25 Ноября 2024

Понедельник, 20:23

ГАРАНТЫ ЦЕЛОСТНОСТИ

Растущее сотрудничество между Турцией и Россией содействует установлению мира в Сирии

Автор:

15.02.2019

Усиление роли Турции в сирийском урегулировании обещает стать одним из определяющих факторов в послевоенном устройстве арабской страны. Анкара открыто демонстрирует свое категорическое неприятие американского плана создания курдской автономии на севере Сирии, что приводит к росту противоречий с Вашингтоном и находит все большее понимание у Москвы, в интересах которой сохранение целостности САР.

 

Анкара готова к операции

Турция подтверждает свою решимость не допустить дальнейшего присутствия курдских террористических организаций на севере Сирии. С этим связана, в частности, продолжающаяся подготовка турецких войск к наступлению на стратегически важный пункт - город Манбидж, в котором орудуют "Силы народной само-обороны" (YPG), являющиеся боевым крылом курдской партии "Демократический союз" (PYD). Анкара считает обе организации структурами террористической Рабочей партии Курдистана (ПKK), виновной в гибели десятков тысяч человек на юго-востоке Турции.

На днях прозвучало важное заявление официального представителя президента Турции Ибрагима Калына о согласовании Москвой и Анкарой вопроса реализации "дорожной карты" по сирийскому Манбиджу в соответствии с ранее достигнутыми турецко-американскими договоренностями. Из этого следует, что Анкара, стремящаяся к предотвращению всех исходящих от курдских террористов угроз для национальной бе-зопасности и территориальной целостности Турции, заручилась принципиальной поддержкой со стороны России, рассматривающей курдские силы как инструмент реализации геополитических интересов Запада в регионе. С этим и связано фактическое признание Москвой обоснованности требований Анкары по поводу необходимости соблюдения Соединенными Штатами условий согласованной еще в июне прошлого года турецко-американской "дорожной карты" - плана действий по выводу курдских военных формирований из Манбиджа.

Официальная Анкара неоднократно выражала свое недовольство тем, что США продолжают оказывать военную помощь YPG и PYD, а также затягивают реализацию "дорожной карты". Противоречия между Анкарой и Вашингтоном по данному вопросу еще более обострились после объявленного президентом США Дональдом Трампом решения о выводе американских войск с территории Сирии. При этом Белый дом не скрывает, что вывод военного контингента не должен повредить интересам "курдских союзников" США. Поэтому Турция предупредила о скором начале военной операции к востоку от Евфрата, а также в Манбидже против сил PYD и YPG, если Соединенные Штаты не добьются от них добровольного ухода с этих территорий.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, выступая 5 февраля в парламенте страны, вновь призвал США следовать своим обещаниям по Сирии. В противном случае Турция, как заявил Эрдоган, "предпримет шаги по устранению угроз своей национальной безопасности". Времени американцам на реализацию "дорожной карты" по Манбиджу Эрдоган отвел всего две последующие недели, по прошествии которых Турция обещает приступить к новым антитеррористическим операциям на севере Сирии. "Нам не страшны американские санкции, и Турция, несмотря ни на что, создаст зону безопасности на севере Сирии", - подчеркнул Эрдоган.

О полной готовности Анкары начать новую военную операцию на севере Сирии предупредил и министр национальной обороны Турции Хулуси Акар. При этом он заявил, что "военная операция, которую Турция собирается провести на севере Сирии, не направлена против этнических курдов. Цель этой операции - уничтожение сирийского крыла ПKK - PYD/YPG и создание зоны безопасности".

Таким образом, Анкара решительно намерена установить буферную зону вдоль сирийско-турецкой границы к востоку от Евфрата. Этому не помешает и то, что за пределами Манбиджа, в районе населенного пункта Эль-Арима, курдские силы добровольно передали власть правительственным войскам Сирии, расcчитывая тем самым предотвратить наступление турецких войск. А тот факт, что Россия поддержала Турцию в вопросе выполнения турецко-американской "дорожной карты" по Манбиджу, делает несостоятельным подобный расчет курдских организаций. Поскольку Москва не строит никаких иллюзий относительно того, что курдские силы продолжают выступать в роли главной опоры американцев в Сирии и представляют угрозу для отстаиваемой Россией территориальной целостности арабской страны.

Вся эта ситуация является дополнительным подтверждением того, что практическую поддержку идеи нерушимости Сирии выражают прежде всего вдохновители и организаторы Астанинского переговорного процесса - Россия, Турция, а также Иран, выступающие в роли гарантов мирного урегулирования. Знаковыми в этом смысле являются заявления Эрдогана о поддержке Турцией территориальной целостности Сирии.

 

Эрдоган договорится с Асадом? Путин - "за"

Анкара хоть и осуждает внутреннюю политику президента Сирии Башара Асада и даже на предыдущих стадиях сирийского конфликта бе-зоговорочно требовала отставки лидера арабской страны, демонстрирует поддержку политического единства. С этим связана и поддержка Турцией процесса создания новой конституции и проведения свободных выборов в арабской республике, что подтвердили и итоги состоявшихся в начале февраля турецко-российских переговоров в Анкаре.

Согласно заявлению МИД РФ, в Анкаре "состоялся обмен мнениями по текущей ситуации в Сирии и мерам по продвижению политического процесса, включая задачу скорейшего запуска конституционного комитета в качестве важного этапа урегулирования сирийского кризиса". Вскоре после переговоров министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу анонсировал создание в ближайшее время конституционного комитета Сирии, в состав которого войдут представители сирийского гражданского общества, правительства и оппозиции.

Еще один пример согласованных действий Москвы и Анкары - договоренности по дальнейшему сотрудничеству в сирийской провинции Идлиб. По итогам состоявшегося в конце января визита делегации Министерства национальной обороны Турции в российскую столицу было заявлено о намерении сторон продолжить взаимодействие с целью обеспечения мира и стабильности в Идлибе. И что примечательно: Москва и Анкара согласились относительно необходимости ликвидации угроз для Турции, исходящих от курдских сил в Манбидже и к востоку от Евфрата. Кроме того, Россия и Турция подтвердили приверженность сотрудничеству в борьбе с любыми террористическими группировками в рамках признания территориальной целостности Сирии.

Все эти обстоятельства вновь указывают на то, что турецко-российское сотрудничество является одним из ключевых факторов долгосрочного сирийского урегулирования.

Между тем обращает на себя внимание одно важное обстоятельство. Анкара уже не выступает (по крайней мере столь же однозначно, как раньше) против продолжения президентства Башара Асада, фактически признав целесообразность участия правительственных сил Сирии в переговорном процессе. Более того, можно предположить, что Анкара окончательно откажется (если уже не отказалась) от требования ухода Асада с политической сцены. Немецкое издание Der Spiegel, напоминая о прежней дружбе Эрдогана и Асада, конец которой положила гражданская война в Сирии, полагает в этой связи, что "сейчас ситуация может измениться, поскольку набравшие силу на севере Сирии курды теряют поддержку США, выводящих войска из региона: теперь их судьба зависит от решений Москвы и Дамаска. Эрдоган может пойти на примирение с Асадом в обмен на одобрение военной операции турецкой армии против курдских сил". Таким образом, заключает издание, приоритеты Эрдогана в Сирии изменились: он больше не концентрируется на смещении Асада, а стремится не допустить появления в Cирии курдской автономии под началом YPG.

Очевидно, что подобный вариант развития событий устроил бы Россию, которая в лице Турции обрела важного союзника в вопросе сохранения территориальной целостности Сирии, а также пытается выжать максимум дивидендов из того, что Анкара, противодействуя "курдским союзникам" Вашингтона, объективно препятствует росту американского влияния в Сирии. Не случайно президент России Владимир Путин недавно напомнил о заключенном между Сирией и Турцией в 1998 году Аданском соглашении. Согласно документу Дамаск обязался предпринимать действия в отношении враждебных Турции сил, находящихся на сирийской территории. Подписанием Аданского соглашения Дамаск по сути согласился на сотрудничество с Анкарой в борьбе с ПKK, что привело к изгнанию лидера Абдуллаха Оджалана с территории Сирии и его последующему аресту.

Эксперты считают чрезвычайно значимым данное напоминание российского лидера. Так, бывший министр иностранных дел Турции Яшар Якыш полагает, что заявление Путина о сирийско-турецких отношениях, прозвучавшее после его январских переговоров с Эрдоганом, возможно, открыло новый горизонт для возобновления связей между Анкарой и Дамаском.

Борьба Анкары с курдскими террористическими организациями, а также растущее сотрудничество между Турцией и Россией на поле сирийской войны, таким образом, объективно содействуют скорейшему установлению мира в охваченной многолетней войной арабской стране. Однако, судя по препятствиям на пути к этому миру, чинимым известными глобальными силами, в планах которых отсутствует возрождение единого сирийского государства, еще не скоро воцарится мирная жизнь в многострадальной арабской стране.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

366


Актуально