Автор: Кянан РОВШАНОГЛУ
Ирак снова трясет. В крупных городах страны, включая курдскую администрацию на севере, прошли массовые акции протеста. Начавшиеся 1 октября в Багдаде и очень скоро перекинувшиеся в Басру, Насирию, Амару, Самаву, Хиллу, Киркук, Тикрит и Диялу, протесты привели к гибели более 100 и ранениям более 6 тыс. человек.
Генерал, который вывел иракцев из себя
Все началось в конце сентября, когда премьер-министр Ирака Адиль Абдул-Махди уволил командующего контртеррористическими войсками генерала Абдул-Вахаба ас-Саади, назначив его на другую работу в министерстве обороны страны. Вместе с ас-Саади были уволены и ряд командиров той же армейской службы.
Хотя никакого официального заявления по поводу решения премьер-министра не последовало, увольнение генерала и его отказ подчиниться приказу привели к началу протестного движения. Правда, позже ас-Саади сумел-таки договориться с правительством и согласился перейти на новый пост. Но было уже поздно...
Увольнение ас-Саади стало главной причиной протестов в Ираке. Дело в том, что пять лет назад пресловутый генерал стал одним из главных героев в борьбе с ИГИЛ. Благодаря успеху ряда крупных контртеррористических операций под его руководством, включая вывод ИГИЛ из Мосула в 2017 году, авторитет иракских спецназовцев резко вырос.
Контртеррористические силы Ирака были сформированы армией США и обучены американскими инструкторами. Командиры высшего звена этого рода войск, включая генерала ас-Саади, имеют тесные связи с армией США. После 2003 года США сыграли значительную роль в создании иракской армии. Этим и объясняются тесные связи многих иракских командиров с американскими военными. В июле этого года была опубликована аудиозапись предполагаемого разговора между одним из иракских командиров, служащих в провинции Анбар, и офицером американской разведки, где первый сообщает агенту ЦРУ о местонахождении сил «Хашд-Шаби».
Примечательно, что чистка иракской армии от командиров, известных своей близостью к США, началась после публикации вышеуказанного компромата. А увольнение генерала ас-Саади стало последней каплей, переполнившей чашу терпения. Но если проанализировать предысторию инцидента, становится ясно, что стороны были готовы к такому исходу событий. Например, в конце августа Гейс аль-Хазали, лидер группировки «Асаиб аль-Хак», входящей в состав «Хашд-Шаби», в интервью иракскому телеканалу «Аль-Иракия» заявил, что из-за сопротивления иракского правительства политике США в октябре текущего года начнутся антиправительственные протесты сначала в социальных сетях, а затем на улицах.
Конечно, это не было пророчеством, и представители власти знали, что Ирак станет следующим фронтом американо-иранского конфликта. Тому косвенным свидетельством являются распространение несколько месяцев назад информации на интернет-странице посольства США в Ираке о богатствах религиозного лидера Ирана и последовавший за этим пуск ракет в сторону того же ведомства в мае, то бишь в самый разгар напряжения в Персидском заливе.
Будучи воротами Ирана в арабский мир, Ирак с первых лет вторжения США и их союзников в страну был и остается ареной соперничества между Ираном и США. Исторические связи между двумя странами, шиитское большинство иракского населения и то, что Иран стал убежищем для ряда курдских и шиитских политических движений во время правления Саддама Хусейна, сыграли особую роль в укреплении влияния Тегерана в этой стране. И, наконец, в 2014 году, когда ИГИЛ захватило треть территории Ирака, Тегеран раньше Вашингтона отправил оружие и инструкторов в Ирак. А после сформирования иракской добровольной армии «Хашд-Шаби» эти связи еще более укрепились.
Именно поэтому столкновение США и Ирана в Ираке было ожидаемо. В 2018 году, когда США вышли из соглашения между Ираном и «шестеркой» стран (пять постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германия), одним из двух основных условий, поставленных перед Тегераном, было требование прекратить поддержку вооруженных группировок на Ближнем Востоке. Иран - крупнейший союзник Ирака на Ближнем Востоке после Ливана. Географически Ирак также является воротами Ирана на восток, сухопутной артерией, соединяющей его с Сирией, Ливаном и Палестиной, а также местом, куда ежегодно стекаются миллионы иранцев в надежде посетить святыни с мощами шести из двенадцати шиитских имамов.
Американская конституция Ирака
Действующая конституция Ирака была разработана в 2005 году, через два года после вторжения США в страну. С тех пор, в соответствии с основным законом страны, на должность президента федерального государства Ирак избирается представитель курдской общины страны, председателем парламента становится суннит, а премьер-министром - шиит. Это похоже на систему разделения власти, установленную Францией в Ливане в 1943 году. Так, ливанским президентом может быть избран христианин-маронит, премьер-министром становится суннит, председателем парламента - соответственно шиит.
Несмотря на то, что большую часть населения страны составляют шииты и шиитские партии получили большинство голосов во время парламентских выборов, формирование иракского правительства тянется уже несколько месяцев. Этому способствовал союз Муктады ас-Садра, получившего наибольшее количество голосов в 328-местном иракском парламенте, с иракскими коммунистами: всего 54 депутатских мандата. Нелегко установить нормальную политическую систему в стране, которая на протяжении долгих лет жила при диктаторском режиме, позднее уступившем место хаосу и войне. Демократия требует времени. Из-за того, что в Ираке все очень запутано и пересекаются интересы многих стран (Ирак входит в первую пятерку стран по объемам нефтегазовых ресурсов), тут очень трудно построить стабильную демократию. Если ко всему этому добавить этнический сепаратизм (курдская автономия на севере), религиозные распри и все еще очень прочные племенные отношения, то картина становится более пестрой.
Чего хотят иракцы?
По сути, народ Ирака стал жертвой столкновения интересов великих держав. При населении около 40 млн. человек Ирак - четвертая крупнейшая нефтегазовая страна в мире: 150 млрд. баррелей нефти и 3,744 трлн. кубометров природного газа. Кроме того, Ирак третья после Кувейта и Саудовской Аравии страна с наименьшими затратами на добычу нефти. В настоящее время Ирак занимает четвертое место в мире по объемам продажи нефти - 5 млн. баррелей в день. Однако социально-экономическая ситуация в стране оставляет желать лучшего, несмотря на площади плодородных земель, миллионы иностранных паломников, ежегодно посещающих Кербелу, и продажу нефти.
В течение последних пяти лет Ирак потратил значительную часть своих доходов на войну с ИГИЛ. Однако, согласно официальным документам, большая часть поступающих в страну доходов фактически «крадется» из казны. В стране высокий уровень безработицы и бедности, а государство не в состоянии восстановить разрушенные во время войны населенные пункты.
Помимо этого, в стране ощущаются трудности с поставками питьевой воды и электричества. Так, в связи с этим прошлым летом улицы Басры на юге страны были охвачены многолюдными протестами. И ничего странного в том, что нынешние лозунги протестующих совпадают с прошлогодними. Народ выступает против безработицы, бедности, неэффективности государственных служб и коррупции. В числе объектов этих протестов значится и Иран. Протестанты сжигают иранский флаг, срывают изображения религиозного лидера и требуют ухода Ирана из Ирака.
Интересно, что протесты не основаны на религиозной неприязни. Первые митинги начались в шиитских районах страны, а шиитский лидер и глава парламентского большинства Ирака Муктада ас-Садр призвал правительство уйти в отставку. Он также предложил провести досрочные выборы в стране под эгидой ООН.
Один из влиятельнейших священнослужителей Ирака аятолла Али Систани потребовал от правительства прислушаться к голосам протестующих. В частности, он призвал чиновников наладить работу социальных служб, создать новые рабочие места, бороться с коррупцией и наказать виновных. Но интересно, что недавно в Наджафе иракские силы безопасности обезвредили группу лиц, планирующих покушение на аятоллу Систани. Понятно, что в Ираке есть люди, которые хотят еще более усугубить ситуацию.
Пакет соцобеспечения от государства
Для удовлетворения социальных требований протестующих Кабинет министров Ирака принял решение из 17 пунктов. Среди предложенных правительством мер можно выделить следующие: обеспечение жилплощадью 100 тыс. бедных граждан, предоставление в течение трех месяцев ежемесячной материальной помощи в размере 175 тыс. иракских динаров (около $150) для 150 тыс. безработных, выделение 60 млрд. иракских динаров на строительство в торговых районах Багдада торговых центров на 45 тыс. рабочих мест, проведение трехмесячных курсов профессиональной подготовки для 150 тыс. молодых людей с возможностью обеспечения успешных выпускников работой. Со своей стороны министерство обороны Ирака обязалось предоставить гражданам 18-25 лет возможность пройти добровольную военную службу. Кроме того, погибшие во время протестов гражданские лица и представители власти получат статус шехидов с предоставлением их семьям права пользования соответствующими привилегиями. Правительство также возьмет на себя все расходы по лечению раненых протестантов и обещает внести изменения в состав кабинета министров, бороться с коррупцией.
В заключение
В разгар протестов в Ираке премьер-министр страны Адиль Абдул-Махди заявил, что иракцы должны сделать выбор между государственным и негосударственным (анархическим) общественным строем. По сути, он прав, ибо продолжение протестов не сулит Ираку ничего хорошего, кроме хаоса и войны, что будет непосильной ношей для вновь образованного иракского государства.
Отметим, что за последнее тысячелетие после правления Аббасидов Ирак оставался провинцией. Лишь в 1921 году британцы объединили три провинции бывшей Оттоманской империи - Багдад, Басру и Мосул, основав новое Иракское королевство во главе с королем Фейсалом, сыном хиджазского короля Хусейна. Но республиканский строй, остававшийся в тени иракской монархии вплоть до 1958 года и авторитаризма после нее, не принес стране стабильность и процветание. В колыбели мировой культуры идет жесткая борьба за выживание. Вместо ожидаемых дивидендов борьба крупных держав за авторитет фактически наносит губительные удары по народу страны, богатой энергетическими ресурсами и обладающей очень выгодным географическим положением. Видимо, фраза «нефть пахнет кровью» неспроста родилась именно в Ираке - в стране, которая на протяжении многих лет переживает тяжелые конфликты и страдания. Но ситуация выглядит не совсем безнадежной.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: