Автор: Джангир ГУСЕЙНОВ
Администрация Трампа заявила, что не будет продлевать льготы, предоставленные в ноябре прошлого года некоторым покупателям иранской нефти. Вашингтон намерен продолжить свою политику ужесточения санкций против энергетической отрасли Ирана, чтобы "свести к нулю экспорт иранской нефти, лишив тегеранский режим основного источника доходов".
В США полагают, что глобальный рынок достаточно хорошо обеспечен предложением этого сырья и не сильно отреагирует на отсутствие иранской нефти. К тому же президент США выразил уверенность в том, что Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты при необходимости компенсируют дефицит нефти на рынке.
Но, учитывая продолжающиеся кризисы в Венесуэле и Ливии, являющихся крупными экспортерами нефти, есть опасения, что решение США сделает нефтяной рынок еще более нестабильным.
К тому же Саудовская Аравия отказывается брать на себя обязательства по увеличению добычи, заявляя, что будет координировать свои действия с другими производителями нефти для обеспечения сбалансированности рынка. Следующая встреча ОПЕК запланирована на июнь.
Отказ от соглашения
В 2015 году США, Франция, Россия, Великобритания, Германия и Китай подписали с Ираном "Совместный всеобъемлющий план действий" (СВПД), согласно которому Тегеран в обмен на постепенное смягчение и отмену экономических санкций обязывался существенно сократить свою ядерную программу, в том числе свернуть работы по обогащению урана.
Однако в мае прошлого года Вашингтон в одностороннем порядке вышел из соглашения и объявил о возобновлении санкций.
Разбив ввод санкций на два этапа (август и ноябрь), США предупредили страны, компании и частных лиц, сотрудничающих с Ираном, что они также будут наказаны.
Правда, запретив в ноябре покупать иранскую нефть, администрация Трампа для восьми стран, причем крупнейших импортеров, сделала исключение. Китаю, Индии, Турции, Японии, Южной Корее, а также Тайваню, Италии и Греции было разрешено это делать еще полгода, с возможностью пролонгации в мае.
Особая восьмерка
Возможно, такая поблажка связана с тем, что Дональд Трамп побоялся своими резкими действиями спровоцировать рост цен на нефть, что для самих же США нежелательно. Кроме того, семь из восьми этих стран - ключевые союзники Вашингтона в своих регионах. Ну а с Китаем сейчас ведутся тяжелые переговоры по пересмотру торговых отношений, поэтому, наверное, было принято решение не усложнять их войной энергетической.
В этой связи любопытно было бы узнать, как в этот список попала Италия, которая к тому времени уже не покупала нефть в Иране. Скорее всего этим жестом администрация Трампа хотела продемонстрировать свои теплые чувства к популистскому правительству этой страны, которое неоднократно называет себя "привилегированным партнером по переговорам" с США в Европе.
Немецкое агентство DW также предположило, что включение в список Италии и Греции является неким жестом доброй воли с расчетом на будущее, когда будет приниматься решение (в 2019 г.) о прокладке через эти страны газопровода в Европу от месторождений "Тамар" и "Левиафан" у израильских берегов, разработкой которых занимается американская компания.
К итальянцам в начале этого года присоединились Греция и Тайвань, также нашедшие альтернативу иранской нефти. И к маю в списке исключений осталось пять стран, чьи экономики сильно завязаны на иранских энергоресурсах.
Сокращение ВВП
Вынужденный отказ 23 стран от покупки нефти у Ирана привел к тому, что экспорт этой страны, достигавший 2,5 млн. баррелей в сутки в начале прошлого года и имевший тенденцию к росту, к 2019 году снизился до примерно 1 млн. баррелей.
Соответственно экономика страны, зависящая от экспорта энергоносителей (нефтяные доходы составляют до 40% бюджета), сильно сжалась по сравнению с досанкционным периодом. По данным МВФ, падение реального ВВП Ирана в прошлом году составило 1,5%, прогноз же на текущий год - сокращение от 3,6 до 6%. В то время как до санкций прогнозы были - ежегодный рост на уровне примерно 4%.
Стремительно сокращаются и валютные резервы страны. По оценкам МВФ, в январе 2017 года они были эквивалентны примерно $124 млрд. На конец же 2018 года они составляли уже $58 млрд., 47 из которых находились за пределами Ирана, в основном в Китае, Индии и России, и $11 млрд. - в Иране.
В 2018 году иранская валюта риал потеряла 70% своей стоимости и ее курс продолжает падать. Инфляция в стране непрерывно растет и, по прогнозам, составит в текущем году 40-50%.
Импорт не прекратится
Китай, крупнейший в мире импортер нефти, в прошлом году покупал в Иране в среднем 500-600 тыс. б/с, Индия - 500-550, Япония - 150, Турция - 120, а Южная Корея - 50 тыс. б/с.
Этим странам сложно отказаться от покупки иранской нефти не только потому, что импорт идет на привлекательных условиях - выгодный кредит, низкие расходы на перевозку, страхование и т.д., а также в связи с тем, что Иран для них региональный партнер по широкому спектру отношений - от экономических до политических.
