25 Ноября 2024

Понедельник, 16:53

ПОДКОВЕРНЫЕ ИГРЫ СТАРОГО СВЕТА

Выдвижение фон дер Ляйен на пост главы Еврокомиссии воспринимается как результат закулисной сделки Германии и Франции

Автор:

15.07.2019

Главы государств ЕС смогли прийти к компромиссу и выбрать руководителей европейских институтов лишь с третьей попытки и практически перед лицом паралича власти. Смена еврочиновников происходит по запланированному графику после майских выборов в Европарламент, в результатах которых властная элита сильнейших стран Евросоюза не увидела для себя особой угрозы. Поэтому с привычной непоколебимой уверенностью было решено не отходить от традиции, когда Франция и Германия делят важнейшие посты в ЕС. Так случилось и на этот раз, но процесс вышел уж слишком некрасивым и шероховатым. 

Для назначения главы Еврокомиссии кандидату нужно заручиться поддержкой лидеров 21 из 28 стран ЕС, представляющих 65% населения блока. Такое большинство чуть не оказалось непосильной задачей для разделенных на фракции, но не забывающих о своих национальных интересах и перегруженных личными амбициями и предпочтениями своих элит европейцев. Процесс определения кандидатур шел настолько тяжело, что глава Франции Эммануэль Макрон воскликнул: «Мы выставляем в дурном свете и Европейский совет, и Европу. Создается впечатление, что Европа ведет себя несерьезно».

Между тем именно французский президент был одним из главных зачинщиков выборной смуты. Изначально ожидалось, что Еврокомиссию возглавит кандидат от крупнейшей фракции Европейская народная партия (EPP, туда входит ХДС/ХСС Меркель) немец Манфред Вебер. Но по итогам выборов в Европарламент стало ясно, что консерваторы сдали часть позиций, поэтому EPPхоть фактически и выиграла выборы в Европарламент, но не до такой степени, чтобы Вебер был без проблем утвержден. Поэтому Макрон, чья партия находится в либеральном лагере и который всячески стремится отойти от роли младшего брата Германии, решил воспользоваться моментом и обосновал свои возражения тем, что Вебер недостаточно профессионально компетентен, а именно не имеет солидного международного и управленческого опыта. Меркель все это стоически выслушала и сделала вид, что пошла на уступки. На полях недавнего саммита G20 в Осаке была достигнута договоренность между тремя основными европейскими силами: консерваторами, социалистами и либералами о выдвижении другого кандидата - представителя социал-демократических сил, бывшего главы МИД Нидерландов Франса Тиммерманса, который также занимает пост первого заместителя главы Еврокомиссии. Однако на этом этапе уже воспротивились лидеры Ирландии, Хорватии, Латвии, Эстонии, Румынии (которым не понравилось, что с ними даже не посоветовались) и, главным образом, страны Вышеградской группы - Венгрия, Польша, Чехия и Словакия. Последние держат обиду на Тиммерманса за то, что он в качестве первого замглавы Еврокомиссии не раз критиковал их за отход от европейских ценностей, зажимание свободы слова и т.д. Также Венгрия, Польша, Чехия и Словакия недовольны миграционной политикой Брюсселя. И в этом с ними, кстати, солидарна Италия.

Технически протащить Тиммерманса на должность главы Еврокомиссии можно было, но проще от этого никому бы не стало. Так что пришлось искать новую кандидатуру, которой оказалась Урсула фон дер Ляйен - спорная фигура немецкой политики и очень верная соратница Ангелы Меркель, а заодно и председателя Бундестага Вольфганга Шойбле. Наследница крупного состояния, врач по профессии и мать семи детей решила податься в политику, когда ей было уже за 40, но, тем не менее, ее карьера, начавшаяся в парламенте Нижней Саксонии, оказалась весьма успешной. Уже скоро фон дер Ляйен возглавила министерство по делам семьи, женщин, молодежи и престарелых, затем министерство труда, а вскоре и министерство обороны, став первой женщиной на этом посту. Впрочем, работа с военными у фон дер Ляйен не заладилась. Многие, как, например, бывший министр обороны Руперт Шольц, довольно открыто обвиняют ее в том, что она чуть ли не развалила армию. В представленном в начале текущего года в парламент докладе о состоянии дел в армии также отмечается нехватка средств, изношенность техники и много других проблем, в том числе касающихся нарушения правил госзакупок. Оппозиция не раз призывала фон дер Ляйен уйти в отставку, но она осталась, хоть и значительно растеряла свой рейтинг, - если раньше ее называли одной из вероятных преемниц Меркель, то теперь министра нет даже в десятке самых популярных политиков.

«Фон дер Ляйен - наш самый слабый министр. Очевидно, этого достаточно, чтобы стать председателем Еврокомиссии», - разразился в своем твиттер-аккаунте бывший председатель Европарламента, социал-демократ Мартин Шульц. Хотя дело, конечно, не в самой фон дер Ляйен или ее слабостях, а в ситуации, когда ее выдвижение стало единственным выходом из сложной ситуации.

Итак, 60-летняя немка Урсула фон дер Ляйен придет на смену люксембуржцу Жан-Клоду Юнкеру. Внешнюю политику ЕС теперь вместо итальянки Федерики Могерини будет вершить 72-летний министр иностранных дел Испании, социалист Жозеп Боррель. Итальянца Марио Драги на посту председателя Европейского центрального банка сменит 63-летняя глава Международного валютного фонда француженка Кристин Лагард. Вместо поляка Дональда Туска во главе Европейского совета станет 43-летний бельгийский премьер Шарль Мишель. Напомним, что Европейский совет - подобие верхней палаты парламента, который определяет политику союза. Примечательно, что Мишель потерпел фиаско как на национальных выборах, так и на европейских, но теперь он станет самым молодым президентом Евросовета в истории. Таким образом, «слабая» фон дер Ляйен в списке новых руководителей ЕС далеко не одинока. Создается ощущение, что с кандидатами на большинство должностей разобрались из расчета - лишь бы не стало хуже.

Но ситуацию это не только не исправило, но даже сделало хуже. Пока еще действующий председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер в ходе совместной пресс-конференции с премьер-министром Финляндии Антти Ринне прямо заявил, что демократическую процедуру подменили «подковерными играми». Действительно, во многих европейских странах выдвижение фон дер Ляйен воспринимается как результат закулисной сделки Германии и Франции. Так, например, западные СМИ заметили, что якобы пошедшая на уступки Меркель от утверждения своей соратницы выиграла больше всех. Она одновременно «убрала» в ЕС непопулярного министра, заимела в Брюсселе на одной из самых важных должностей преданного себе человека и освободила место для Аннегрет Крамп-Карренбауэр, которая в декабре возглавила ХДС и которую прочат на место канцлера на выборах в 2021 году. Но и Макрон не проиграл, значительно улучшив свое положение тем, что Урсула фон дер Ляйен ему тоже вроде как обязана, да еще и на посту президента ЕЦБ теперь будет находиться его соотечественница Кристин Лагард, а во главе Евросовета - дружественный Шарль Мишель.

Про выгоду стран той же Вышеградской группы говорить не приходится - они понимают, что за разговорами о единой Европе и общих ценностях, например, Германия жестко продвигает свои интересы и утверждает выгодную ей политику на всем пространстве ЕС, особенно в сфере мигрантов или торговли. Тот же Тиммерманс остается в Еврокомиссии, а Мишель, поддержавший пакт ООН о миграции, теперь в Евросовете. Французские и немецкие СМИ, предлагая всем порадоваться назначению женщин на важные посты в ЕС, молчат о том, что политикам с востока Европы (равно как и с севера) важных должностей, как всегда, не досталось. Кроме того, помимо Мишеля, которому 43 года, все остальные еврочиновники опять люди в возрасте от 60 до 70 и выше, хотя на майских выборах молодежь была очень активна и явно претендовала на «омоложение» власти.

Ответить в такой ситуации, куда же и в каком структурном виде Европе двигаться дальше, довольно сложно. Согласия нет ни по одному вопросу, даже по таким, казалось бы, общеевропейским либеральным ценностям, как открытые границы или свобода передвижения товаров, людей и капиталов. По этим некогда превозносимым идеям больно ударил кризис с мигрантами. Та же глобализация уже не кажется столь привлекательной, а, наоборот, зачастую влечет за собой усиление неравенства, грубое нарушение прав человека, потерю рабочих мест, упадок целых отраслей промышленности в угоду крупным международным корпорациям и сильный вред для окружающей среды. И если страны Западной Европы все еще продолжают оставаться еврооптимистами, то в восточных странах становится все больше евроскептиков. Хотя возможно, что основные еврооптимисты в странах Западной Европы - это та самая властная элита, а не простые избиратели. Но в таком случае картина вырисовывается еще более удручающая. Верно подмечено, что евроскептиков и еврооптимистов сейчас больше всего сближает неприятие дальнейшего расширения ЕС. Но так происходит скорее потому, что Брюссель не знает, что ему делать с самим с собой, не говоря уже об ответственности за новых членов.

После выборов в Европарламент звучало много оптимистичных комментариев по поводу того, что хоть националисты и скептики и получили места, но о большом успехе для них говорить не приходится. Между тем и правоцентристские, и левоцентристские блоки уже не могут чувствовать себя столь уверенно, сдав позиции в пользу «зеленых», либералов и тех же крайне правых. Для традиционных тяжеловесов европейской политики это должно было стать тревожным звоночком, который они, судя по кандидатурам на высшие должности в руководстве ЕС, не желают пока слышать. Они продолжают идти по привычной проторенной дороге, не собираясь признавать, что это вполне может быть и дорога в никуда…



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

322


Актуально