25 Ноября 2024

Понедельник, 18:35

ЧЕГО ДОБИЛСЯ "НАРОДНЫЙ ВОЖАК"?

Год назад к власти в Армении пришло правительство Никола Пашиняна

Автор:

01.05.2019

Год назад в Армении свершилась "бархатная революция", положившая конец правлению криминального "карабахского клана" и вознесшая на вершину власти "народного вожака" Никола Пашиняна. Последний без устали рисует перед согражданами картины прекрасного будущего охваченной перманентным кризисом страны, не указывая при этом реальных путей к приближению этого заветного момента "армянской революции". Для местной публики становится все более очевидным, что одним пафосом страна сыта не будет. Однако при этом никто в Армении не отваживается признать единственный путь спасения, который лежит исключительно через отказ от агрессии с Азербайджаном и налаживание сотрудничества с государством - лидером на Южном Кавказе.

 

Коррупция побеждена?

Пашинян и его окружение пришли во власть прежде всего под лозунгом справедливости, борьбы с коррупционерами и олигархами. Нынешнему главе армянского правительства действительно удалось вытеснить кадры прежнего криминального режима, привлечь к уголовной ответственности ряд его одиозных представителей, включая генерала Манвела Григоряна и даже экс-президента Роберта Кочаряна, обвиняемого в организации силового подавления массовых акций протеста     1 марта 2008 года. Однако стало ли в Армении за этот год больше справедливости - вопрос воистину риторический.

К примеру, столь широко анонсированная Пашиняном борьба с олигархией и монополизмом вызывает серьезные сомнения по части своей принципиальности и последовательности. Поскольку чуть ли не главный олигарх и монополист страны Гагик Царукян, совмещающий при этом пост лидера партии и парламентской фракции "Процветающая Армения", ходит у Пашиняна в политических союзниках. Словно бросая вызов осуждающему олигархию обществу, Царукян в издевательском, циничном тоне признал, что "основная революция сегодня - это революция обещаний", а сам он "как жил, так и живет". "Что бы ни поменялось - я был, есть и останусь, потому что мое поведение, мою работу, чистоту помыслов и преданность ничто изменить не может", - заявил на днях Царукян, будто иронизируя над провозглашенным в Армении "концом эры олигархов и монополистов".

Между тем о наличии в "бархатно-революционной" Армении и такого явления, как коррупция, свидетельствует арест главы Государственной контрольной службы Давида Санасаряна, кстати, одного из ближайших соратников Пашиняна. В одном из недавних выступлений в парламенте премьер-министр выразил недоумение по поводу того, что "некоторые революционеры переворошились, когда у них в руках оказалась власть". В случае с Санасаряном подобное "переворошение", похоже, достигло таких масштабов, что лидер "бархатной революции" сам вынужден был одобрить начало уголовного преследования. Неудивительно, что "дело Санасаряна" назвали веховым событием, открывшим новый этап в истории "бархатной революции" - этап, на котором она "пожирает собственных детей".

Кроме того, уголовное преследование Санасаряна вскрыло и вероятный раскол внутри самого лагеря "революционеров". Существует мнение о том, что возбуждением дела против главы службы госконтроля Пашинян потерял легитимность в глазах "соросовского" крыла "революции". Согласно армянским СМИ, "соросовцы" в армянском руководстве вошли к Пашиняну в кабинет и потребовали от него прекратить дело в отношении Санасаряна.

Между тем само подтверждение наличия "соросовцев" в команде Пашиняна указывает на очевидную внешнюю роль в свершении "бархатной революции" в Армении. Пашинян с момента прихода к власти отрицает иностранное влияние на триумф возглавляемого им движения "Мой шаг". Выступая недавно в Страсбурге на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы, Пашинян вновь заверил, что революция в Армении произошла без участия какой-либо силы извне. Но как при этом объяснить явное засилье в окружении армянского премьера агентов влияния Запада? Прежде всего, конечно, все тех же "соросовцев", но не только, если иметь в виду значительную активизацию в общественно-политической жизни страны и представителей ЛГБТ-сообществ.

Позиционируя себя приверженцем либеральной демократии и явно рассчитывая обрести еще большее благоволение со стороны западных центров, Пашинян изначально стал демонстрировать лояльное отношение к секс-меньшинствам. Однако дело, судя по всему, принимает неожиданные для премьер-министра обороты. Достаточно отметить скандал, вызванный выступлением в армянском парламенте трансгендера Лилит Мартиросян. Этот персонаж был выдворен за пределы Национального собрания, что вызвало резкое негодование у ЛГБТ-сообществ. Активисты последних во всеуслышание стали заявлять о своей ключевой роли в прошлогодней "бархатной революции" и приходе к власти Никола Пашиняна. Они дают понять, что пока еще рассматривают давление на секс-меньшинства как "спланированную акцию оппонентов Никола Пашиняна по его дискредитации". Однако, предупреждают ЛГБТ-активисты, если правительство "бархатного Пашиняна" продолжит оказывать на них давление, то те вполне могут совершить очередной переворот. Так что "либерасту до мозга костей" Пашиняну и его окружению есть отчего беспокоиться, нервно реагируя на подобные угрозы, особенно если учесть, что исходят они от сил, пользующихся абсолютной благосклонностью Запада.

 

Блеф и фига от "бархатной революции"

Вышеупомянутый фактор - благосклонность Запада - чрезвычайно значим для руководства "бархатной революции". Правда, за год своей деятельности оно частично отошло от оголтелой прозападной и, соответственно, антироссийской риторики. До прихода к власти Пашинян зарекомендовал себя противником союза с Россией и участия Армении в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). В частности, возглавляемый Пашиняном в парламенте предыдущего созыва блок "Ёлк" ("Выход") ставил вопрос о создании комиссии для подготовки заявления о выходе Армении из ЕАЭС и интеграции страны в евроатлантическое пространство. Встав же у руля "революционной" власти, Пашинян заговорил о "более эффективной интеграции в рамках Евразийского союза".

Однако, судя по тем проблемам, которые нынешние армянские власти имеют в отношениях с ведущими странами ЕАЭС - Россией, Казахстаном и Беларусью, для всех, и прежде всего для лидеров этих государств, очевидно, что Пашинян допускает "более эффективную интеграцию" с ними не столько из ее соответствия его личным убеждениям, сколько из-за учета им, премьер-министром Армении, геополитических реалий. Самый убедительный тому показатель - депутатский состав правящего блока "Мой шаг", в большинстве своем состоящий из представителей финансируемых Западом неправительственных организаций.

Примечательно в этом смысле мнение известного российского политолога, директора Института политических исследований Сергея Маркова: "В команде Пашиняна много прозападных людей, которые, соответственно, и живут за счет грантов Запада. И, естественно, их отличают любовь к Европе и США и критическое отношение к России. Если здраво посмотреть, геополитически союз с Россией Армении очень выгоден. Но команда Пашиняна Западом давно вскормлена, эти люди много лет работали, держа антироссийскую фигу в кармане, и она время от времени проявляется - то кто-нибудь скажет, что надо ограничить вещание российских телеканалов в Армении, то, что Россия не защищает Армению в карабахском конфликте, - в общем, найдут что угодно. Армения сейчас все время ищет повод уколоть Россию. Такая вот латентная русофобия".

Действительно, много шума в контексте царящей в Армении русофобии наделало заявление депутата от правящей фракции "Мой шаг" Наринэ Хачатрян (Тухикян). Ярая сторонница Пашиняна, регулярно выступающая с критикой дружбы Армении с Россией ("эта дружба является блефом", "нет такой дружбы, это выдуманная модель"), теперь подняла вопрос об ограничении трансляции на территории Армении российских телеканалов "Мир", ОРТ и "Россия 1". Но что еще примечательнее - с мнением Хачатрян согласился и другой соратник Пашиняна, председатель Национальной комиссии по телевидению и радио Тигран Акопян, поскольку, по его словам, трансляция российских телеканалов "создает определенную угрозу для информационной безопасности Армении".

 

Альтернатива бесперспективности

Между тем антироссийская истерия продолжает нарастать в Армении на фоне безудержного развития жизненно важных для страны проблем - тяжелого социально-экономического кризиса и усугубления материального положения большинства населения. И в этом смысле год "бархатно-революционного" правления ничего хорошего жителям Армении не преподнес, равно как и не способствовал улучшению экономических показателей страны. Низкие зарплаты и пенсии, рост безработицы, полнейший упадок промышленности и сельского хозяйства, увеличение государственного долга и, наконец, продолжающийся отток населения из страны, содействующий усугублению демографического кризиса, - все эти реалии армянской жизни не изменились. То бишь в контексте экономического положения все осталось так, как и было при криминальном режиме Сержа Саргсяна.

Пашинян, разумеется, отдает себе отчет в пагубности подобных реалий. И в стремлении хоть как-то взбодрить ожидающее от него экономического чуда население он периодически вбрасывает в информационное пространство сообщения о якобы грядущей западной помощи (что, собственно, также подтверждает евроатлантическую ориентацию нынешних армянских властей). Так, выступая недавно в парламенте страны, премьер заявил о представлении его правительством Евросоюзу "13 проектов, часть которых можно считать мегапроектом". Но далее самое интересное: "Наши международные партнеры говорят умные вещи. Они говорят: вы должны инвестировать средства, потому что трудно представить, что какая-то международная организация придет и профинансирует в стране одну программу на 100%. Например, программу по развитию инфраструктур или строительству водохранилищ".

Получается, что даже ЕС, при всей поддержке им пресловутой "бархатной революции", готов дать правительству Пашиняна не деньги, а от ворот поворот. Ибо из каких средств инвестировать армянским властям, чтобы не было так, что, скажем, тот же ЕС финансирует "в стране одну программу на 100%"? Пашинян ничего конкретно не смог разъяснить на сей счет. Как не смог он и рассеять опасения относительно увеличения госдолга в результате привлечения внешних финансовых средств заявлением подобного рода: "В случае активной борьбы против тени увеличение долга не представляет угрозы. Специалисты МВФ считают, что размер теневой экономики в Армении составляет до 50-60%. Если власти будут вести борьбу против тени, то ВВП Армении получит определенный рост и долг страны снизится с порога 60% ВВП".

Иными словами, народу остается лишь надеяться на активную борьбу Пашиняна против теневой экономики, но даже в случае ее успешного проведения долг страны снизится всего лишь "с порога" катастрофической отметки в 60% ВВП. То есть до какой обнадеживающей отметки может реально снизиться госдолг, Пашинян опять-таки не уточнил. Очевидно, не потому, что поскромничал, а потому, что ничего обнадеживающего в этой отметке, возможно, нет и быть не может. Ведь главная проблема Армении кроется в иной плоскости.

Речь идет о конфликте с Азербайджаном. Источником этого конфликта является оккупация Арменией пятой части международно признанной территории Азербайджанской Республики. На протяжении последнего года Баку и Еревану удалось частично снизить накал напряженности на линии соприкосновения войск. На политико-дипломатическом уровне очевидна выжидательная позиция Азербайджана, пока еще рассчитывающего на благоразумие нового армянского руководства, его способность принять неизбежность освобождения оккупированных азербайджанских территорий. Однако следует признать, что целый год после прихода к власти Пашинян потратил в основном на бессмысленные и бесполезные для дела долгосрочного урегулирования конфликта заявления. Он всячески дает понять свою неспособность проявить должную политическую волю и решиться на единственно спасительный для самой Армении отказ от политики агрессии против Азербайджана. Однако, обрекая на бесперспективность процесс мирного урегулирования карабахского конфликта, "бархатно-революционное" правительство Пашиняна обрекает на бесперспективность и будущее самой Армении. Поскольку оно, это будущее, зависит, прежде всего, от того, сумеет ли Армения наладить мир и сотрудничество с Азербайджаном, обещающие ей долгожданный выход из изоляции и вовлечение в региональные интеграционные проекты. Иного пути обрести достойное развитие у Армении нет.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

353


Актуально