23 Ноября 2024

Суббота, 16:30

С МАНАТОМ ВСЕ СПОКОЙНО

Центробанк Азербайджана уверен, что курс нацвалюты останется стабильным и в этом году

Автор:

15.02.2019

Вот уже третий год курс азербайджанского маната по отношению к доллару США держится стабильно и даже резкие колебания валют соседних стран, периодическая паника на нефтяном рынке в прошлом году не смогли вывести его из коридора 1/+-1,7 маната. Причем некоторые местные эксперты-экономисты считают такую стойкость вредной, периодически предлагая Центробанку страны обеспечить небольшую волатильность в интересах, так сказать, странового экспорта.

Между тем председатель правления ЦБА Эльман Рустамов твердо убежден в том, что пока макроэкономическая ситуация позволяет, манат падать не будет. И вообще, главный банкир предлагает и населению, и экспертам немного уже отойти от "курсовой" темы и сосредоточиться на более глобальных факторах, влияющих на экономические процессы. 

Вместе с тем повышенная чувствительность социума к колебаниям курса национальной валюты вполне понятна. Не случайно недавний прогноз рейтингового агентства S&P Global Ratings о том, что манат в ближайшие три года подешевеет к доллару до соотношения 2 к 1, стал причиной очередной серии пересудов и комментариев. Благо, несколькими днями позже другой рейтинговый гигант - Fitch опубликовал свой прогноз, согласно которому манат останется стабильным в ближайшие годы. 

Конечно, ЦБА сразу же опроверг вероятность девальвации, во всяком случае в краткосрочной перспективе: "Сегодня нет никаких предпосылок для роста курса доллара по отношению к манату. Говорить о девальвации маната на сегодняшний день несерьезно", - заявил в очередной раз Э.Рустамов. 

По его словам, макроэкономическая ситуация в Азербайджане стабильная, платежный баланс исполнен с профицитом, да и в целом в этом плане 2019 год не будет отличаться от 2018-го.

"Когда нас спрашивают о возможности девальвации, мы всегда отсылаем к фундаментальным причинам. Если наблюдается рост валютных резервов, 15-процентный профицит платежного баланса в 2018 году и 10-процентный прогноз по профициту на этот год и если прогноз по цене нефти в целом сходится с нашими предположениями, то о каких колебаниях курса может идти речь?" - отметил Э.Рустамов.

Да, ЦБА хоть и пустил манат в "частичное свободное плавание", но в сегодняшних реалиях ключевым в данной фразе является первое слово: Центробанк располагает целым арсеналом инструментов, благодаря которым может держать ситуацию под контролем до определенного момента. К примеру, поддержание валютного баланса на рынке, т.е., проще говоря, Центробанк следит за тем, чтобы объем денежной массы в манатах и долларах поддерживался на не опасном для курса нацвалюты уровне. Так, в прошлом году программа валютного рынка на 2018 год оценивалась в размере около $6,5 млрд., но при этом в реальности на валютных аукционах не было реализовано немногим более $100 млн. Они поступили в госбюджет и были использованы для обслуживания внешнего долга и на другие цели. То есть на валютном рынке в целом наблюдались баланс и устойчивость, что и стало причиной стабильности маната. "Отмечу, что это далось нам нелегко. В апреле и августе прошлого года мы наблюдали сильную волатильность курсов валют наших соседей и основных торговых партнеров, что оказало определенное влияние и на Азербайджан. Но мы смогли восстановить баланс и предотвратить сильные колебания курса", - сказал глава ЦБА.

И если раньше для этих целей Центробанк открывал свои резервы, то в прошлом году обошлось только валютными аукционами, проводимыми со стороны Госнефтефонда страны. Поэтому, несмотря на то, что в 2018 году валютные резервы Азербайджана увеличились приблизительно на $300 млн., это никак не связано с покупкой валюты со стороны ЦБА. 

Более того, Центробанк не преследует цель наращивать резервы, поскольку это означает дополнительный выброс манатной массы на рынок. А это, в свою очередь, может увеличить инфляционные риски. "Объем валютных резервов Центрального банка должен быть достаточен для покрытия импорта страны в течение нескольких месяцев. И в настоящее время этот объем полностью соответствует требованиям", - добавил Э.Рустамов.

Еще один инструмент, обеспечивающий стабильность маната, - новое бюджетное правило, применяемое в Азербайджане с этого года. Согласно ему объем трансферта средств ГНФАР в госбюджет страны не будет зависеть от цен на нефть. "Это в значительной степени ограничивает волатильность на рынке валют. Мы настаиваем на том, что стабильность будет обеспечена и впредь", - подчеркнул главный банкир страны. 