Так что многие энергетические аналитики предполагают, что если не все, то большинство из них вряд ли полностью прекратят импорт иранской нефти.
Тегеран угрожает
Хотя Иран и заявляет в ответ на действия Вашингтона, что "будет экспортировать нефть столько, сколько намеревается", а именно не ниже миллиона баррелей в сутки, он все же понимает, что в случае еще большего сокращения нефтяных доходов ему придется сокращать и свои расходы, а также искать другие источники поступления в казну.
В частности, Центральный банк Ирана пообещал пересмотреть политику валютного регулирования для стимулирования ненефтяного экспорта. По данным за прошлый год, общая стоимость ненефтяного экспорта Ирана составила $44 млрд.
23 апреля, на следующий день после обнародования Вашингтоном новых требований к иранскому нефтяному экспорту, законодатели ИРИ приняли ряд законов, обязывающих правительство "жестко реагировать на враждебные действия Вашингтона".
А Корпус стражей исламской революции, сообщают иранские СМИ, вновь пригрозил заблокировать стратегически важный Ормузский пролив, через который проходит 20% всех мировых перевозок нефти, если США будут препятствовать прохождению по нему иранских нефтяных танкеров.
Обходные пути
После того как в ноябре прошлого года вступили в силу санкции США в отношении нефтяного сектора Ирана, экспорт нефти этой страны стал еще больше непрозрачным. По данным компаний, отслеживающих танкеры, Иран тайно продавал от 0,1 до 0,3 млрд. баррелей нефти в сутки, используя различные методы, позволяющие действовать в обход санкций.
Вот несколько примеров, позволяющих скрывать происхождение нефти и пункт назначения:
- фальсификация грузовых и судовых документов (коносаменты, сертификаты происхождения, счета-фактуры, упаковочные листы, страховки и списки последних портов захода), которые обычно сопровождают грузы;
- передача груза с одного судна на другое, находясь в море, а не в порту;
- отключение автоматической идентификационной системы (AIS). Это система предотвращения столкновений, которая передает идентификацию судна и выбирает навигационные и позиционные данные с помощью радиоволн высокой частоты. Хотя AIS не была специально разработана для слежения за судами, она часто используется для этой цели через наземные и спутниковые приемники;
- изменения названия судна для того, чтобы скрыть его предыдущие незаконные действия;
- использование флагов других стран.
TankerTrackers.com сообщает, что иранские танкеры с августа пытаются скрыть свою деятельность, отключив AIS. В феврале были выявлены два случая передачи иранского груза с одного судна на другое. В марте на сайте Госдепартамента появилась информация о том, что Панама лишила 59 судов, имеющих отношение к Ирану, права плавать под ее флагом.
Позиция Европы
ЕС выступил с заявлением, в котором высказал сожаление "о решении США, которое вновь подрывает выполнение СВПД по иранской ядерной программе", и подчеркнул, что продолжает быть верным СВПД "до тех пор, пока Иран выполняет свои обязательства".
В августе прошлого года Евросоюз включил Иран в список стран и регионов, которые могут получать финансовую поддержку Европейского инвестиционного банка под гарантии ЕС. Брюссель также побуждает европейские компании игнорировать санкционные угрозы США, обещая им получение компенсаций в случае финансовых потерь от санкций.
В январе этого года Германия, Франция и Великобритания сообщили, что объединили свои усилия для создания Инструмента поддержки торговых обменов (INSTEX), чтобы европейские компании могли вести бизнес с Ираном, используя бартерные методы, обходящие финансовую систему США. Канал INSTEX будет использоваться Европой для продажи Ирану только продуктов питания, медикаментов и медицинского оборудования с возможностью расширения в будущем, сообщила немецкая телекомпания NDR.
Однако пока все попытки европейских чиновников убедить бизнес сохранить сотрудничество с Ираном не увенчались успехом. Частные компании, особенно крупные, не хотят лишаться привлекательного американского рынка. Тем более что Вашингтон пригрозил принять меры против любой компании, использующей новый европейский финансовый механизм для вовлечения Ирана в сделки, которые нарушают санкции США.
Не тот метод
"Санкции - это не эликсир, благодаря которому волшебным образом достигаются желаемые результаты во внешней политике", - считает в прошлом замдиректора ЦРУ и замминистра финансов по финансовой разведке Дэвид Коэн.
Хотя бы потому, говорит он, "что санкции работают лучше всего, когда они усиливаются за счет взаимодополняющих действий международных партнеров, которые разделяют твою политику. Хотя доллар США и американская финансовая система доминируют в международной торговле и финансах, мы живем во взаимозависимом мире. Если другие страны стремятся обойти наши санкции, значит, есть способы сделать это".
И верно, хотя санкции и сказались отрицательно на экономике Ирана, но, учитывая расширяющееся сопротивление им со стороны Европейского союза и других крупных экономик, Тегеран, считают многие политики и экономисты, выдержит этот удар. Уже сейчас видно, что очевидная цель санкций - смена правящего режима Ирана - недостижима тем методом, который избрала администрация Трампа.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: