25 Ноября 2024

Понедельник, 15:19

ПЕРЕЖИТОК ПРОШЛОГО?

Формат «Большой семерки» не успевает за мировыми проблемами и установками

Автор:

01.09.2019

Во французском курортном городе Биаррице 24-26 августа состоялся очередной саммит лидеров стран «Большой семерки», или «Группы семи». Помимо глав США, Великобритании, Италии, Франции, Германии, Канады и Японии, представителей Европейской комиссии в качестве гостей неофициального форума также присутствовали президенты ряда стран Африки, премьер Индии и даже представители Ирана. Решения этого международного клуба не имеют обязательной силы, но, тем не менее, всегда были одним из самых ожидаемых событий ежегодных глобальных политических событий. Руководители наиболее промышленно развитых демократий собирались в неформальной обстановке, чтобы обсудить насущные мировые проблемы и четко обозначить свое отношение к ним. Встречи всегда отличала особая дружеская доверительная атмосфера, за которую G7 часто называли «клубом избранных». Однако в последнее время все идет не так - пожалуй, «Группа семи» впервые так расколота с момента своего основания в 1977 году. 

Разногласия касаются торговли, проблем с экологией, актуальных политических вопросов и др. Кроме того, лидеры государств порой не слишком хорошо понимают и принимают друг друга. Возможно, в текущем году свой отпечаток наложили внутриполитические события в каждой из стран. Так, премьер-министр Великобритании Борис Джонсон в компании «семерки» оказался абсолютным новичком (к тому же настолько загруженным «брекситом», что вряд ли его всерьез интересовало что-то другое), премьер Италии Джузеппе Конте приехал на пике политического кризиса в стране, канцлер Германии Ангела Меркель, которая собирается уходить в 2021 году, кажется не столь напористой и «центральнообразующей», у президента Франции Эммануэля Макрона довольно низкие рейтинги популярности внутри собственной страны. Однако главным возмутителем традиционной атмосферы, как обычно, оказался президент США Дональд Трамп. Все началось с того, что глава Белого дома изначально не особо хотел на саммит ехать, оправдываясь тем, что дома у него есть дела и поважнее. Но на самом деле, и многие западные СМИ писали об этом открыто, все дело в том, что американский лидер не видит особого смысла в подобных встречах (где ему задают много вопросов, на которые он не имеет особого желания отвечать). Так, во время предыдущего саммита в Квебеке Трамп уехал еще до его завершения, обвинив канадского премьера Джастина Трюдо в стремлении «ограбить» американских фермеров и буквально в самолете через Twitter отказавшись от своей подписи под заключительным документом. 

Помня об этом, хозяин саммита-2019 Эммануэль Макрон провел серьезную подготовительную работу (например, внеплановый досаммитный обед с Трампом) и предусмотрительно решил в этом году вообще отказаться от итогового коммюнике. Глава Белого дома такой жест оценил и в своем любимом Twitter отметил, что это была «лучшая встреча» между ним и Макроном. Правда, при этом имя французского коллеги написал с ошибкой и также по ошибке дал ссылку на аккаунт, пародирующий официальный сайт Макрона. Наверное, в этот момент французский лидер еще раз осознал, что пытаться предугадать и предупредить возможные реакции, заявления и поведение нынешнего президента США довольно затруднительно. Макрон, конечно, не мог предвидеть, что Трамп практически всех перессорит своим неожиданным и настойчивым предложением вернуть в клуб Россию. Москва состояла в группе с 1998 по 2014 год, но в июне 2014 года, после всем известных событий в Украине, участники «семерки» приняли решение не ехать на очередной саммит G8 в Сочи, а собрались без России в Брюсселе уже как G7. Однако нынешний американский лидер выразил мнение, что возвращение России было бы полезно для обсуждения таких вопросов, как Сирия и Иран, и даже не преминул уколоть экс-президента Барака Обаму, отметив, что он исключил Россию потому, что был расстроен тем, как его обошел российский коллега Владимир Путин. Как и ожидалось, идея Трампа понимания у «друзей» по клубу, мягко говоря, не встретила. Reuters со ссылкой на анонимного чиновника отмечало, что после этого «беседа стала слегка напряженной». Трампа поддержал только покидающий свой пост итальянский премьер-министр Джузеппе Конте. Однако Трамп не сдавался и решил, что российского президента надо пригласить на следующий саммит в качестве гостя. Кремль в ответ проявил сдержанность, заявив, что Россия не возражает против какой бы то ни было формы сотрудничества, но также и намекнул, что особо не стремится сделать «семерку» вновь «восьмеркой». Кстати, следует отметить, что предусмотрительный Макрон успел пообщаться с Путиным буквально за несколько дней до саммита - он принимал его 19 августа в официальной летней резиденции французских президентов - форте Брегансон, где прозвучало много интересных заявлений. В частности, французский лидер отметил, что считает Россию частью Европы (в доказательство чего процитировал отрывок из романа Достоевского) и что необходимо перестраивать существующие отношения между Москвой и Брюсселем. Ведущие французские СМИ расценили встречу в Брегансоне как то, что Париж предлагает Москве помощь в восстановлении полноценных отношений с Европой. В Биаррице Германия и Франция выступили, кроме того, с инициативой новой встречи в верхах, посвященной конфликту в Украине, куда также будет приглашена и Россия. Это объясняется необходимостью поиска каких-то новых форматов взамен застопорившегося нормандского.

Между тем кульминацией модераторской деятельности Макрона на полях G7 стала попытка выступить посредником в ирано-американских переговорах, и пока, даже после всех официальных заявлений, не очень понятно, насколько его замысел оказался удачным. На второй день саммита американскую делегацию, как утверждается, ждал сюрприз - неожиданное появление министра иностранных дел Ирана Мохаммада Джавада Зарифа. Взаимоотношения между Ираном и США резко ухудшились после выхода в прошлом году Вашингтона из договора 2015 года об иранской ядерной программе. В ответ Иран активизировал свою ядерную программу и пока что ситуация продолжает скатываться к конфронтации. В Биаррице также диалога не состоялось - Зариф не общался с американцами, а только с Макроном и представителями делегаций Германии и Великобритании. Президент США отметил, что отказался от переговоров, поскольку для этого еще не пришло время, но не исключил, что при «надлежащих обстоятельствах» может состояться его встреча с президентом Ирана. Президент Франции Эммануэль Макрон подтвердил, что Хасан Рухани готов к разговору с Трампом, хотя позже сам Рухани заявил, что без снятия американских санкций с Исламской Республики никакая встреча не будет иметь смысла, а ее главным итогом просто станет протокольная фотография. Будет ли готова администрация Трампа сменить свою тактику максимального давления на Иран, непонятно (похоже, даже самим американцам), но, по крайней мере, в самое ближайшее время у Трампа и Рухани будет шанс личной встречи на полях Генассамблеи ООН, которая стартует уже менее чем через месяц. 

Где у Макрона совершенно не получилось стать посредником, так это в вопросах, касающихся изменений климата: речь идет о перепалке между ним и президентом Бразилии Жаиром Болсонару. Огонь, бушующий в лесах Амазонии, всерьез обеспокоил Париж. Так что Макрон сначала раскритиковал бразильские власти за недостаточное рвение в тушении пожаров, а потом предложил созвать экстренную встречу по этой проблеме и оказать помощь. Надо отметить, что $22 млн. для перечисления Бразилии и соседним странам на тушение пожаров называются чуть ли не единственным согласованным решением лидеров саммита, хотя и тут не все было гладко. Дело в том, что Болсонару такой вариант помощи не понравился. Он заявил, что Макрон не уважает Бразилию: «Он хочет «спасать» Амазонию, как будто мы колония или как будто это ничья земля. В конце концов, уважение к суверенитету - это минимум, который ожидается в цивилизованном мире». Далее Жаира Болсонару, который знаменит своими экстравагантными высказываниями, обвинили в крайней грубости после того, как многие пришли к выводу, что он посмеялся над внешним видом жены президента Франции. Сам Макрон назвал эти комментарии чрезвычайно грубыми и огорчительными: «Он произнес очень неуважительные слова в адрес моей жены. Я с большим уважением отношусь к народу Бразилии и надеюсь, что у этой страны вскоре будет президент, готовый исполнять свои обязанности». Пресс-служба президента Бразилии отказалась комментировать этот инцидент.

Что примечательно, Трамп, который ранее вывел США из Парижского соглашения по климату, во время обсуждения проблем окружающей среды просто отсутствовал, чем ясно дал понять, что считает все происходящие разговоры и принимаемые меры несерьезными. Когда на заключительной конференции ему все же был задан вопрос, что он думает делать для решения климатических проблем, Трамп принял расхваливать рост американской нефтегазовой промышленности. Главу Белого дома больше интересуют экономические вопросы и вопросы торговли - процентные ставки, размеры пошлин, торговые войны (особенно с Китаем). По словам наблюдателей, американская делегация в Биаррице даже упрекала организаторов встречи в том, что они намеренно решили избегать острых проблем мировой экономики, и такие вопросы в итоге поднимались только по настоянию США. Торговая война Трампа и Си Цзиньпина действительно не входила в официальную повестку саммита, хотя может иметь, и уже имеет, действительно глобальные последствия. Но, с другой стороны, климатические проблемы вполне могут в ближайшее время превратиться в основную мировую заботу. Генсек ООН Антониу Гутерреш на саммите G7 объявил «чрезвычайную климатическую ситуацию» на планете. И причины для этого вполне очевидные, многими прочувствованные, что называется, «на собственной шкуре». 2015-2019 годы, скорее всего, станут самыми жаркими годами за всю историю метеонаблюдений. Уровень концентрации углекислого газа в атмосфере достиг высочайшей отметки за всю историю человечества, стремительно тают ледники Гренландии, а в Сибири, на Аляске и в Амазонии горят леса, что приводит к еще большим выбросам углекислого газа в атмосферу.

Поэтому из всей повестки прошедшего в Биаррице саммита G7, а также из диалога членов клуба друг с другом и с внешним миром, наверное, следует только одно - подобный формат уже не успевает за мировыми проблемами и установками. Сейчас президенты стран в своих соцаккаунтах высказываются быстрее, чем их помощники могут за этим уследить. Самые главные принципы ведения переговоров, заключения договоров и союзов, ведения войн и прочего пересматриваются (и порой не совсем профессионалами), подвергаются сомнениям даже такие, казалось бы, незыблемые столпы западного мира, как либерализм. Поэтому клуб, где семеро вежливых джентльменов (и иногда леди) неспешно обсуждают политику и экономику за изысканными блюдами от мишленовских поваров, уже кажется пережитком прошлого. Мир все стремительнее идет к многополярности. И, наверное, неудивительно, что в последние годы значительно возросла роль другого, более широкого формата - «Большой двадцатки». В ее составе Китай - вторая, а по многим позициям уже и первая экономика мира, а также такие крупные экономики, как Индия, Южная Корея, Индонезия и др. Россия, без которой, действительно, сложно решать многие вопросы мировой политики, Турция и Саудовская Аравия, являющиеся важнейшими государствами Ближнего Востока, страны Латинской Америки и ЮАР. Словом, сказать что-то связное о мире, выглядывая из маленького окошка в Биаррице, откровенно не получилось. 



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

380


Актуально