недовольные Трампом стягивают резервы и подсчитывают ресурсы, о чем, кстати, во многом свидетельствуют и результаты выборов.
Действующего президента постоянно обвиняют в сексистском отношении к женщинам и разжигании ксенофобских настроений в отношении мусульман и латиноамериканцев. Всем известно, что одним из первых законов, подписанных Трампом после вступления в должность, стал запрет на въезд в США граждан семи исламских стран - Ирана, Ирака, Сирии, Йемена, Сомали, Судана и Ливии (позже список дополнили Чад, КНДР и ряд чиновников Венесуэлы). И вот впервые в Конгресс проходит (и это звучит как яркий ответ президенту) рекордное число женщин (более 80), среди которых 29-летняя латиноамериканка Александрия Окасио-Кортес, которая стала самым юным конгрессменом-женщиной в истории, а также две мусульманки - Рашида Тлаиб (от штата Мичиган) и Ильхан Омар (от Миннесоты). В целом же выборы стали рекордными по числу мусульман, избиравшихся на региональном и федеральном уровнях, - всего в кампании приняли участие около 100 человек.
36-летняя сомалийка Ильхан Омар, которая также будет первой мусульманкой в хиджабе в Конгрессе, родом из Сомали, какое-то время жила в лагере беженцев в Кении, а затем оказалась в США благодаря поддержке лютеранской церкви. Омар, конечно, помнит предвыборное и весьма негативное замечание Трампа о сомалийской общине Миннесоты. В отношении также многих других вопросов новоизбранная конгрессмен не согласна с действующим главой государства - например, она выступает за введение всеобщей системы здравоохранения, обязательную минимальную зарплату в $15 в час и субсидии для бедных студентов. В свою очередь 42-летняя Рашида Тлаиб - социальный работник из Детройта из многодетной семьи палестинских иммигрантов - и вовсе открыто заявляет, что решила участвовать в выборах с целью противодействовать политике Трампа, в частности тому самому запрету на въезд в США выходцам из некоторых мусульманских стран. Американские СМИ отмечают, что согласно Pew Research Center почти половина мусульман в США (около 3,35 млн.) в прошлом году чувствовали дискриминацию, а 74% назвали Трампа враждебным по отношению к ним.
Все это говорит о том, что население США не меньше, чем политический истеблишмент разделено по линии "за и против Трампа". К слову, столь рьяного желания проголосовать простые американцы не выказывали уже давно. Явка для midterms стала рекордной за последние десятилетия, но если не заглядывать далеко, а сравнить с 2014 годом, то разница тоже впечатляющая - примерно 114 млн. человек в 2018 году по сравнению с 83 млн. в 2014-м.
Основной электорат демократов составили люди до 35 лет, с высшим образованием, представители нацменьшинств, женщины, жители пригородов. За республиканцев выступили "сельская Америка" и люди старших возрастов. Во многом сторонники Трампа потеряли именно из рядов жителей пригородов, но это не катастрофические потери и их вполне за оставшееся время можно отыграть.
Но с таким раскладом существует реальная опасность, что сложившаяся накануне выборов напряженная обстановка в обществе будет усиливаться. Тревожным звоночком стал расстрел накануне midterms одиннадцати человек в синагоге Питтсбурга, который учинил 46-летний Роберт Бауэрс - противник Трампа, считающий, что тот "окружен евреями". Американо-еврейские организации уже давно говорят о растущем антисемитизме в США, отмечая, что за прошлый год угрозы о минировании получали десятки еврейских общинных центров по всей стране. Несмотря на особое отношение Трампа к Израилю, особенно по сравнению с Обамой, недавний опрос, проведенный либеральной американской еврейской организацией J-Street, показывает, что значительное число евреев США выступают против как внутренней, так и внешней политики главы Белого дома. 72% американских евреев верят, что высказывания и политика Трампа являются одной из основных причин трагедии в Питтсбурге. Масла в огонь в общую атмосферу нервозности также подлил караван мигрантов из Центральной Америки, которые хотят прорваться в США в качестве беженцев. Трамп заявил, что среди мигрантов много членов банд и плохих людей, а также отдал приказ о дислокации на границе около 15 тыс. военных. На фоне этого многие комментаторы в СМИ и соцсетях сетуют на "атмосферу ненависти" в стране, обвиняют президента и его сторонников в разжигании ксенофобских настроений. Хотя, судя по результатам выборов, миллионы американцев по-прежнему видят в лице Трампа "защитника нации".
Неудивительно, что и сама предвыборная кампания стала беспрецедентно скандальной. Страсти кипели вокруг назначения в Верховный суд США юриста Бретта Кавано, против которого выдвинули обвинения в сексуальных домогательствах. Много домыслов было вокруг перехваченных спецслужбами конвертов с самодельными бомбами на имя Хиллари Клинтон, Барака Обамы, экс-директора ЦРУ Джона Бреннана и др., включая телеканал CNN (с которым у Трампа неприкрытые военные действия). Выяснилось, что отправлял посылки сторонник главы Белого дома.
Что касается международной реакции на американские выборы, то она традиционно была бурной. Но скорее из-за того, что происходит внутри самих США, а не в связи с ожиданиями возможных перемен во внешней политике Вашингтона, ведь в этом направлении у президента и Сената больше полномочий. Обозреватели считают, что наверняка продолжатся и затеянные Трампом торговые войны, поскольку протекционизм, в принципе, поддерживают многие американские политики, вне зависимости от партийной принадлежности. Разве что в России в связи с усилением демократов ожидают дальнейшего ухудшения отношений с Вашингтоном.
В целом можно сказать, что в ближайшие два года Америка вступает в полосу усиленного противостояния между исполнительной и законодательной властью. И пока что Трамп, за которым стоит немалое число американцев, по-прежнему ему доверяющих, выглядит вполне уверенно. В его руках есть существенные козыри - перед выборами глава Белого дома изъездил несколько штатов, постоянно напоминая о "небывалом росте экономики" и "создании новых рабочих мест". Действительно, экономика США развивается динамично, беспрецедентно низкий со времен Второй мировой войны уровень безработицы говорит сам за себя. Кроме того, президент именно сейчас выступил как уже настоящий лидер Республиканской партии. А вот у демократов сильного лидера все еще нет. В организации предвыборных мероприятий они даже обратились к уже отработанному ресурсу - помощи Хиллари Клинтон, Джо Байдена и Барака Обамы. Но самое проблематичное для демократов - это отсутствие какой-либо внятной программы, кроме той, которая называется "Трамп - очень плохой".
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: