Автор: Намик ГАСАНОВ
Арабо-израильский конфликт вновь напомнил о себе в первые дни мая. За несколько дней палестинцы выпустили по югу Израиля порядка 600 ракет и мин. Израильские военные ответили ударами почти по 300 целям в секторе Газа. По последним данным, с израильской стороны погибли четыре человека, с палестинской - 25. Обмен ударами прервал более чем месячное затишье, став самым масштабным и кровопролитным с лета 2014 года.
Законы конфронтации
Новое обострение многолетнего конфликта началось 2 мая. В ответ на запуск воздушных шаров с зажигательными и взрывчатыми веществами в направлении южных районов Израиля вооруженные силы еврейского государства атаковали ряд позиций палестинского движения ХАМАС в секторе Газа.
Радикалы из ХАМАС не остались "в долгу" и санкционировали массовый запуск неуправляемых ракет. За один день более 250 таких ракет вылетели из сектора Газа. Несмотря на применение различных систем противоракетной обороны, в том числе "Железного купола", некоторые из ракет разорвались в населенных пунктах юга Израиля. Ашкелон, Ашдод, Беер-Шева и другие крупные города юга страны вновь стали небезопасными. За несколько дней в них погибли 4 израильтянина, около 20 человек были ранены.
Помимо этого сотни палестинцев атаковали заградительную стену на границе сектора Газа, но получили отпор.
Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) ответила на обстрелы массированными авиаударами. Среди многочисленных целей, атакованных в Газе, - группа боевиков-ракетчиков, оружейные склады и мастерские, штабы и тренировочные лагеря, морские суда. ХАМАС предупредили, что следующим этапом военной операции станет физическое уничтожение главарей организации.
Жертвами израильских налетов стали 25 палестинцев. Хотя израильские военные и утверждают, что добрая половина убитых являлись боевиками ХАМАС и "Исламского джихада", достоверно уточнить это не представляется возможным в силу фактического слияния гражданского и военизированного населения Газы.
Побочным эффектом авиаударов ВВС Израиля стало разрушение 6-этажного здания в центре Газы, в котором находилось представительство турецкого агентства "Анадолу". Турецкий МИД выступил с грозным заявлением в адрес Тель-Авива, назвав атаки Израиля "преступлением против человечности". Израильские военные отрицают обвинения - их данные указывают на размещение в разрушенном здании офисов разведывательных служб, подконтрольных движению ХАМАС.
В свою очередь США поддержали Израиль. "У Израиля есть абсолютное право защищать себя, и США поддерживают Израиль - нашего важного союзника", - сказал вице-президент страны Майк Пенс.
Мнения других государств мира вновь разделились на 2 лагеря, а ООН призвала стороны прекратить насилие и начать переговоры.
Подчиняясь законам конфронтации, Израиль закрыл КПП на границе Египта и сектора Газа и объявил о частичной мобилизации резервистов. К границе с мятежным анклавом были переброшены дополнительные бронетанковые соединения.
И вот когда мир приготовился к возможной новой наземной операции ЦАХАЛ, неожиданно пришло сообщение о заключении перемирия между Израилем и террористическим анклавом при посредничестве Египта.
5-дневное обострение застаревшего конфликта унесло жизни нескольких десятков человек с обеих сторон и оставило после себя много вопросов.
Проблема "невозвращенцев"
Новое обострение стало продолжением акции "Великий марш возвращения", объявленной ХАМАС в марте прошлого года. Она стала попыткой палестинцев прорвать и разрушить границу между сектором Газа и Израилем.
Главной идеей акции было желание вновь приковать внимание мировой общественности к проблеме палестинских беженцев. Арабы считают, что все вынужденно перемещенные в результате арабо-израильских войн лица должны вернуться в свои дома.
По оценкам ООН, беженцы и их потомки составляют 1,3 миллиона из 2-миллионного населения сектора Газа. Всего же под статус беженцев подпадают около 5 миллионов человек, живущих в соседних странах.
В своем обращении к собравшимся у границы в начале движения "Возвращения" лидер ХАМАС Исмаил Хания сказал:
"Мы покинули свои дома, но не забыли о них. Для Палестины нет альтернативы и нет никакого другого решения, кроме возвращения территорий".
Израиль категорически против возвращения беженцев, поскольку считает, что это нарушит демографическую ситуацию в стране.
В течение года после каждого пятничного намаза тысячи палестинцев устремляются к заградительному забору между сектором Газа и Израилем. Но так как эту территорию Тель-Авив объявил "закрытой военной зоной", военные открывают огонь по палестинцам, когда те подходят близко к пограничным заграждениям. Арабы в ответ, как и десятки предыдущих лет, забрасывают военных камнями и "коктейлями Молотова".
Однако палестинцы придумали и новое средство борьбы: воздушные змеи и шары с "начинкой". Неуправляемые воздушные средства с зажигательной смесью пересекают границу, не попадая под лучи ПРО, и падают в близлежащих районах, вызывая сильные пожары.
По данным Еврейского национального фонда, за год подобных "обстрелов" поджигательные и взрывчатые устройства спровоцировали около полутора тысяч пожаров и уничтожили 50% лесных массивов, расположенных у границы с сектором Газа. Израиль пока не нашел эффективного способа бороться с этой "новинкой": запускаемые против "воздушных террористов" беспилотники лучше справляются с наступательными задачами, чем с оборонительными.
Экономические рычаги
Теневой стороной конфликта вокруг сектора Газа является финансирование боевиков. Не секрет, что арабские страны и международные исламские организации собирают по всему миру денежную помощь палестинцам. Порой суммы помощи довольно внушительные. Так, недавно эмир Катара Тамим бин Хамад Аль Тани распорядился выделить $480 миллионов палестинцам из сектора Газа и с Западного берега реки Иордан.
В случае с сектором Газа большая часть выделенных средств идет на военные приготовления ХАМАС. Бедственное положение собственного народа не особо волнует исламских реваншистов - главной их целью является противостояние Израилю.
Совсем недавно под эгидой ЕС состоялась очередная конференция по проблемам Газы. Спонсоры, доноры и посредники из Европы, арабских стран и международных организаций обсуждали, что еще они могут сделать для облегчения положения жителей сектора. Израиль, представленный на конференции в качестве наблюдателя, заявил, что не будет препятствовать этим усилиям, если они не будут вредить его безопасности.
Основная сложность: как сделать, чтобы помощь, которую готовы оказать международные спонсоры населению Газы, досталась именно ему, а не ХАМАС. С другой стороны, зависимость ХАМАС от зарубежных денег делает невозможным длительные наступательные действия, так как в этом случае Израиль мгновенно перекрывает все границы, и здесь даже "мышь не проскочит".
Этим и объясняется лояльность к переговорам с виду "непримиримых" радикалов.
"Евровидение" "в прицеле"
Другой "новинкой" последнего обострения арабо-израильского конфликта стала непосредственная угроза международному мероприятию.
Боевики "Исламского джихада" объявили о своей цели сорвать международный песенный конкурс "Евровидение", который пройдет 14-18 мая в Израиле. Такой вызов международной общественности случился впервые после Мюнхенской Олимпиады. Тогда палестинские террористы чуть не сорвали крупное спортивное мероприятие, захватив и расстреляв 11 израильских спортсменов.
Задумка боевиков понятна как никогда: любые провокации на шоу, транслирующемся по всему миру, вновь приковали бы внимание человечества к "замшелому" конфликту.
Европейский вещательный союз (EBU) отреагировал на заявления боевиков сообщением о том, что подготовлен особый план на случай возникновения чрезвычайной ситуации во время проведения "Евровидения" в Тель-Авиве. Однако насколько план окажется действенным в случае реального развития событий, осталось "за кадром".
На самом деле то, что проблема сектора Газа давно и упрямо продолжает существовать, - явление уникальное. Возможно, это обусловлено статусом, который придается конфликту в Палестине международной общественностью. На увеличение или уменьшение уровня арабо-израильского противостояния влияют различные факторы: конкретная историческая обстановка, разные национальные лидеры, общественное мнение и величина возможной экономической выгоды. Столкновение интересов в самом израильском обществе позволяет поддерживать конфликт на приемлемом для многих уровне.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: