Автор: Олег КУЗНЕЦОВ, Москва
В конце октября российская и русскоязычная армянская пресса распространила то ли манифест, то ли декларацию, то ли объявление (жанр этого текста определить довольно трудно) о намерении группы российских и армянских, а также российских с армянскими фамилиями политиков, бизнесменов, научных и общественных деятелей создать в Москве российско-армянский "Лазаревский клуб". Выбор такого названия инициаторы его создания объясняют достаточно просто: "По имени прославленной семьи армянских меценатов Лазаревых, основателей Лазаревского института восточных языков в России, ставшего предтечей Института стран Азии и Африки при Московском госуниверситете и МГИМО МИД России". Не будем комментировать вопрос преемственности двух прославленных вузов России от указанного учебного заведения имперского времени, поскольку он очень и очень спорный. Но формулировка, которая использована в презентации, явно указывает на то, что составляли ее люди, крайне далекие от знания русского языка. Они с самого начала прекрасно понимали, что реальная деятельность создаваемой структуры будет кардинально отличаться от декларируемых ею гуманитарных целей и ценностей.
Текст объявления-презентации о создании "Лазаревского клуба" начинается с весьма спорного и даже сомнительного заявления, что "история российско-армянских отношений насчитывает не одно столетие". Любой знающий русский язык человек, прочитав эту фразу, подумает, что межгосударственные отношения между Россией и Арменией имеют многовековую историю, хотя это совершенно не соответствует действительности. Армения как государство впервые была провозглашена 28 мая 1918 года и в этом году отметила 100-летие своего существования. То есть история российско-армянских отношений в их правовом или политологическом понимании насчитывает лишь одно столетие, и не более, как это пытаются утверждать его авторы. Вопрос российско-армянских отношений может быть рассмотрен, конечно, и с этнологической точки зрения, то есть с позиций сугубо армянского понимания. Когда армянский народ воспринимается не как этнос, а как миллет - национально-религиозная корпорация адептов Армянской апостольской церкви, каковым он считался в соответствии с законодательством Османской и Российской империй. Если рассматривать этот вопрос под таким углом, то история российско-армянских отношений начинается с 11 марта 1836 года, когда император Николай I подписал "Высочайше утвержденное Положение об управлении делами Армяно-Григорианской церкви в России". Но в этом случае надо понимать, что армяно-григорианская церковь в соответствии с данным документом являлась не субъектом партнерских отношений с Россией, а объектом административного управления верховной властью Российской империи. Поэтому речь может идти о 182 годах не как о российско-армянских отношениях, а о соответствующем сроке подчинения армянского миллета России, что, согласитесь, совсем не одно и то же.
Если еще больше углубиться в историческую ретроспективу, то очевидным становится факт, что до начала XIX века церковно-религиозная корпорация армян была многонациональной. В ее состав входили представители самых разных этносов, которых власти Российской империи, а если быть точнее, лично император Павел I серией указов абсолютно аморфную или даже амфотерную массу решил превратить в нечто структурированное и оформленное в организационном отношении. Начало этому процессу было положено Высочайшей грамотой императора Павла I от 26 февраля 1798 года армянскому патриарху и всему армянскому народу "О подтверждении жалованных им грамот и о бытии армянскому народу по духовным делам и церковным обрядам в ведомстве их патриарха". Несколько позднее, 28 октября 1799 года, обязанность находиться "по делам духовным единственно во власти Армянского патриарха Луки, пребывающего в Армянском Патриаршем Араратском престольном монастыре Эчмиадзине" была еще раз подтверждена Жалованной грамотой императора Павла I "на права, преимущества и вольности армянам Дербентским и Максурским", проживавшим в Дагестане, армянам города Григориополя на территории современной Молдовы, обществу армян города Старого Крыма, а также обществу армян астраханских, кизлярских и моздокских. Иными словами, усилиями верховной власти Российской империи различные в географическом и этническом отношении группы адептов армяно-григорианской церкви, именовавшиеся на рубеже XVIII и XIX веков словом "армяне", были насильно объединены в миллет, или религиозную корпорацию. В ее рамках за столетие они смогли трансформироваться в более или менее единый этнос, который благодаря внешним геополитическим катаклизмам 1917 года в бывшей Российской империи смог в мае 1918 года обрести собственную национальную государственность.
Из сказанного выше можно сделать один-единственный вывод: в этом году исполнилось сто лет российско-армянским отношениям, если их воспринимать как партнерские и дипломатически оформленные. До этого мы наблюдаем лишь усилия властей Российской империи по искусственной генерации армянского этноса для его использования в качестве социальной опоры своего присутствия на Кавказе, в связи с чем ни о каком равноправии и партнерстве речи быть не могло в принципе. Поэтому всякий, кто утверждает обратное, вопреки фактам истории, преследует отнюдь не гуманитарные, а исключительно меркантильные цели. Такая деятельность называется лоббизмом, а организации, создаваемые для ее осуществления, - лоббистскими. Следовательно, можно с полным правом утверждать, что создаваемый в Москве "Лазаревский клуб" - лоббистская организация, члены которой собираются протекционировать интересы Армении, армянской диаспоры в России и свои собственные на максимально высоком уровне. Естественно, в соответствии с собственными финансовыми возможностями и административно-политическими ресурсами. Если бы цели у его создателей были гуманитарные или филантропические, то они никогда бы не допустили столь пренебрежительного отношения к истории России - страны, которая будет объективно ведущей в любом альянсе с Арменией.
Осознание данного факта порождает вопрос: интересы какой части армянской элиты будет лоббировать "Лазаревский клуб"? Ответ на него дает списочный состав то ли его учредителей, то ли людей, подписавших объявление-презентацию о его создании. Перечислим только некоторых из них: Зорий Балаян, Арташес Гегамян, Константин Затулин, Владимир Казимиров, Модест Колеров, Вазген Манукян, Юрий Навоян, Вячеслав Никонов, Арам Сафарян, Виктор Согомонян, Карен Шахназаров. Все эти люди или прямо причастны к армянской агрессии против Азербайджана, или поддерживали ее на политическом и дипломатическом поприще, или обслуживали интересы сепаратистского режима самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республики в последние 30 лет - с начала карабахской войны 1988-1994 годов. Интересно, что под декларацией о создании "Лазаревского клуба" нет никого из находящихся ныне во власти в Армении, которые оказались во главе этой страны после государственного переворота 1-8 мая этого года, вознесшего на вершину властной пирамиды Никола Пашиняна и его откровенно прозападную команду. Следовательно, по одному лишь составу организаторов можно уже определить будущее политическое лицо этой заявленной к созданию общественно-лоббистской структуры.
Во-первых, по отношению к Армении она будет открыто антипашиняновской, направленной на организацию и осуществление антидемократической контрреволюции в стране для возвращения к власти хунты бывших полевых командиров незаконных вооруженных формирований армянских сепаратистов Нагорного Карабаха. Как известно, они были созданы экс-президентами Армении Робертом Кочаряном и Сержем Саргсяном в результате террористического акта в Национальном собрании Армении 29 октября 1999 года. После этого последовал государственный переворот, который отстранил от власти экс-президента Левона Тер-Петросяна, начавшего конструктивные переговоры с официальным Баку по нагорно-карабахскому урегулированию. Иными словами, "Лазаревский клуб" в России создают или непосредственные участники "карабахского клана" во власти Армении, изгнанные со своих прежних позиций в мае этого года, или же аффилированные к нему политически или финансово лица из числа российских политиков и бизнесменов, многие из которых имеют армянские фамилии. Их объединяет одно - жажда политического реванша, желание вернуть status quo ante bellum (положение, существовавшее до войны), чтобы возвратить себе возможность безбедно существовать. Или на ренту, получаемую из Еревана за былые заслуги перед "карабахским кланом" (его не надо путать с народом Армении, который сам долгое время находился в угнетенном состоянии), или на субвенции оттуда же для осуществления своей общественно-политической деятельности, или за счет льготного использования ресурсов этой страны в своем бизнесе.
Во-вторых, в России они будут откровенно лоббировать сохранение оккупации азербайджанских территорий, захваченных Арменией в результате карабахской войны 1988-1994 годов. Причем, маскируя эту деятельность под заботу о сохранении российско-армянской дружбы и утверждая, что она невозможна, если Россия будет придерживаться норм международного права в вопросе принадлежности Нагорного Карабаха Азербайджану. По сути они будут всячески поддерживать существование квазигосударства "Арцах", созданием и пропагандой которого стремятся изменить миропорядок на Южном Кавказе. При этом мало кто из них понимает, что в этом случае их позиция не столько антиазербайджанская, сколько антиармянская, так как Армения с 1994 года является не метрополией, а колонией "Арцаха". Практически все ее материальные, финансовые, людские, политические и административные ресурсы расходуются, по большому счету, только на то, чтобы поддерживать физическое и политическое существование оккупационного режима в Степанакерте (Ханкенди). Для его представителей и союзников Армения - не историческая родина, а дойная корова, молоком которой сегодня питаются Балаян и Затулин, Казимиров и Колеров, и все остальные, чье личное благополучие и вообще будущность зависит только от того, будет существовать квазигосударство "Арцах" или нет. Вся жизнь этих людей или значительная ее часть была посвящена или созданию на Кавказе второго армянского государства, или присоединению Нагорного Карабаха к Армении. Все они были и есть своего рода "крестоносцы" идеи пресловутого "миацума", которые сегодня, равно как и их идейные предтечи из средневековья, терпят сокрушительное поражение. Причем не из-за активности своих врагов-тюрков, а из-за утраты интереса к этой теме со стороны бывших спонсоров, как это случилось в свое время с первыми крестоносцами.
"Лазаревский клуб" - это жест отчаяния определенной категории российских и армянских политиков, общественных деятелей и представителей интеллигенции, делавших ставку на возвеличивание Армении в регионе Южного Кавказа через создание "Арцаха" и его миацум с Ереваном. Но история сыграла с ними злую шутку - потенциальная колония, или "новое жизненное пространство" само превратилось в метрополию, высосавшую все жизненные соки Армении, жители которой после 18 лет жизни в страхе взбунтовались против такого положения дел. Теперь они хотят вмешательства Кремля во внутренние дела Армении, чтобы реанимировать к жизни политический режим, который сами же свергли в мае этого года. Повернуть историю вспять у "лазаревцев" вряд ли получится, потому что еще никому в этом мире не удалось опровергнуть Александра Дюма-сына: "Ни одна армия в мире не способна остановить идею, время которой пришло".
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: