Автор: Натиг НАЗИМОГЛУ
Кампания по выходу Великобритании из Европейского cоюза вступила в решающую фазу. Однако все еще неясны окончательные условия "развода" между Лондоном и Брюсселем, определение которых оказалось в плену широких дискуссий и разбирательств британских и европейских политиков.
"Развод" по-британски
В конце ноября Евросовет одобрил соглашение о выходе Соединенного королевства, который должен состояться в ночь на 30 марта 2019 года. 11 декабря сделка по Brexit должна была пройти через решающее голосование в британском парламенте. Однако премьер-министр Великобритании Тереза Мэй отменила голосование, мотивировав свое решение тем, что соглашение не имеет необходимой поддержки в парламенте. Канцелярия главы правительства заявила, что решающее голосование будет проведено до 21 января. Если учесть, что парламент возобновит свою работу лишь 7 января, после рождественских и новогодних каникул, то на обсуждение Brexit будет отведено максимум две недели.
Однако подобное решение Терезы Мэй вызвало недовольство значительной части парламентариев. Причем даже некоторых ее сопартийцев-консерваторов, требовавших немедленного определения условий Brexit и инициировавших голосование по вотуму недоверия премьеру. По его итогам Мэй, набрав 63% голосов поддержки, сохранила пост лидера тори и главы правительства. Но вслед за этим премьер столкнулась с давлением со стороны лейбористов. Их лидер - Джереми Корбин вновь вынес на рассмотрение вопрос о вотуме недоверия Мэй. Он назвал неприемлемым тот факт, что депутатам нужно ждать почти месяц, чтобы голосовать по такому важнейшему для страны вопросу, как соглашение по Brexit. Однако консервативное большинство парламента отклонило нападки со стороны ведущей оппозиционной партии. Впрочем, этот оборонительный жест не отвел удар, который пытается отразить правительство Терезы Мэй.
Соглашение по Brexit, от которого зависит дальнейшая судьба Британии (не говоря уже о самом Евросоюзе), повисло в воздухе. Главный вопрос, вокруг которого развернулись страсти, заключается в намерении официального Лондона остаться в Таможенном союзе ЕС на время переходного периода, пока не будет подготовлено соглашение о зоне свободной торговли с Евросоюзом. Правительство Мэй рассматривает продолжение членства в Таможенном союзе как единственный способ не допустить установления жесткого пограничного режима между Северной Ирландией, являющейся частью Соединенного королевства, и Республикой Ирландия на время переходного периода. Это вызывает категорическое несогласие противников сделки между Лондоном и Брюсселем, так как выход из Таможенного союза изначально был определен в качестве одного из главных пунктов Brexit. По мнению оппонентов премьер-министра (среди них немало и представителей тори), из-за нынешнего проекта соглашения между Британией и ЕС Северная Ирландия окажется более связанной с Брюсселем и Дублином, чем с Лондоном, поскольку договоренность по границе на острове Ирландия чревата принять бессрочный характер.
Столкнувшись с серьезным сопротивлением со стороны части британских политиков, Тереза Мэй на состоявшемся в Брюсселе 13-14 декабря саммите Евросоюза попыталась получить гарантии того, что сохранение особого таможенного режима между членом ЕС Республикой Ирландия и остающейся в составе Соединенного королевства Северной Ирландией будет ограничено по времени. Однако европейцы ей дали понять, что сделка пересмотрена не будет.
Таким образом, Мэй оказалась в сложной ситуации, которая может оказаться даже безвыходной. Не исключено, что ни один из возможных вариантов Brexit не получит одобрения со стороны Палаты общин. Так как, по сути, нынешний вариант соглашения между Лондоном и Брюсселем не устраивает ни парламентское большинство, ни парламентскую оппозицию. Пересматривать же данное соглашение не собирается Евросоюз, изначально выступавший против выхода Великобритании из своего состава, а теперь пытающийся бесповоротно склонить ее к уже обговоренному и более-менее устраивающему Брюссель варианту "развода".
Тереза Мэй выбирает "жесткий Brexit"?
Вполне возможно, что обговоренная Лондоном и Брюсселем сделка все же состоится. Но шанс этого невелик, поскольку и неуступчивые британские депутаты, и чиновники Евросоюза отступать от своих позиций не намерены. Первые не согласны с условиями сделки в принципе, а вторые не горят желанием дать добро на ее корректировку. Поэтому правительство Соединенного королевства проинформировало о начале полномасштабной подготовки к выходу страны из ЕС без итогового соглашения.
Иными словами, Тереза Мэй демонстрирует, что хоть и вынужденно, но готова разорвать сделку с Брюсселем без каких-либо новых договоренностей относительно перемещения граждан, товаров, торговли и других вопросов. Собственно, этого добивается и та часть тори, которая инициировала неудавшуюся попытку отстранения Мэй с премьерской должности. Правительство, между тем, уже заявило о готовности выделить дополнительные два миллиарда фунтов на обеспечение работы транспортных, таможенных и прочих ведомств в случае "жесткого Brexit".
Примечательно в этой связи заявление госсекретаря по вопросам здравоохранения и социальной защиты Мэтта Хэнкока. Допустив, что в случае кризисного сценария "развода" с Евросоюзом Великобритания после 29 марта 2019 года столкнется с серьезными перебоями в поставках медикаментов, он предупредил о необходимости обеспечения необходимыми лекарствами всех клиник и больниц страны на полгода вперед и срочного приобретения дополнительных партий холодильников.
Между тем эксперты считают, что с экономической точки зрения выход Британии из ЕС без договоренностей чреват для страны большими проблемами. Речь идет, в частности, о вероятности повышения пошлин и задержек поставок из-за таможенного контроля в случае "жесткого Brexit". Более того, международное рейтинговое агентство Fitch даже предупредило, что Brexit без сделки может обернуться рецессией для британской экономики и ее общий спад составит в 2019 году 0,6%. Неутешительны для Соединенного королевства и прогнозы, что в новом году страна опустится в составленном Международным валютным фондом рейтинге наиболее развитых экономик мира с пятого места сразу на седьмое. Предполагается, что Британия пропустит вперед Индию и Францию.
К слову, эксперты ведущих финансовых центров предрекают проблемы также для экономики Евросоюза в результате "жесткого Brexit". Тот же МВФ прогнозирует падение экономического роста ЕС на 1,5%. Поэтому Еврокомиссия опубликовала план экстренных мер, если Великобритания выйдет из ЕС без достижения соглашения, чтобы "ограничить ущерб в случае отсутствия сделки".
С учетом всех ожидаемых сложностей британские политики и эксперты не исключают целесообразности проведения в стране нового референдума по Brexit. Как известно, первый референдум по данному вопросу состоялся 23 июня 2016 года: "за" выход из ЕС проголосовали 51,9% британцев, "против" - 48,1%. Сегодня же, судя по результатам социологических исследований, Brexit в той или иной форме одобряют 41% британцев, тогда как 45% в случае нового референдума проголосовали бы за продолжение членства в ЕС. За проведение повторного голосования ратуют, в частности, многие лейбористы, хотя сама партия Джереми Корбина официально поддерживает итоги первого референдума. Выступая против Brexit, они видят в повторном голосовании единственный выход из создавшегося тупика. Однако возможность проведения второго референдума опровергается позицией премьер-министра. По мнению Терезы Мэй, этот шаг может нанести "непоправимый ущерб" в том смысле, что "покажет миллионам людей, которые верят в нашу демократию, что мы не способны на демократию".
Впрочем, позиция нынешнего британского премьера представляется шаткой при любом раскладе. В прессе усиленно муссируются разговоры, что Тереза Мэй может покинуть пост премьер-министра уже в апреле 2019 года, сразу после запланированной реализации Brexit. Слишком силен шквал обвинений по поводу того, что она не смогла реализовать приемлемый для Британии вариант "развода" с Евросоюзом и способствовала разобщению нации по такому судьбоносному вопросу. Если насчет первого довода можно много спорить, ведь в конце концов Лондон не единолично определяет условия выхода страны из Евросоюза, то второй аргумент против политики Мэй имеет под собой веские основания. Так, о реальном расколе среди британцев свидетельствует запуск параллельного сбора онлайн-подписей за петиции сторонников и противников выхода Соединенного королевства из Евросоюза. Причем оба предложения менее чем за неделю легко преодолели порог в 100 тыс. голосов.
Раскол среди подданных Ее Величества по вопросу о Brexit столь очевиден, а дальнейший ход событий столь непредсказуем, угрожая даже возможными эксцессами, что министр обороны Великобритании Гэвин Уильямсон заявил о готовности властей привести в состояние боеготовности 3,5 тыс. военнослужащих на случай возникновения экстренных ситуаций. Так что туманный Альбион действительно накрыл туман. И пока сложно сказать, когда прояснится внутриполитическая погода в Великобритании, которая, следуя своему традиционно острому ощущению независимости, устремилась к выходу из проекта под названием "Евросоюз".
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: