25 Ноября 2024

Понедельник, 17:54

ИЗВЛЕЧЬ МАКСИМАЛЬНУЮ ВЫГОДУ

Между Россией и Китаем происходит ситуационное совпадение интересов

Автор:

15.06.2019

Состоявшийся в начале июня трехдневный визит в Россию большой китайской делегации во главе с Си Цзиньпином был приурочен к 70-летию установления дипломатических отношений между РФ и КНР и подогнан под сроки очередного Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). Путин и Си Цзиньпин обсудили множество важных вопросов, касающихся двусторонних и международных отношений, заслуженно оказавшись в центре внимания мировых экспертных кругов, которые гадают, что в действительности стоит за столь горячей дружбой Москвы и Пекина и насколько она замешана на противодействии США?

В России Си Цзиньпина действительно встречали по высшему разряду, как самого дорогого гостя. Помимо участия в форуме Путин устроил своему китайскому коллеге прогулку по Неве, экскурсии по Эрмитажу и Кремлю, торжественный прием в Грановитой палате, посещение Большого театра и Московского зоопарка (где главы государств любовались на переданных китайской стороной панд), выступление в Санкт-Петербургском университете.  «Россия для меня - самое посещаемое иностранное государство, а президент Путин - самый близкий друг и хороший коллега», - признался Си Цзиньпин, и нисколько не преувеличил - за последние шесть лет лидеры КНР и РФ встречались около 30 раз.  «Такой глубины и широты отношений, как с Китаем, нет ни с одной страной мира на сегодняшний день. И мы действительно в полной мере этого слова стратегические партнеры. Сотрудничество России и Китая на мировой арене, без всяких сомнений, является на сегодня важнейшим фактором стабильности в мировых делах», - в свою очередь отметил Путин.

Слово «стратегический» вокруг визита Си Цзиньпина в Россию звучало постоянно - в официальных речах, в СМИ, в экспертных анализах. В том числе оно фигурирует в подписанном двумя лидерами сов-местном заявлении об укреплении глобальной стратегической стабильности. Если коротко, в документе говорится о принципиальной позиции России и Китая о неприемлемости разрушения действующей системы соглашений в области контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения. Главы России и Китая решили выводить связи между двумя странами на «уровень отношений всеобъемлющего партнерства» и «стратегического взаимодействия в новую эпоху». «У наших стран совпадающие оценки ситуации вокруг Корейского полуострова. Россия и Китай работают в пользу мирного урегулирования кризиса в Сирии, выступают за стабилизацию обстановки в Венесуэле, сохраняют приверженность полному осуществлению совместного, всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе», - подчеркнул Владимир Путин.

Среди принципиально важных решений стоит отметить также заявление с обеих сторон о целесообразности состыковки двух стратегических концепций развития - китайского проекта «Один пояс, один путь» и российской идеи евразийского партнерства. Об этом же много говорили на проходившем с 4 по 8 июня ПМЭФ-19 в Санкт-Петербурге, который Москва позиционирует как важную площадку для привлечения инвестиций в Россию и принятия знаковых договоренностей в области мировой экономики. В этом году мероприятие собрало более 20 тыс. участников из 140 стран, но главным заметно был именно китайский гость.

Российская сторона с удовольствием перечисляет совместные российско-китайские проекты, отмечая, что общий объем соглашений, заключенных во время визита Си, составил $20 млрд. На территориях опережающего развития на Дальнем Востоке совместно с китайскими партнерами уже создано около 100 предприятий и 13 тыс. высокотехнологичных рабочих мест. Товарооборот между двумя странами составляет $108 млрд.  Ежегодно РФ посещают около 4 млн. китайских туристов. Особо подчеркиваются китайский автомобильный завод «Грейт Вол» по производству внедорожников в Тульской области, совместный агрохолдинг в Приморском крае и др. И, конечно, много времени было уделено современным технологиям.  Это искусственный интеллект, 5G, новые материалы, возобновляемые и портативные источники энергии и технологии ее передачи и хранения, геномные технологии для медицины, сельского хозяйства и промышленности, перевод системы государственного управления на основу цифровых технологий и многое другое, в чем Москва надеется на помощь Пекина, который вроде готов поделиться своими инновационными технологиями. Так, Российский фонд прямых инвестиций и Китайская инвестиционная корпорация сформировали фонд на $1 млрд. для поддержки исследований и технологических инноваций, а компания Huaweiзаключила с российской телекоммуникационной компанией МТС соглашение о развитии сети 5Gв России.

В обмен на такую помощь Россия поставляет в Китай очень нужные ему энергоресурсы - РФ лидирует по поставкам «черного золота» в Поднебесную: в прошлом году в КНР было отправлено 67 млн. тонн сырья.  В газовом секторе ожидается ввод в эксплуатацию газопровода «Сила Сибири», по которому «голубое топливо» должно пойти с декабря 2019 года (в мае 2014 года стороны подписали 30-летнее соглашение на $400 млрд. на закупку 38 млрд. кубометров газа в год). Сейчас Китай выразил готовность к дополнительным поставкам, и, по словам председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера, речь идет дополнительно о 6 млрд. кубометров газа в год. Также Пекин заинтересован в военной сфере и атомной энергетике России.

Между тем ряд наблюдателей считают, что в укреплении российско-китайских связей первопричиной является необходимость противостоять США.  И хотя помощник президента РФ Дмитрий Песков вовсю уверял, что неправильно говорить о совместной координации России и Китая в отношении США, «потому что и Китай, и Россия имеют свои собственные проблемы с США», эти доводы мало кого убедили. Действительно, Китай находится в состоянии торговых войн с Вашингтоном и особенно в последнее время теснит компанию Huawei. В то же время проблемные российско-американские вопросы - это столкновение интересов на постсоветском пространстве, на Ближнем Востоке и в Восточной Европе, энергетическая безопасность, разоруженческая тематика. Например, один из самых актуальных моментов сейчас - это ситуация вокруг российского трубопровода «Северный поток-2», который идет на Европу и встречает серьезную критику со стороны США. Любимый вид оружия американцев в отношении обеих стран на данный момент - санкции и высокие пошлины. Кстати, практически параллельно с визитом Си Цзиньпина в Россию проходил визит главы Белого дома Дональда Трампа в Великобританию, где он в том числе затрагивал тему торговой войны с Китаем, выговорив английским друзьям за их сотрудничество с Пекином по поводу 5G, и, конечно, также не раз говорили о международной безопасности на разных уровнях - в контексте и Китая, и России. Поэтому утверждать, что Путин и Си Цзиньпин во время своих прогулок по Кремлю никак не пытались договориться о совместных действиях против Вашингтона, конечно, несколько странно. Тем более в совместном заявлении двух лидеров, как уже было сказано выше, говорится именно «об укреплении глобальной стратегической стабильности», а куда уж тут без США?

Так что нет ничего удивительного в том, что визит главы КНР вызвал довольно бурную реакцию на Западе и что его сразу окрестили чуть ли не началом новой эры в отношениях России и Китая. Москва и Пекин не раз на официальном и не очень уровнях признавались американскими политиками в качестве главных угроз своей национальной безопасности. И смотреть на их многодневные переговоры «в духе глубокого доверия» - зрелище для Белого дома и Капитолия, конечно, нервирующее. Американцев беспокоит то, что в результате торговой войны Китай начнет более пристально присматриваться к российскому рынку или даже перемещать производственные мощности в Россию. Вашингтон прекрасно помнит все примеры взаимодействия РФ и КНР в ходе того же голосования в Совбезе ООН. Но больше всего американцев, похоже, беспокоит укрепление военно-промышленного комплекса России и Китая. Так, издание TheHillотмечает, что у Китая есть много ресурсов для укрепления армии и страна «продолжает демонстрировать значительные успехи в области искусственного интеллекта, машинного обучения и операций в космосе». В то же время в распоряжении России есть накопленная за многие годы огромная научная база, и почти все свои новые системы она уже испытала в боях в Сирии. При этом, беспокоится издание, «неясно, сможет ли Америка опередить Китай или Россию в области современных видов вооружений - если не считать технологии «стелс», в которых США нет равных».

Другое дело, насколько у России и Китая получается скоординироваться и насколько это в таком формате соответствует их возможностям и интересам? Во-первых, равноправной дружбе (и значит, настоящему стратегическому союзу) России и Китая препятствуют сухие цифры, гласящие, что главным торговым партнером России остается ЕС (товарооборот в 2018 году составил более $290 млрд.). Главные торговые партнеры Китая - ЕС, США, АСЕАН и Япония, на их долю приходится 41,2% всего внешнеторгового оборота страны. Оно и понятно - Китай представляет собой первую по объему экономику в мире и рынок России для китайских товаров очень мал, поэтому наибольший экономический интерес Поднебесная испытывает к Западу. С другой стороны, сами Европа и США - это очень емкие рынки сбыта, источники технологий и финансовых ресурсов. Поэтому далеко не случайно, что, находясь с визитом в России, Си Цзиньпин не стал делать акцент на атаке компании Huaweiсо стороны США - за него это сделал Путин. Вообще китайская делегация не спешила с особой критикой в адрес американцев, что говорит не столько об их восточной осторожности, сколько о том, что, по крайней мере пока, Пекин не склонен делать из происходящего трагедию и возводить в ранг технологической войны. Также не секрет, что  товарооборот России и Китая в основном формируется не за счет высоких технологий (несмотря на множество разговоров об этом), а благодаря нефти и газу. На самом деле китайские компании и коммерческие банки, опасаясь тех же санкций со стороны США, не особо горят инвестировать в Россию. Дмитрий Песков накануне визита Си Цзиньпина в Россию в интервью RTтак и заявил: «Нельзя сказать, что Китай инвестирует большие средства в российскую экономику».  Ну и, наконец, даже в сфере вооружений, которая на самом деле беспокоит американцев больше всего, Пекин и Москва уже могут считаться не партнерами, а скорее конкурентами. Китайское оружие сейчас продается и на Ближнем Востоке (той же Сирии), и в Африке, и, конечно, странам Азии. 

Помимо этого есть еще моменты идеологического и политического характера. Исторически и традиционно Россия всегда была развернута в сторону Европы, и вряд ли это изменится в ближайшее время. Простые россияне, может быть, по многим параметрам и причинам не любят европейцев и американцев, но от этого китайцы им автоматически не становятся ближе и понятнее. Это разные цивилизационные коды на протяжении веков, и определенным образом выпавшие геополитические карты в первой четверти XXIвека не могут вдруг поменяться. Более того, в российском обществе есть определенный градус неприятия Китая и китайцев, которые прочно ассоциируются с предостережениями о «ползучем завоевании Сибири», «загрязнении Байкала» и вообще порче экологии и т.д. Можно сказать, что нынешние тесные отношения между Россией и Китаем до определенной степени построены на личных отношениях Владимира Путина и Си Цзиньпина, что в долгосрочной перспективе не может служить прочной основой двусторонних отношений.  Как не может такой опорой служить и общая оппозиция по США.

Скорее, между Россией и Китаем происходит ситуационное совпадение интересов - в деле противостояния США в экономике и по отношению к доллару, по ситуациям вокруг КНДР, Сирии или Ирана. Кстати, в пользу этого вывода говорит тот факт, что Пекин никогда даже и не пытался поддерживать Москву по Украине, потому что это вообще не его сфера интересов. И вот из этой ситуационной дружбы такие опытные политики, как Путин и Си Цзиньпин, видимо, решили «вытянуть по-максимуму». Особенно, чтобы произвести впечатление на новичка в политике Дональда Трампа. 

Безусловно, мы наблюдаем переход к двуполярному миру, где первую скрипку уже не будут играть Соединенные Штаты - это однозначно. В экономике происходит мучительный переход к цифровой эпохе. Рушатся многие идеалы, привычные системы, годами работающие схемы. Но как бы российским СМИ, освещающим визит Си Цзиньпина, этого ни хотелось, дружба России и Китая в этом «глобальном концерте» никак не может играть определяющую роль. Это всего лишь эпизод общего - важный, яркий, могущий преподносить интересные сюрпризы, но не более того.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

296


Актуально