Автор: Джангир ГУСЕЙНОВ
Разногласия между арабскими государствами по поводу Сирии и неуверенность в должном уровне безопасности чуть было не сорвали все же состоявшийся 20 января в Бейруте четвертый экономический форум Лиги арабских государств (ЛАГ), объединяющей 22 страны.
Часть глав государств заранее отказалась приехать в Ливан из-за того, что на эту страну оказывает сильное влияние Иран, в том числе финансируя шиитские военизированные политические организации "Хезболла" и "Амаль". Остальные передумали в самый последний момент.
На протяжении нескольких месяцев, предшествовавших саммиту, президент Ливана Мишель Аун прилагал немало усилий, чтобы уговорить членов ЛАГ вернуть в состав организации Сирию, чье представительство было приостановлено в 2011 году из-за начавшейся в этой стране гражданской войны. Но несмотря на то, что часть членов лиги, такие как ОАЭ, Кувейт и Бахрейн, уже приняли решение о восстановлении своих диппредставительств в Дамаске, старания Мишеля Ауна оказались напрасными. Видимо потому, что консенсуса о возвращении Сирии в ЛАГ пока нет.
И все же Бейрут надеялся на приезд как минимум восьми глав государств, чье согласие было получено. Но тут вмешался не кто иной, как председатель парламента Ливана Набих Берри, который по совместительству является лидером шиитской партии "Амаль". Он заявил, что его организация не позволит приземлиться в аэропорту Бейрута самолету делегации Ливии. Это было преподнесено как знак протеста против похищения и убийства в 1978 году режимом Муамара Каддафи ливанского шиитского деятеля Мусы Садра, который был основателем партии "Амаль". Нынешнее правительство Ливии, по словам Набиха Берри, отказывается содействовать расследованию этого убийства. Демонстрируя решительность своих действий, активисты партии "Амаль" за несколько часов до начала саммита сорвали и сожгли ливийский флаг и водрузили на его место свой собственный.
В такой обстановке руководство Ливии, естественно, отказалось лететь в Бейрут и призвало всех остальных в знак солидарности со страной бойкотировать встречу. Саммит не был отменен, но лишился высокого представительства. В итоге практически все главы арабских государств прислали вместо себя премьер-министров или министров иностранных дел. Лишь эмир Катара Тамим бин Хамад Аль Тани и президент Мавритании Мохаммед ульд Абдель Азиз прилетели для участия в церемонии открытия саммита.
После всех этих происшествий делегации 20 арабских стран (за исключением Ливии и Сирии) сели, наконец, за стол переговоров. На встрече, девизом которой было: "Процветание как фактор мира", обсуждался обширный круг вопросов, включавший такие, как перспективы экономической интеграции регионального сообщества, обеспечение продовольственной безопасности арабского мира, борьба с бедностью и безработицей, активизация роли женщин в политической и экономической жизни арабских стран и др.
Президент Ливана выразил надежду, что саммит приведет к возобновлению работы над важными проектами, которые были отложены из-за военных конфликтов на Ближнем Востоке после предыдущего экономического форума ЛАГ, прошедшего в Эр-Рияде в 2013 году.
Былая решимость
В том году арабские лидеры подписали инвестиционное соглашение, которое в случае его ратификации устранило бы все препятствия для перемещения инвестиций и капитала между странами - членами ЛАГ. Соглашение, обязывавшее государства - члены лиги защищать инвесторов на своих территориях, не требовало внесения изменений в национальные нормативные акты, поскольку позволяло арабским деловым кругам инвестировать в любое из государств - участников соглашения в рамках национального законодательства каждой страны.
Арабские лидеры обещали устранить препятствия, мешающие созданию зоны свободной торговли. "Мы подчеркиваем нашу решимость завершить все предпосылки к формированию зоны свободной торговли до конца этого года", - заявил тогда глава Лиги арабских государств Набиль аль-Араби, добавив, что страны "полны решимости устранить препятствия для полного достижения Арабского таможенного союза к 2015 году".
С тех пор прошло шесть лет, но решения те так и остались на бумаге. Отчасти это связано и с тем, что многие арабские страны все эти годы были втянуты во внутренние и внешние военные конфликты. Однако арабский мир уже давно и не всегда успешно пытается использовать интеграционные механизмы для ускорения экономического развития.
Долгая история
Начиная с 1945 года, когда была создана Лига арабских государств, предпринято несколько попыток содействовать региональной политической и экономической интеграции - это Договор о совместной обороне и экономическом сотрудничестве 1950 года, Конвенция 1953 года об упрощении и регулировании транзитной торговли, другие документы.
А в 1964 году, минуя этапы создания зоны свободной торговли и таможенного союза, было подписано соглашение о создании общего рынка. Которое, конечно же, реализовать не удалось.
Ситуация начала меняться в 90-х годах, когда большинство арабских стран, вступив в Генеральное соглашение по тарифам и торговле (с 1995 года - Всемирная торговая организация), вплотную занялось либерализацией своей торговли.
В феврале 1997 года 18 из 22 стран ЛАГ приняли Декларацию о создании Великой арабской зоны свободной торговли (Greater Arab Free Trade Area - GAFTA). GAFTA является одним из наиболее важных экономических достижений в арабском мире. Уже к 2005 году страны-участницы смогли добиться значительной либерализации торговли путем освобождения товаров от таможенных пошлин и сборов. Окрыленные успехом, руководители ЛАГ тогда же объявили о планах создания к 2010 году таможенного союза, а к 2020-му - арабского общего рынка.
Однако до сих пор не удалось завершить создание полноценной зоны свободной торговли, так как, несмотря на ликвидацию таможенных пошлин, многие страны продолжают выставлять нетарифные барьеры в межарабской торговле. Не удается также достигнуть успехов и в либерализации в сфере услуг и инвестиций.
Новая попытка
Неудачи во внутрирегиональных проектах контрастируют с вполне успешными интеграционными проектами со странами других регионов. За последние пятнадцать лет подписаны соглашения о зоне свободной торговли с ЕС, США, Европейской ассоциацией свободной торговли, Сингапуром, Турцией.
И вот участники саммита экономического и социального развития ЛАГ в Бейруте вновь, уже в который раз, объявляют о планах создания таможенного союза и формирования Арабской зоны свободной торговли. Правда, предложение Кувейта о создании Арабского инвестиционного фонда по развитию цифровой экономики объемом $200 млн. дает основание предполагать, что в этом направлении что-то может и измениться. Тем более что это не просто декларация о намерениях. Кувейт и Катар тут же заявили о готовности внести в фонд по $50 млн.
Сирийцы должны вернуться домой
В совместном итоговом заявлении под названием "Бейрутская декларация" наряду с демонстрацией твердого намерения создать зону свободной торговли содержится также призыв к международному сообществу оказать поддержку странам, принимающим беженцев и перемещенных лиц.
"Мы призываем международное сообщество поддержать арабские страны, принимающие сирийских беженцев, и предпринять шаги для того, чтобы исправить экономические последствия кризиса с беженцами", - говорится в декларации.
Многомиллионный поток беженцев в арабских странах является самой серьезной гуманитарной проблемой со времен Второй мировой войны, говорится в декларации, в которой отмечается, что кризис ведет к замедлению экономического роста, увеличению расходов и продовольственного дефицита, ложится тяжелым бременем на государственный сектор и инфраструктуру и создает риски для стабильности общества.
По словам президента Ливана Мишеля Ауна, беженцы, в основном из Сирии (более 1 млн.) и Палестины (более 200 тыс.), составляют сейчас чуть ли не половину населения страны. А потому он выступил с инициативой создания Арабского банка реконструкции и развития, который поможет восстановить страны региона, раздираемые вооруженными конфликтами. Наряду с помощью Сирии участники саммита обсуждали и вопросы, связанные с восстановлением Сомали и Йемена.
Впервые арабские страны достигли консенсуса в отношении поощрения сирийских беженцев к возвращению в свою страну, заявил министр иностранных дел Ливана Гебран Бассил на пресс-конференции после саммита.
Вполне возможно, что отсутствие на саммите первых лиц стран - участниц ЛАГ сыграло положительную роль в достижении консенсуса по ряду сложных вопросов, в том числе и о судьбе сирийских беженцев.
Пятый экономический саммит ЛАГ пройдет в столице Мавритании в январе 2023 года. К тому времени прояснится ситуация как с проблемными странами - Сирией, Ливией, Йеменом и Сомали, так и с реальным желанием арабских стран по-настоящему интегрироваться в единое экономическое пространство.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: