25 Ноября 2024

Понедельник, 16:31

ДИЛЕММА ДЖОНСОНА

У нового премьер-министра Великобритании всего три месяца, чтобы решить судьбу единой Европы

Автор:

01.08.2019

В своей первой же речи в качестве премьер-министра Борис Джонсон пообещал, что будет добиваться совершенно новой сделки с ЕС, так как незначительные изменения не удовлетворят его. Но подчеркнул, что как бы ни сложились переговоры с Брюсселем, Великобритания выйдет из ЕС 31 октября.

Обозначив свою позицию по Brexitкак «сделай или умри. Будь что будет», он раскритиковал свою предшественницу Терезу Мэй за «нерешительность». «Настало время действовать, принимать решения и менять эту страну к лучшему», - заявил он. Джонсон выразил уверенность в том, что к 2050 году страна станет «величайшим местом на Земле».

 

Оптимисты и пессимисты

Вряд ли можно вспомнить в новейшей истории Великобритании второго такого премьер-министра, отношение к которому в стране и мире было бы настолько противоречивым.

Сторонники видят в нем фигуру, которая обеспечила победу кампании «Выход из ЕС» на референдуме 2016 года, и человека, который может гарантировать, что Великобритания покинет ЕС не позднее 31 октября.

Проевропейцы считают, что Джонсон добился победы в 2016 году благодаря преувеличению экономических выгод от выхода из ЕС, а также откровенно ложным заявлениям. Как писал бывший редактор «Дейли телеграф» Макс Хастингс: «Он непригоден для работы в национальном правительстве, потому что, похоже, у него нет других интересов, за исключением собственной славы».

В Европе настроения не лучше. Оптимисты надеются, что, заполучив наконец кресло премьер-министра, Джонсон не захочет его быстро лишиться, доведя ситуацию до выхода из ЕС без соглашения.

Пессимисты предсказывают «много бессмысленных встреч» с ним, точно таких же, как это было в 2015 году с министром финансов Греции Янисом Варуфакисом в разгар греческого долгового кризиса. И в итоге, считают они, все закончится Brexitбез соглашения. Как написала нидерландская газета DeTelegraaf, «Бориса Джонсона будут вежливо принимать в Брюсселе... Но сдаться и начать новые переговоры? Никаких шансов». Это дал понять новому британскому премьеру в телефонном разговоре с ним и президент Комиссии ЕС Жан-Клод Юнкер, который подчеркнул, что соглашение о выходе, заключенное с Терезой Мэй, было «лучшим и единственно возможным» для Brexit.

Стратегия же Бориса Джонсона в переговорах с лидерами ЕС такова - давая им понять, что серьезно настроен при любых обстоятельствах вывести Великобританию из Евросоюза к 31 октября, он надеется на то, что Брюссель смягчит свою позицию.

Расчет на то, что в условиях, когда экономика Европы замедляется, у лидеров стран ЕС могут сдать нервы от осознания неизбежности ухода Великобритании без соглашения. Сохранится ли их решимость поддержать Ирландию, когда они встанут перед необходимостью объяснять своим гражданам, почему они лишаются заработков?

Команда Джонсона уверена, что жесткая переговорная позиция Брюсселя, по крайней мере частично, была основана на предположении о почти нулевой вероятности выхода Великобритании без соглашения.

Джонсон прав в том, что у ЕС больше возможностей для маневра вокруг соглашения о Brexit, чем у Лондона, но он явно переоценивает гибкость ЕС. Возможно, Брюссель и пойдет на какие-то небольшие поправки в соглашении. Но в Брюсселе все еще уверены, что Brexitбез соглашения для Европы значительно предпочтительней «плохого» договора. Помимо того, что большие уступки Лондону создадут впечатление, что с помощью шантажа от Брюсселя можно добиваться своего, к резкому разрыву отношений с Великобританией, считают лидеры ЕС, Европа подготовлена гораздо лучше.

 

Проблемы ирландской границы

Многим сторонникам Brexitне нравится соглашение с ЕС в основном из-за положения о «бэкстопе» - условие, при котором Великобритания удерживается внутри таможенных соглашений ЕС до тех пор, пока не найдется решение, позволяющее избежать жесткой границы между Ирландской Республикой и Северной Ирландией.

Согласно договору Страстной пятницы, заключенному в 1998 году и положившему конец многолетнему кровавому конфликту, физической границы между двумя частями Ирландии не должно быть.

В настоящее время Великобритания (в состав которой входит Северная Ирландия) и Республика Ирландия являются частью единого рынка и Таможенного союза ЕС. Но в случае выхода Великобритании из ЕС без соглашения две части Ирландии окажутся в разных таможенных и регулятивных режимах. Чтобы избежать пограничных постов, которые могут угрожать мирному процессу, кабинет Терезы Мэй и Евросоюз договорились о процедуре «бэкстоп».

Согласно ему Северная Ирландия на неопределенное время останется частью Таможенного союза ЕС, что сохранит беспрепятственную границу на острове Ирландия. Но это фактически означает экономическое отторжение Северной Ирландии от Великобритании.

Борис Джонсон хочет перенести пограничные проблемы на следующую фазу переговоров, однако Брюссель настаивает на том, чтобы пункт о «бэкстопе» обязательно был в соглашении. Если Великобритания уйдет, не подписав соглашение, и затем захочет начать переговоры о свободной торговле с ЕС, Брюссель откажется их вести до тех пор, пока не будет решен вопрос о границе в Ирландии.

В принципе это, пожалуй, основной, если не единственный, камень преткновения в соглашении о Brexit.

 

Без соглашения

Если Великобритания и ЕС не смогут достичь соглашения о выходе, это может сократить валовой внутренний продукт Великобритании на 8% в первый же год, подсчитал Британский центральный банк.

В отсутствие 21-месячного переходного периода Великобритания тут же теряет беспошлинный доступ к крупнейшему в мире торговому блоку, на который приходится 48% экспорта ее товаров.

Первоначально торговля должна будет осуществляться на условиях, установленных Всемирной торговой организацией (ВТО). Налоги на импорт начнут применяться к большинству товаров, которые британские предприятия отправляют в ЕС. Цены на многие импортные товары в британских магазинах вырастут. Часть производителей перенесут свою деятельность в ЕС, чтобы избежать налогов и задержек с поставками компонентов через границу.

Сфера услуг - от финансов до юридических и медицинских, составляет 79% британской экономики и 45% британского экспорта. По оценкам Центра европейских реформ, выход из единого европейского рынка может сократить один только экспорт финансовых услуг Великобритании в ЕС на 59%.

Великобритания будет свободна устанавливать свой собственный контроль над иммиграцией граждан ЕС, и блок может сделать то же самое для британцев. Судьба эмигрантов - 1,3 млн. британцев в странах ЕС и 3,7 млн. европейцев в Великобритании - с точки зрения их права на жизнь и работу будет неясной.

Великобритания теряет преемственность торговых отношений со многими из 70 стран, которые заключили преференциальные торговые соглашения с ЕС. Торговля с ними составляет 11% от общего объема торговли Великобритании. Лондон уже начал отдельные переговоры с этими странами, но они могут затянуться на годы.

Великобритания может отказаться от выплаты ЕС своих финансовых обязательств на общую сумму в 33 млрд. фунтов стерлингов, но это вряд ли будет способствовать заключению нового экономического соглашения.

 

Пять ключевых дат

24 августа во Франции пройдет саммит G7, на котором, без всякого сомнения, Brexitстанет одной из центральных тем для обсуждения. К тому времени Борис Джонсон уже завершит турне по главным столицам Европы, и Эммануэль Макрон с Ангелой Меркель, скорее всего, придут на встречу с определенным планом совместных действий. Ожидается встреча тет-а-тет и с Дональдом Трампом.

3 сентября открывается новая сессия британского парламента. У депутатов остается не так много времени для того, чтобы принять важные для страны решения.

29 сентября пройдет съезд Консервативной партии, на которой, всего за месяц до «часа X», Борису Джонсону надо будет отчитываться перед своими однопартийцами о том, что он успел и не успел сделать.

17-18 октября лидеры стран ЕС соберутся на встречу, возможно, с одной лишь повесткой дня - Brexit. К тому времени вопрос этот будет уже решен. Есть всего три варианта - соглашение подписано и обсуждается общая стратегия переходного периода, не подписано и обсуждается, как жить дальше, или же Лондон просит еще об одной отсрочке, что увязывается пока лишь с внеочередными парламентскими выборами или новым референдумом в Великобритании.

31 октября - день Brexit. Дата выбрана не случайно, так как с ноября приступят к своим обязанностям новые руководители ЕС.

 

Новое в британской политике

В парламенте Великобритании нет большинства по выходу из ЕС без соглашения, и Джонсон, как ожидается, столкнется с согласованными усилиями депутатов от оппозиции и мятежников-консерваторов, включая нескольких бывших высокопоставленных министров из правительства Мэй, готовых заблокировать такой ход событий. В этой ситуации у Джонсона может не остаться иного выбора, кроме как назначить всеобщие парламентские выборы.

Но и тут не все так просто. Не исключено, что прошли те времена, когда за власть сражались лишь две партии - консерваторы и лейбористы. Хаос Brexitи внутрипартийные дрязги подорвали их репутацию. Рейтинги обеих партий стремительно падают, и на этом фоне стали стремительно расти симпатии к центристам - либеральным демократом (ПЛД).

Почувствовав, что у них появился шанс сыграть более серьезную роль в политике Великобритании, либеральные демократы совсем недавно (22 июля) избрали нового молодого и харизматичного лидера. Им стала 39-летняя Джо Суинсон.

Вполне вероятно, что ПЛД может претендовать на победу в выборах, если они состоятся сейчас.

Вступая в должность, Суинсон заявила, что наступило время для объединения усилий, чтобы «остановить Джонсона, Фараджа и Корбина», и призвала консерваторов и лейбористов, разочаровавшихся в своих лидерах, присоединиться к ее партии.

У Джонсона осталось не так много времени, чтобы доказать, что он что-то из себя представляет как политик и гражданин Великобритании.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

385


Актуально