Автор: Натиг МАМЕДЗАДЕ
Азербайджано-грузинские отношения, базирующиеся на принципах стратегического партнерства и союзничества, переживают, тем не менее, весьма неприятный момент. Его спровоцировало открытие на территории Грузии памятника Михаилу Авагяну, участвовавшему в истреблении мирного населения оккупированных районов Азербайджана.
Вопреки добрососедскому духу
Сами армянские биографы признают, что М.Авагян участвовал в военных действиях в Карабахе, был известен под позывным "Кобра", знал азербайджанский язык, что "помогало ему в разведке"... Он был одним из тех, чьи руки обагрены кровью несчастных детей, женщин и стариков - жертв геноцида в Ходжалы. И вот теперь память об этой смертоносной "кобре", печально прославившейся истреблением азербайджанцев Карабаха, увековечили в Грузии. В данном контексте не имеет никакого значения то, что провокация с бюстом была осуществлена в преимущественно армянонаселенном районе...
Сообщается, что в церемонии открытия бюста приняли участие депутаты грузинского парламента от правящей партии "Грузинская мечта" Самвел Манукян и Энзел Мкоян (последний считается неформальным лидером армянских общин Ахалкалакского и Ниноцминдского районов Грузии). А красную ленту на торжественной церемонии разрезал посол Армении в Грузии Рубен Садоян, который в своей речи сделал акцент на том, что благодаря таким, как Авагян, "армянский народ одержал важные победы".
О том, что это за "важные победы", ясно свидетельствуют последствия оккупации пятой части территории Азербайджанской Республики, где Арменией осуществлена этническая чистка в отношении всего азербайджанского населения. Эта земля пропитана кровью людей, павших от рук армянских боевиков, в числе которых был и Авагян...
Цинизм организаторов акции установки бюста военному преступнику поражает вдвойне еще и оттого, что данное событие имело место 20 января - в день, когда в Азербайджане поминают сотен жертв трагических событий 1990 года. Вне всяких сомнений, увековечение памяти Авагяна отнюдь не случайно состоялось в очередную годовщину карательной операции советских войск в Баку. То была спланированная провокация, рассчитанная на эмоциональную реакцию Азербайджана, которая, по задумке армянских провокаторов, должна была испортить азербайджано-грузинские отношения.
В пользу данной версии говорит и то, что памятник Михаилу Авагяну, по информации армянской стороны, стоял еще с 90-х годов прошлого века во дворе старой аварийной школы села Бугашен. А решение заменить памятник возникло по причине того, что "старый памятник был случайно поврежден".
При этом обращает на себя внимание то, что сразу после открытия памятника Авагяну в армянонаселенном Самцхе-Джавахети в другом регионе Грузии - азербайджанонаселенном Квемо-Картли распространилась информация о том, что некие грузинские активисты требуют сноса памятника азербайджанскому деятелю Нариману Нариманову. Тоже, видимо, "случайно".
Так или иначе, грузинский посол в Баку Зураб Патарадзе был вызван в МИД Азербайджана, где ему выразили официальный протест установкой памятника Авагяну. По словам пресс-секретаря МИД Лейлы Абдуллаевой, азербайджанская сторона охарактеризовала инцидент как "не отвечающий духу двусторонних стратегических, партнерских отношений" и потребовала "незамедлительно принять меры по устранению данного факта". Одновременно посол Азербайджана передал МИД Грузии недовольство и протест официального Баку в связи с установкой в селе Бугашен города Ахалкалаки памятника Михаилу Авагяну. В заявлении внешнеполитического ведомства Грузии, в свою очередь, отмечается, что дипломаты двух стран рассмотрели вопрос установки памятника и обменялись информацией по этому вопросу. "Азербайджан - стратегический партнер Грузии и между странами не существует необсуждаемых тем. Это нормальная форма общения и ажиотаж вокруг темы не уместен", - говорится в сообщении МИД Грузии.
Конечно, ажиотаж не уместен, так как больше всего этого желают авторы данной провокации. Но в данном контексте невольно напрашивается и другой вопрос: а зачем, собственно, самой Грузии этот памятник, даже без привязки данной темы к позиции Азербайджана? Ведь речь идет о бюсте человека, на чьей совести смерть не только сотен азербайджанцев, но и грузин. Поскольку Авагян в период острейшей фазы конфликта в Абхазии работал в органах внутренних дел этой грузинской автономии и имел непосредственное отношение к созданию "батальона Баграмяна", в послужной список которого входят чудовищные злодеяния в отношении грузинского населения Абхазии.
