Автор: Ирина ХАЛТУРИНА
Россия и Япония, имеющие вполне добрососедские отношения, частые контакты на высшем уровне и взаимный товарооборот в размере $20 млрд., остаются по итогам Второй мировой войны тем не менее технически в состоянии войны из-за спора вокруг Курильских островов. Поворотного момента в решении данного вопроса опять не случилось и на переговорах в Москве 22 января между президентом России Владимиром Путиным и премьер-министром Японии Синдзо Абэ.
Причин для оптимизма не было
Собственно, особых предпосылок для этого и не было, если не считать того, что в ноябре 2018 года по результатам встречи Путина и Абэ в Сингапуре стороны заявили о готовности выстраивать переговорный процесс на основе декларации 1956 года. Никто и не ждал, что путь к окончательному компромиссу будет быстрым и безболезненным. Однако в начале января на выступлении в избирательном округе Абэ выразил уверенность, что решение будет достигнуто именно в 2019-м. Драматизма добавило и то, что японский премьер поклялся "положить конец" территориальному спору на могиле своего отца, который в качестве главы МИД Японии также тесно занимался этой проблемой с 1982-го по 1986 год.
Теперь мировые СМИ гадают, что подвигло главу японского правительства на такие высказывания, и главное - что осталось за закрытыми дверями московских переговоров, длившихся более трех часов. Ведь заявлений, которые можно расценить даже как надежду на скорое урегулирование, по итогам встречи сделано не было. "Решение задачи, остававшейся нерешенной более 70 лет после окончания войны, найти непросто, но мы должны это сделать", - сказал Абэ. "Впереди длительная кропотливая работа... Разумеется, решение, которое предложат переговорщики, должно быть приемлемо для народов России и Японии, поддержано общественностью обеих наших стран", - заявил Путин.
Войны и договоры
Изначально Курильские острова были населены коренным народом айнами, а потом пришли русские и японцы и между ними началась за эти земли долгая военная и торговая война. Последние 70 лет Курилы находятся под управлением России. В 1945 году, перед самым окончанием войны, Советский Союз начал военные действия против Японии, и теперь Москва заявляет, что ее контроль над этой территорией является законным и основывается на результатах Второй мировой войны. В 1951 году Москва отказалась подписать Сан-Францисский мирный договор между частью стран антигитлеровской коалиции и Японией. Глава советской делегации А.Громыко расценил договор как сепаратный мир, подчеркивая, что на конференции нет представителей КНР и в тексте договора не закреплен суверенитет СССР над Южным Сахалином и Курильскими островами. Между тем Япония утверждает, что четыре острова (Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряда Хабомаи) не являются частью Тисимских (Курильских) островов (от которых Япония отказалась по условиям того же Сан-Францисского договора) и называет их "северными территориями", относящимися к префектуре Хоккайдо. При этом Токио опирается на российско-японский Симодский трактат о торговле и границах 1855 года. В октябре 1956 года председатель советского правительства Николай Булганин и японский премьер-министр Итиро Хатояма подписали совместную декларацию о нормализации двусторонних отношений. В документе говорилось, что Советский Союз "согласен передать Японии острова Хабомаи и остров Шикотан… после заключения мирного договора". Вопрос передачи Малой Курильской гряды в декларации прописан общими словами, и непонятно конкретно, о чем идет речь - о передаче суверенитета или долгосрочной аренде. Мирный договор так и не был подписан.
Два или четыре и при чем тут США?
Говорить о российско (советско)-японском споре, не упоминая роли США, конечно, невозможно. Среди историков и экспертов популярно мнение, что мирному договору в 1956 году помешала именно позиция Вашингтона, который связал согласие Японии на передачу ей только двух из четырех южнокурильских островов с возвращением Окинавы под японский суверенитет (соглашение о возвращении Окинавы Японии вступило в силу в 1972 году). В 1960 году японское правительство подписало договор о сохранении в стране американского военного присутствия, что дает право США размещать наземные, воздушные и морские силы в Японии или вблизи нее.
Поэтому этот вопрос стал бы главным, если бы Россия и Япония и договорились по Курилам. Как, например, недавно заявил глава МИД России Сергей Лавров, развитие американской системы ПВО на японской территории направлено на милитаризацию Японского региона и создает риски для безопасности России и Китая. "Мы поинтересовались, вообще насколько Япония самостоятельна при такой зависимости от США, и нас заверили, что Япония будет принимать решения, исходя из своих национальных интересов, на что мы и надеемся", - отметил Лавров. Абэ в свою очередь утверждает, что американские войска в Японии не являются враждебными для России и США не размещали своих войск на Хоккайдо даже в самый разгар "холодной войны". Но Москву это, похоже, не убеждает.
Почему же тогда именно сейчас вновь заговорили о возвращении к соглашению 1956 года? Неужели, как пишет агентство Kyodo, Абэ действительно готов ограничиться лишь претензиями на Шикотан и Хабомаи в обмен на договор? И что тогда повлияло на его решение? Почему в Токио вдруг заговорили об "исторической возможности, которую нельзя упускать"?
У каждого своя игра
Кстати, не исключено, что сейчас сами США подталкивают Японию к условиям 1956 года, которые тогда им не нравились. За прошедшее время ситуация изменилась и, как заявил советник Синдзо Абэ, США должны быть заинтересованы в заключении мирного договора между Россией и Японией, поскольку это поможет "сдерживанию Китая". Сам Абэ также говорил, что "необходимо избежать тесного взаимодействия между Россией и Китаем". Некоторые японские СМИ, как, например, "Санкэй симбун", пишут, что Абэ стремится заключить мирный договор с Москвой, так как, по его мнению, необходимо укреплять отношения с Россией в области безопасности и экономики. И тоже для того, чтобы ослабить тесное взаимодействие между Россией и Китаем. Поэтому даже высказывается мысль, что главной темой последних русско-японских переговоров в Москве была не проблема островов, а вопросы в сфере обороны. Как бонус Япония, которая сильно зависит от ближневосточной нефти, также получает возможности для диверсификации поставок энергоресурсов. Но трудно поверить в то, что Токио решился на такой шаг без одобрения и даже поддержки США.
Еще труднее поверить, что Россия согласится на передачу островов взамен даже на самые большие экономические выгоды. Такой шаг неминуемо скажется на рейтинге Путина. Россия также столкнется с угрозой появления американских баз на Курилах и проблемами в отношениях с Китаем. Поэтому глава Кремля уже не раз подчеркивал, что в декларации 1956 года речь, собственно, не идет о суверенитете, поскольку отсутствует указание на дату и способ передачи. Очевидно, что для Москвы этот спор с Японией выгоден в подвешенном состоянии, причем на долгую перспективу. С одной стороны, это дает определенные козырные карты в отношениях с Китаем, с другой - от Японии можно требовать уступок. Так, в октябре прошлого года Путин раскритиковал присоединение Японии к антироссийским санкциям, а также выразил недовольство по поводу скудных результатов совместной хоздеятельности на Южных Курилах. Об этом же говорил и Лавров, отмечая, что на сегодня экономическая деятельность на островах реализуется "в очень-очень скромных, невпечатляющих размерах". Россия также предлагает отменить визы для въезда в Японию, начав с жителей Сахалина и Хоккайдо. Кроме того, Путин считает, что Россия и Япония могли бы в полтора раза увеличить товарооборот - до $30 млрд. Все эти вопросы наверняка будут подниматься во время визита президента России в Японию в июне на саммите "Большой двадцатки". Не исключено, что Абэ пытается через возвращение к проблеме Курил решить и личные политические вопросы. В ноябре этого года Абэ станет премьер-министром с самым продолжительным периодом пребывания у власти за всю историю Японии, и его беспокоит, какое политическое наследие он оставит.
При любом ходе переговоров и Москве, и Токио придется считаться с общественным мнением у себя в странах. Сейчас население Курильских островов составляет около 20 тысяч человек. На островах располагаются российская военная часть и пограничные поселения. По данным недавних социологических исследований ("Левада-центр"), 77% россиян против передачи территорий, однако 81% уверены в важности сотрудничества с Японией. Больше половины россиян позитивно относятся к Японии. Число респондентов, "очень хорошо" и "в основном хорошо" относящихся к этой стране, составило 61%. С другой стороны, по данным соцопроса, проведенного в январе японской телерадиокомпанией NHK, на передачу Японии взамен на мирный договор исключительно Шикотана и Хабомаи согласны лишь 10% респондентов. По результатам соцопроса, проведенного Fuji TV и Sahkei shimbun, за передачу сначала двух островов, а затем за продолжение переговоров еще по двум высказались почти 44% опрошенных. Еще 32,9% выступили за одновременную передачу Токио всех четырех островов. Таким образом, этот спор в ближайшее время, скорее всего, так и останется в подвешенном состоянии. Ведь в целом переговоры по поводу принадлежности островов сейчас гораздо выгоднее, чем окончательное решение.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: