25 Ноября 2024

Понедельник, 21:29

ГОД ТОТАЛЬНОГО ПОДОЗРЕНИЯ

Почти все главные события 2018 года будут иметь свое продолжение в 2019-м

Автор:

01.01.2019

Поскольку не случилось никаких крупных конфликтов и кризисов в международных отношениях, 2018 год можно назвать относительно спокойным. Тем не менее, он был отмечен атмосферой глубочайшего недоверия. Любые контакты на высшем уровне - двусторонние или в рамках различных организаций - воспринимались с огромной долей скепсиса. Была нарушена прочность многих международных договоренностей, и что самое тревожное - со стороны самой сильной мировой державы США. В это же время постоянно совершенствовались способы ведения глобальной информационной войны, которая, судя по всему, уже плохо поддается контролю даже со стороны тех, чьими руками создаются ее основные инструменты.  

 

Россия - США

Пиковым событием российско-американских отношений стала первая полноформатная встреча Владимира Путина и Дональда Трампа в июле в Хельсинки. Диалог не принес каких-либо серьезных договоренностей - по сути, стороны просто "хорошо поговорили" без особой практической пользы. В оставшиеся полгода Москва и Вашингтон вели диалог даже на еще более повышенных тонах. Новая встреча, несмотря на планы, также не состоялась: на полях саммита G20 в Аргентине лидеры перекинулись лишь парой слов "на ногах". За минувший год Вашингтон несколько раз вводил/ужесточал санкции против России (как против компаний, так и отдельных физлиц). Между Белым домом и Кремлем вроде бы и не "холодная" война, но многие шаги вполне ей соответствуют. Так, весной в ходе очередного послания Федсобранию Путин фактически устроил презентацию ранее засекреченных новейших систем российского стратегического оружия, способного, по его словам, преодолеть американскую ПРО. В октябре Трамп объявил о намерении США выйти из Договора о РСМД, по его словам, из-за "несоблюдения его условий российской стороной". Эксперты предупреждают, что взаимное недоверие Москвы и Вашингтона ведет к подрыву системы ядерного сдерживания и наращиванию военного присутствия США и России по границе Европы. 

 

США - Китай

Есть мнение, что основной причиной выхода США из Договора о РСМД является наращивание ядерного потенциала. Для сдерживания Пекина Вашингтону нужно получить возможность размещать новые вооружения в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. В 2018 году американо-китайские отношения подверглись также испытанию торговыми войнами. Надежду дает то, что 1 декабря на полях саммита G20 Трамп и Си Цзиньпин вроде бы договорились не делать особо резких движений, поскольку в этой схватке не может быть однозначного победителя. Американцев много чего раздражает в нынешнем Китае. Это и проект "Один пояс - один путь", и программа замещения импорта и развития китайского высокотехнологичного производства - "Сделано в Китае-2025". За 2018 год китайская компания Huawei еще более укрепилась в качестве серьезного конкурента американских технологических производителей. США напирают, причем в резкой манере Дональда Трампа, а Китай совсем не собирается отходить от новых рубежей. То, что получится из этого спора, возможно, и определит развитие человечества на десятилетия вперед. 

 

Корейский кризис

Сосредоточенный на Китае, Трамп в минувшем году неожиданно для всех попытался также решить соседнюю корейскую проблему. Встречу американского президента с северокорейским лидером Ким Чен Ыном в июне в Сингапуре справедливо назвали исторической. За два месяца до этого Пхеньян заявил о приостановке ядерных испытаний и запусков межконтинентальных баллистических ракет. США, в свою очередь, приостановили совместные с Сеулом военные учения. Учитывая, что еще во время своей предвыборной кампании Трамп высказывался о своем коллеге более чем нелицеприятно и фактически грозился самыми крайними мерами, напряженность, конечно, схлынула, и это самый главный результат. Но пока, пожалуй, и последний. Сейчас Пхеньян и Вашингтон упрекают друг друга в практическом бездействии и никак не решатся на повторную встречу. Гораздо более многообещающим выглядит межкорейское потепление. Ким Чен Ын и президент Южной Кореи уже встречались несколько раз и делают конкретные шаги навстречу друг другу. 

 

Главный ньюсмейкер

Без преувеличения, американский президент был главным ньюсмейкером мировых СМИ в 2018 году. Особенно всех интересовало, что принесут нынешнему главе Белого дома ноябрьские промежуточные выборы в Конгресс. Поскольку их называли вотумом доверия Трампу, дела у него идут довольно неплохо. Демократы получили контроль над Палатой представителей, но не выиграли Сенат, где республиканцам удалось даже упрочить свое положение. На мировой арене весь год Трамп упорно гнул свою линию. Обещал и все-таки, несмотря на общемировое недовольство, вывел США из Парижского соглашения по климату, из Совета ООН по правам человека, а также из Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию вопроса о ядерной программе Ирана (и восстановил санкции против Тегерана). С действиями Вашингтона относительно Ирана не согласны Евросоюз, Россия и Китай, а Брюссель даже разработал схемы обхода мер в отношении Ирана со стороны Вашингтона. Ожидается, что ирано-американское противостояние может стать главным источником международной нестабильности в 2019 году.

 

Прокси-война в Сирии

Возможно, именно с Ираном связано решение Трампа вывести американские войска из Сирии, о чем глава Белого дома сообщил буквально под конец года. Некоторые СМИ выдвинули предположение, что американцы разработали новую стратегию ведения войны в Сирии, главной целью которой станет выживание оттуда иранских войск и подконтрольных им сил. С другой стороны, само заявление о выводе войск еще ничего конкретно не означает. США уже не раз окончательно уходили из Афганистана и Ирака, но по факту находятся там, так же как и Россия уже уходила из Сирии. Ничего конкретно не означает и объявление о победе над ИГ. За 2018 год о самой жестокой террористической группировке на Ближнем Востоке - "Исламском государстве", к счастью, подзабыли, но как-то неубедительно. Вроде бы в Сирии террористов победили, но вроде бы они там все еще есть и могут даже вновь набрать силу. Одним словом, прокси-война в Сирии с успехом продолжается. В 2018 году часто случались военные инциденты в небе над САР, где действуют российская, американская, иранская, турецкая и израильская воздушные группировки. В апреле коалиция во главе с США нанесла массированный ракетный удар по Сирии в ответ на применение, предположительно, химического оружия в Думе и Восточной Гуте, в котором США обвиняют правительственные сирийские силы. Основные боевые действия велись на севере - в Африне и Идлибе и на юге - в Дейр-эз-Зоре и Восточной Гуте. ВС Турции продолжали наносить удары по курдским военизированным формированиям на севере Сирии. В конце декабря президент Турции Тайип Эрдоган заявил о готовности турецкой армии начать военную операцию против сил само-обороны сирийских курдов к востоку от реки Евфрат. В то же время решение Трампа о выводе из САР американских войск, которые считаются основными союзниками курдов, турецкий президент воспринял как очень "позитивный сигнал".

 

Highly likely

Для России весь год прошел в "шпионских" и "хакерско-тролльных" обвинениях в ее адрес. В Гааге граждан РФ обвиняли в кибершпионаже за Организацией по запрещению химического оружия, а в США россиянку Марию Бутину - в сговоре с целью работы агентом иностранного правительства. Однако самым громким стало дело об отравлении в Солсбери бывшего офицера ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии. Разработанное еще в СССР нервно-паралитическое вещество A234 под названием "Новичок" стало известно во всем мире. Британский премьер-министр Тереза Мэй заявила, что причастность к делу российских властей "очень вероятна" (highly likely), хотя в Москве это категорически отрицают. Дело Скрипалей спровоцировало массовую взаимную высылку дипломатов. В то же время в США весь год не теряло значимости дело о якобы имевшем место вмешательстве России в выборы американского президента в 2016 году. 

 

Обвинения IT-гигантов

Даже IT-гиганты Google, Apple, Facebook, Amazon оказались под огнем критики в связи с предполагаемым вмешательством России в западные предвыборные кампании посредством социальных сетей. По словам источника BBC, вмешательство российской "фабрики троллей" в американскую политику имеет огромный размах - только в Facebook как минимум каждый третий американец мог видеть их сообщения. Вообще в 2018 году IT-компании ругали часто и цветисто, в том числе за распространение компьютерной зависимости, манипуляции, монополии, запланированное устаревание изделий. Тон задал ВЭФ в Давосе, где на технологические чудеса свой гнев обрушили премьеры Индии и Великобритании Нарендра Моди и Тереза Мэй и даже миллиардер Джордж Сорос. В марте в США в Федеральный суд штата Калифорния подали первый иск против Facebook из-за утечки данных. Не меньшую растерянность вызвало и масштабное распространение фейковых новостей. В мире, где международные отношения вполне могут оказаться жертвой какого-нибудь рядового шутника за компьютером, конечно, очень мало определенности, и это не может не настораживать. 

 

Убийство года

Технологический прогресс в 2018 году оказался и "основным свидетелем" главного убийства года. В октябре в Стамбуле на территории консульства Саудовской Аравии пропал эмигрировавший в США журналист Джамаль Хашогги. Он работал обозревателем Washington Post и резко критиковал наследного саудовского принца Мухаммеда бен Салмана. Детали убийства журналиста, которого пытали, а потом задушили и расчленили, стали известны благодаря часам Apple Watch, которые Хашогги поставил в режим аудиозаписи. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что к убийству журналиста причастны лица, приближенные к саудовскому наследному принцу. Власти СА долгое время отрицали факт убийства, а потом пообещали наказать виновных, но причастность бен Салмана они, конечно же, отрицают. Произошедшее вызвало широкий резонанс и бурную реакцию международной общественности, предполагалось, что будут серьезные последствия для региона. Особенно ждали реакции главного союзника СА в регионе - США. Но никаких действий со стороны американской администрации не последовало. Хашогги месте с несколькими другими журналистами стал "Человеком года-2018" по версии журнала Time и, видимо, этим все и ограничится.

 

Россия - Украина

Российско-украинские отношения под конец года набрали серьезный потенциал для кризиса. Ноябрьский инцидент в Керченском проливе украинская сторона расценила как открытое нападение и даже ввела военное положение, а российская сторона назвала провокацией и попытками украинского президента поднять свой рейтинг перед выборами в марте 2019 года. Другим источником обострения ситуации можно назвать создание в декабре Украинской православной церкви, отделившейся от Москвы. На объединительном соборе присутствовали только два архиепископа Московского патриархата, и как будет происходить "собирание паствы", все еще верной Московскому патриархату, неизвестно. Тем более что речь идет не только о душах верующих, но и о значительных церковных материальных ценностях. Также в декабре Порошенко фактически расторг Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и РФ.

 

Протест года

В декабре президент Франции Эммануэль Макрон заявил о введении "чрезвычайного экономического и социального положения" во Франции в связи с протестами "желтых жилетов" - спонтанного протестного движения без выраженного лидера. Первоначально причиной данных манифестаций послужило повышение цены на топливо, но требования быстро приобрели политическое звучание, а учитывая ультралевые требования и символику, акции в какой-то степени стали и новым проявлением классовой борьбы. 

Почти все главные события 2018 года будут иметь свое продолжение в новом году, и учитывая заложенный в них конфликтный потенциал, спокойным он явно не будет. Опасения только усиливаются на фоне традиционного зашифрованного прогноза от издания The Economist, которое обещает нам четырех всадников Апокалипсиса. В то же время агентство Bloomberg и вовсе выпустило на 2019 год "Гид Пессимиста", предрекая человечеству пожары, наводнения и голод.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

357


Актуально