Таким образом, Авагян не только не имеет никаких заслуг перед Грузией и грузинским народом, но и, наоборот, повинен в совершении преступлений против грузинского народа на самой территории Республики Грузия. А значит - сам вопрос о целесообразности сооружения памятника преступнику и предателю Грузии носит отнюдь не праздный характер. И то, что преступник, в честь которого установлен бюст в грузинском Ахалкалаки, повинен также в массовых убийствах мирного населения Азербайджана - союзной, дружественной Грузии страны, - лишь еще более обозначает остроту этого вопроса, недопустимость увековечения памяти палача грузин и азербайджанцев.
Последует ли достойный ответ от Тбилиси?
Неудивительно, что открытие памятника Авагяну в Ахалкалаки вызвало резкое возмущение как в азербайджанском, так и грузинском обществе.
Целый ряд грузинских политиков и экспертов выразили обеспокоенность по поводу того, что акция в селе Бугашен может оказать негативное воздействие на стратегическое союзничество и партнерство с Азербайджаном. Так, политолог Мамука Арешидзе назвал открытие памятника Авагяну "демонстративным, целенаправленным актом", который "может очень серьезно осложнить ситуацию во всем регионе". А бывший министр обороны Грузии Дмитрий Шашкин заявил: "Установка памятника усложнит отношения между Азербайджаном и Грузией. С самого начала карабахского конфликта Грузия всегда придерживалась правильной позиции, которая заключалась в признании территориальной целостности Азербайджана. И подобная позиция Тбилиси встречала понимание и в Ереване. К сожалению, политика безнаказанности конкретно в этом регионе - в Ахалкалаки - привела к тому, что была допущена очень грубая ошибка со стороны правительства, которую нужно срочно исправлять".
Между тем складывается впечатление, что официальный Тбилиси ощущает себя в каком-то безвыходном положении. Дескать, демонтаж злополучного памятника в Ахалкалаки натолкнется на сопротивление местного армянского населения. И если глава парламентской фракции правящей "Грузинской мечты" Мамука Мдинарадзе заявил, что "с центральными властями вопрос согласован не был", то МИД Грузии призвал не поднимать ажиотаж по данному вопросу.
Однако очевидно, что одним лишь стремлением избежать ажиотажа официальный Тбилиси не сможет разрешить данную ситуацию. Нужны конкретные шаги, подтверждающие дух стратегического партнерства между нашими странами. Баку всегда был верен этому партнерству, которое усилиями руководств и обществ Азербайджана и Грузии доведено до стратегического уровня. Азербайджано-грузинское партнерство является одним из ключевых факторов регионального сотрудничества и безопасности. Продвижение Азербайджаном крупных энергетических и транспортных проектов с участием Грузии, оказываемая ей нашей страной безвозмездная помощь, включая бесплатное обеспечение газом церквей (в том числе и в армянонаселенных районах), а также неоднократная морально-политическая и финансово-экономическая поддержка Грузии в самые тяжелые моменты ее новейшей истории - убедительные примеры приверженности Азербайджана самым тесным и дружественным отношениям с соседней страной. И Баку вправе рассчитывать на то, что Тбилиси не будет предпринимать никаких шагов, идущих вразрез с интересами Азербайджана. Тем более что от этого в немалой степени зависит и благополучное будущее самой Грузии.
Разумеется, история с возведением памятника армянскому убийце не повернет вспять азербайджано-грузинский союз. Максимум, что она может, - это оставить неприятный осадок. В интересах как Азербайджана, так и Грузии, чтобы этот осадок не превратился в неизгладимое темное пятно в наших двусторонних отношениях. Можно не сомневаться, что в подобном ухудшении азербайджано-грузинского диалога заинтересованы националистические круги из третьей страны, реализующие политику оккупации азербайджанского Карабаха и не скрывающие своих территориальных притязаний на грузинскую Джавахетию. Поэтому в Азербайджане ожидают от Тбилиси проявления решительной воли и достойного ответа на бугашенскую провокацию наших недоброжелателей.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: