25 Ноября 2024

Понедельник, 17:51

КТО С КЕМ И ПРОТИВ КОГО?

Молдова охвачена невиданным за годы независимости политическим кризисом

Автор:

15.06.2019

В Молдове, одной из беднейших стран на постсоветском пространстве, разгорается самый крупный политический кризис с момента обретения независимости. Несмотря на то, что он вызван самыми различными факторами, включая и геополитический, сводящийся к метаниям Кишинева между Россией и Западом, эксперты, тем не менее, акцентируют внимание на антиолигархической направленности внутримолдавских «баталий». Значительная часть общества и политической элиты страны, судя по всему, всерьез намерена положить конец своеволию отдельных сил как одной из основных причин незавидного социально-экономического положения населения Молдовы.

 

«Государство, захваченное олигархами»

Нынешний кризис в Молдове берет свое начало с парламентских выборов, состоявшихся 24 февраля 2019 года. В 101-местный высший законодательный орган прошли преимущественно представители трех политических сил - правящей Демократической партии Молдовы (ДПМ), лидером которой является крупнейший олигарх страны Владимир Плахотнюк, Партии социалистов Республики Молдова (ПСРМ), фактически (но неофициально) возглавляемой президентом страны Игорем Додоном, и блока ACUMСейчас»).

Последние две политические силы, обладая большинством, необходимым для формирования правительства, вступили в переговоры о создании коалиции. Этот тактический союз изначально казался парадоксальным, если иметь в виду различие геополитических пристрастий пророссийской ПСРМ и прозападного блока ACUM, лидерами которого являются бывший советник исполнительного директора Всемирного банка в Вашингтоне, экс-министр образования Молдовы, руководитель партии «Действие и солидарность» Майя Санду и известный адвокат, глава партии «Платформа Достоинство и правда» Андрей Нэстасе. Однако на данном этапе их объединила цель «ликвидации режима Плахотнюка», политической базой которого выступает ДПМ - сила, ратующая за балансирование между Россией и Западом, но подозреваемая исключительно в обслуживании интересов одиозного олигарха. Примечательна реакция Майи Санду на различные предположения относительно возможности создания коалиции между ACUMи ДПМ: «Если бы Демократическая партия не состояла из мафиози, коалиция могла бы быть… Нам не о чем говорить с ворами, с людьми, которые захватили власть. Если бы не было Плахотнюка, мы бы вели переговоры».

Иными словами, прозападный блок согласился вступить в коалицию с пророссийской партией президента Додона, но не с полупрозападной-полупророссийской организацией крупнейшего бизнесмена страны, считающегося чуть ли не ее теневым правителем. Однако переговоры между ПСРМ и ACUMшли непросто и грозили не уложиться в отведенный им Конституцией трехмесячный срок, по завершении которого предусмотрен роспуск парламента, не способного сформировать правительство. К концу мая очертания нового кабинета на основе коалиции ПСРМ - ACUMвсе же приняли реальный характер. Не исключено, что этому способствовало и добро со стороны глобальных центров. Создание коалиции поддержали одновременно посетившие Кишинев вице-премьер России Дмитрий Козак, уполномоченный Госдепартамента США по Восточной Европе Брэдли Фрэден и еврокомиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Йоханнес Хан. Стало очевидным, что Плахотнюк получил «красную карточку» со стороны как России, так и Запада.

Судя по всему, и в Кремле, и в евроатлантических центрах пришли к мнению, что крупнейший молдавский олигарх является беспринципным политиком, действующим исключительно в собственных интересах, в соответствии с которыми и меняются его текущие геостратегические предпочтения. Москва дала понять, что не считает Плахотнюка серьезным партнером, а из Брюсселя и Вашингтона поступили сигналы о недоверии к периодически декларируемому со стороны ДПМ лозунгу сближения с Евросоюзом.

Однако сам Плахотнюк, как показывает ход событий, далек от мысли капитулировать перед своими противниками. В качестве козырного орудия он прибег к подконтрольному ему Конституционному суду, который 7 июня принял решение о роспуске парламента под предлогом неспособности депутатов сформировать правительство в 90-дневный срок (хотя 85-я статья Основного закона упоминает о трех календарных месяцах, а не о конкретном числе дней). Однако ПСРМ и ACUM 8 июня, то есть до завершения трехмесячного конституционного срока, объявили о создании коалиционного правительства во главе с Майей Санду (спикером парламента избрали социалиста Зинаиду Гречаную) и, соответственно, прекращении деятельности прежнего кабинета во главе с демпартийцем Павлом Филипом. В ответ Конституционный суд вынес решение о роспуске парламента, нелегитимности правительства Санду, лишении полномочий президента Додона (поскольку он отказался подчиниться воле высшей судебной инстанции) и передаче исполнения обязанностей президента Молдовы исполняющему обязанности премьер-министра Павлу Филипу. Последний же не замедлил назначить дату проведения досрочных парламентских выборов - 6 сентября 2019 года.

Наряду с мерами Конституционного суда Плахотнюк и Демпартия пустили в ход и такой инструмент давления, как уличные протесты. Сторонники ДПМ пикетировали здания администрации президента и ряда министерств. Они фактически блокировали их деятельность, выступая с требованием отставки президента и роспуска парламента. Законодатели, в свою очередь, выразили вотум недоверия Конституционному суду и приняли декларацию, провозгласившую Молдову «государством, захваченным олигархами». В документе, в частности, говорится: «Парламент Республики Молдова в качестве высшего законодательного органа страны с обеспокоенностью констатирует, что государственные институты, включая юридические учреждения, захвачены. Все граждане страдают от коррупции, от тотального контроля над правовыми институтами и судебными органами со стороны олигархических структур, а также попрания гражданских свобод».

Один из авторов парламентской декларации - сопредседатель блока ACUMАндрей Нэстасе, получивший в новом правительстве пост министра внутренних дел, обвинил Конституционный суд в принятии решений, прямо противоречащих законодательству Молдовы, и инициировал против него иск в Европейский суд по правам человека. А глава коалиционного кабинета Майя Санду, со своей стороны, заявила: «Парламент и правительство, которое я возглавляю, являются законно избранными органами власти и не могут быть распущены никем… Мы не будем подчиняться решениям, которые идут вразрез с законом и волеизъявлением граждан».

Что же касается президента Додона, то он аннулировал указ Филипа о роспуске парламента и назначении даты досрочных выборов и, главное, дал понять, что может также призвать своих сторонников выйти на улицы для противодействия ДПМ. И, похоже, это единственный силовой ресурс президента, поскольку ранее прозападные депутаты нынешнего и предыдущего созывов парламента сделали все возможное для лишения пророссийского главы государства соответствующих полномочий. Отдельные законы лишили Игоря Додона права издавать указы и отдавать распоряжения силовым ведомствам, включая Министерство обороны, и это при том, что Конституция обязывает президента защищать независимость государства и политическую стабильность в стране.

 

Между Западом и Востоком

Президент Молдовы Игорь Додон подтвердил, что новая парламентская коалиция ставит перед собой цель «освободить государственные институты от влияния» олигарха Владимира Плахотнюка и возглавляемой им Демократической партии. «Мы, граждане Молдовы с разными взглядами на внутреннюю и внешнюю политику, можем объединиться ради общей цели: освобождения Молдовы от криминального, диктаторского режима», - подчеркнул президент. Главное, он дал понять, что в ситуации, когда «Демпартия не собирается мирно передавать власть законному парламентскому большинству и законному правительству», у последних не остается «другого выхода, кроме как обратиться к международному сообществу с призывом стать посредниками в процессе мирной передачи власти и/или призвать народ Молдовы на беспрецедентную мобилизацию и выход на мирные протесты».

Предупреждение о возможных протестах, разумеется, не исключает дальнейшего обострения кризиса, даже с вероятностью кровопролития. Однако эксперты все же полагают, что до кровавого гражданского противостояния дело не дойдет, и в таком случае ключевую роль в урегулировании молдавского кризиса может сыграть внешний фактор.

Додон не случайно подчеркнул и то, что парламент и новое правительство были признаны «партнерами с Запада и Востока». Кроме того, он заявил о намерении своей партии добиться усиления внешнего давления на Конституционный суд. Ясно, что речь идет о давлении со стороны России, Евросоюза и США, признавших легитимность коалиции ПСРМ - ACUM. Немаловажен в этом смысле запрос генерального секретаря Совета Европы Турбьёрна Ягланда к Венецианской комиссии с настоятельным призывом срочно высказать свое мнение о последних решениях Конституционного суда Молдовы, в том числе об условиях роспуска парламента. Ожидается, что Венецианская комиссия вынесет свое решение по правовым аспектам ситуации в Молдове 21 июня.

Между тем соответствующей поддержки зарубежных центров добивается и признанное Конституционным судом в качестве легитимной власти правительство Павла Филипа. Особый расчет делается на возможность изменения позиции США и лично американского посла в Кишиневе Дерека Хогана, который был вызван в Вашингтон для консультаций и вернулся в Молдову на пятый день событий. Хоган провел обстоятельный разговор с президентом Молдовы, но накануне этой встречи весьма неожиданный шаг предприняло правительство Филипа. Оно «в срочном порядке» заявило о переводе штаб-квартиры посольства Молдовы в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим. Одновременно кабинет демпартийцев утвердил подписание соглашения о продаже земли для строительства американского посольства в Молдове. Судя по всему, Плахотнюк и его окружение всерьез рассчитывают, что подобные решения могут обратить в их сторону симпатии администрации президента США Дональда Трампа.

В то же время Майя Санду, назначенная парламентом премьер-министром Молдовы, расценила «израильское» решение Филипа как «оскорбление в адрес США», выразив надежду на то, что Соединенные Штаты «не оценят такого отношения и такого действия». Санду вновь потребовала от ДПМ «сдать власть, забрать людей, которые стоят перед государственными учреждениями, и уйти».

Однако согласятся ли сторонники олигарха Плахотнюка с такой постановкой вопроса? И будет ли вообще разрешен в ближайшее время политический кризис в стране, где одновременно действуют распущенный Конституционным судом парламент, отрицаемый новой коалицией Конституционный суд, два правительства, президент, исполняющий обязанности президента? В стране, которая продолжает пребывать на задворках социально-экономического развития на пространстве СНГ и, тем более, Европы?



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

315


Актуально