И вообще он рекомендует больше сосредотачиваться на инфляционных ожиданиях, нежели девальвационных. "Общественность в нашей стране больше интересуется вопросами курсовой стабильности, видя в этом причину инфляционных колебаний. Но отмечу, что обычно в мировой практике инфляционные ожидания превалируют над всеми другими макроэкономическими прогнозами по степени востребованности", - отметил Э.Рустамов.

Именно этот индекс и формирует степень доверия к экономике у бизнес-сообщества и конкурентоспособности нацвалюты. А в прошлом году среднегодовая инфляция в Азербайджане в хорошем смысле побила все рекорды ожиданий и оказалась ниже первичного прогноза ЦБА - 2,3% против ожидаемых 6-8%. "Говорят, что инфляция - самый безжалостный налог. Ведь именно она влияет на уровень благосостояния людей в первую очередь. В этом смысле столь существенное ее снижение по отношению к уровню 2017 года (почти 13%. - Ред.) самый знаковый показатель процессов в экономике", - считает Э.Рустамов. 

В целом, как известно, монетарная политика ЦБА с прошлого года фокусируется именно на инфляции, и инструменты задействуются для того, чтобы сохранить целевой показатель именно в этом пункте, а не в курсовой политике. В этом году цель по инфляции 3,8% - таков прогноз Центробанка, и он даже на 0,2-процентного пункта ниже, чем прогноз правительства. Правда, банк всегда указывает и на возможности колебаний в коридоре ±2%.

Именно такая низкая инфляция и сподвигла ЦБА уже в начале года принять решение об очередном снижении учетной ставки - на этот раз до 9,25%. "Инфляционные риски несколько уменьшились, это позволяет продолжить нормализацию монетарной политики. В то же время с учетом ряда внутренних и внешних инфляционных факторов и рисков мы предпочитаем сохранить антиинфляционный характер денежной политики", - сказал глава Центробанка. Напомним, что в прошлом году ЦБА четырежды снижал учетную ставку: с 15% в начале года до 9,75% - в конце.

Правда, пока этот фактор носит больше макроэкономический посыл, нежели напрямую влияет на банковскую активность в стране, но главный банкир обещает, что в будущем ситуация изменится с учетом пакета реформ, направленных на активизацию развития бизнеса в стране. "Реформы в налоговой, таможенной и других сферах существенно влияют на снижение уровня теневой экономики, что положительно воздействует и на макроэкономическую ситуацию", - отметил Э.Рустамов. 

Вместе с тем на фоне всех позитивных перемен в макроэкономике может возникнуть вопрос: почему тогда ЦБА не решается пустить манат в свободное плавание? Как объясняет Э.Рустамов, несмотря на то, что основным фактором поддержания этой самой стабильности избрана низкая инфляция, экономика всегда нуждается и в альтернативном якоре для поддержания экономического баланса. И этой альтернативой на сегодня выступает курс нацвалюты, хотя, по идее, роль "запасника" должен играть такой показатель, как стоимость денег или покупательная способность денежной единицы. "Пока мы только создаем такие фискальные условия и одной из главных целей здесь является ограничение наличной денежной массы в обороте. Для того чтобы экономика отвечала на наши шаги, нужно, чтобы деньги находились в банках, иначе управлять ситуацией намного сложнее. У нас есть программа в этом направлении, ее консультирует Международный валютный фонд, она достаточно реалистичная, но требующая четкой координации между фининститутами в стране. А это уже будет обеспечено со стороны Совета по финансовой устойчивости", - сообщил Э.Рустамов, добавив, что процесс этот некраткосрочный и нелегкий.

Что касается целесообразности обеспечения, так сказать, осознанной волатильности маната в рамках 3-5 гяпиков для регулирования панических девальвационных настроений в обществе, с одной стороны, и стимулирования экспорта страны - с другой, на чем настаивают многие местные эксперты, у ЦБА категорически иной подход к данному вопросу. Главный банкир предложил экспертам изучить исследования главы МВФ Кристин Лагард, в которых достаточно убедительно доказано отсутствие взаимосвязи торгового баланса какой-либо страны от курса ее валюты. Впрочем, процессы в сегодняшнем мире ярче всего иллюстрируют это заключение - почему страны, имеющие возможность воздействовать на курсовые процессы во многих других государствах, избирают не этот механизм, а путь "торговых войн"? Потому, что вопреки привычной теории в реальности конкурентоспособность экспорта не зависит от курса валют. 

Словом, в рамках сегодняшних условий в экономике Азербайджана ЦБА категорически настроен на поддержание курса маната и инфляции на стабильном уровне, а стабильность, как известно, самый важный фактор для развития бизнеса и торговых возможностей страны.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

348


Актуально