25 Ноября 2024

Понедельник, 14:48

ГРАНДИОЗНОЕ ПЕРЕМИРИЕ

США и Китай по-разному интерпретируют заключенное в октябре соглашение

Автор:

01.11.2019

«Сделка, которую я только что заключил с Китаем, является самой великой и большой за всю историю нашей страны для наших великих патриотов-фермеров. Спасибо, Китай!», - написал 12 октября в Твиттере президент США Дональд Трамп. 

Буквально на следующий день новый твитт, в котором утверждается, что Китай уже начал делать сельскохозяйственные закупки: «Моя сделка с Китаем заключается в том, что они НЕМЕДЛЕННО начнут покупать очень большие объемы нашей сельскохозяйственной продукции, не дожидаясь подписания сделки в течение следующих 3-4 недель. И ОНИ УЖЕ НАЧАЛИ! То же относится и к финансовым услугам и другим аспектам сделки...»

О какой же «великой» сделке идет речь? Об устном соглашении по некоторым спорным вопросам торговли, которое было заключено 11 октября в Вашингтоне во время 13-го раунда переговоров между представителями США и КНР? 

Давайте попробуем разобраться, что же произошло в действительности. И начнем чуть раньше, с 8 октября, когда главный советник президента по экономике Ларри Кудлоу организовал для своего шефа брифинг в Овальном кабинете Белого дома с участием приглашенных экспертов. На этой встрече Трамп был проинформирован о том, что продолжающаяся эскалация торговой напряженности между США и Китаем может поставить под угрозу экономику и снизить его шансы на переизбрание в 2020 году. Проведенные в сентябре опросы общественного мнения подтвердили тенденцию к росту числа американцев, обеспокоенных эскалацией торговой войны с Китаем. Рейтинг одобрения экономической политики президента опустился до 46% с июльских 51%. 

Некогда высокая популярность Трампа в фермерских штатах, наиболее пострадавших из-за затянувшейся торговой войны, сменилась на разочарование. Такие штаты, как, например, Айова, сильно зависят от продаж сои в Китай. Экспорт соевых бобов в Китай до торговой войны превышал $12 млрд. в год. В прошлом году этот показатель составил чуть более $3 млрд., что в немалой степени стало причиной разорения более 12 000 ферм. С января по март этого года личные доходы американских фермеров сократились в годовом исчислении на $11,8 млрд. - самое большое падение за последние три года. Поэтому неудивительно, что все больше фермеров стали заявлять, что не будут голосовать вновь за Трампа, если торговая война скоро не закончится.

Спустя три дня состоялось очередное совещание представителей США и Китая, которое не предвещало никакого прорыва в переговорах. Однако в преддверии встречи стало известно, что США отложили на неопределенное время повышение тарифов с 25 до 30% на китайский импорт в размере $250 млрд., которое должно было вступить в силу 15 октября.

Сразу же после встречи Трамп собрал журналистов и заявил, что новые закупки сельскохозяйственной продукции Китаем будут «в два с половиной, в три раза больше», чем ранее, а именно на сумму $40-50 млрд. Это более чем в два раза больше, чем Китай закупал у США в последние годы до кризиса отношений. Правда, письменного подтверждения такого соглашения нет. Да и Китай до сих пор молчит об этом. Его официальные лица сообщают лишь, что переговоры с США проходят успешно, и, возможно, какие-либо договоренности могут быть заключены во время личной встречи Дональда Трампа и Си Цзиньпина на саммите стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества 16-17 ноября. А пока закупки будут совершаться в соответствии с потребностями китайского рынка.

По мнению экспертов, согласие Китая на увеличение закупок американской сельскохозяйственной продукции если и было, может быть отчасти обусловлено срочной необходимостью удовлетворения внутреннего спроса на свинину, так как вспышка африканской чумы свиней привела к уменьшению их поголовья более чем на четверть. Ну а само соглашение, причем устное, больше похоже на временное перемирие, что происходило уже не раз за прошедшие 15 месяцев торговой войны.

 

Это уже было

В декабре 2018 года во время саммита «большой двадцатки» в Буэнос-Айресе две страны, отложив взаимные санкции до окончательного выяснения отношений, согласились на перемирие. Трамп и президент Китая Си Цзиньпин тогда объявили, что заключат соглашение в течение 90 дней. Китай возобновил закупки американской сои. Однако в мае следующего года перемирие было прервано. Каждая из сторон обвинила другую во внесении серьезных изменений в проект соглашения. В итоге США увеличили свои тарифы до 15% на китайские товары на сумму $200 млрд., а Китай отменил обязательства по изменению своих законов в каждой из семи глав проекта торговой сделки: кража интеллектуальной собственности США и торговых секретов, принудительная передача технологий, конкурентная политика, доступ к финансовым услугам и валютные манипуляции. Потом, накануне саммита G20 в Осаке (28-29 июня), Вашингтон и Пекин вновь договорились о «перемирии»…

 

Трамп - лучший друг Пекина?

Интересное предположение делает американский журнал Foreign Policy. В ходе многочисленных неофициальных бесед с китайскими правительственными чиновниками и учеными журналисты выяснили, что в Пекине растет число тех, кто надеется на переизбрание Трампа в следующем году. На фоне роста политического и экономического влияния, а также военного потенциала Китая, считают они, Трамп, всесторонне ослабляя глобальное лидерство США, предоставил Пекину пространство для расширения своего влияния, и не только в Азии. Многие китайцы пришли к выводу, что глобальная политика Трампа, несмотря на санкции и экономическое давление на Пекин, стратегически очень хороша для Китая в долгосрочной перспективе.

В то время как Трамп выводит страну из многосторонних соглашений о торговом сотрудничестве (например, Транстихоокеанское партнерство - ТТП), которые были центральными в международной экономической политике США на протяжении многих лет, Пекин, наоборот, все силы прилагает к созданию таковых. Помимо активно продвигаемого им Нового Шелкового пути («Один пояс - один путь»), Китай активно работает над созданием Всестороннего регионального экономического партнерства (ВРЭП), которое объединит 16 стран Юго-Восточной Азии, включая таких многолетних союзников, как США, Япония, Австралия, Республика Корея, Новая Зеландия и Индия. 

Общий ВВП 16 стран - участниц будущего ВРЭП (49% населения Земли) оценивается в 30% от мирового. Таким образом, им может принадлежать треть мировой торговли. До недавнего времени этот проект считался противовесом «американскому» ТТП. Однако, учитывая тот факт, что США отказались от подписания соглашения по ТТП, эти две зоны свободной торговли вполне могут найти точки соприкосновения и дополнять друг друга, оставляя США за бортом сотрудничества.

Кроме того, действия и заявления администрации Трампа заставляют многие страны усомниться в том, могут ли они рассчитывать на Соединенные Штаты. Последний пример - судьба сирийских курдов.

Доходит даже до курьезов. Последнее, чего ожидали китайские официальные лица, было то, что лидер свободного мира попросит Пекин, стратегического конкурента Вашингтона, вмешаться в предстоящие президентские выборы в США. И это произошло - Трамп заявил журналистам: «Китай должен начать расследование в отношении Байдена. Ведь то, что произошло в Китае, примерно так же плохо, как и то, что произошло с Украиной». Президент США имел в виду слухи о связях сына бывшего вице-президента Хантера Байдена с китайской инвестиционной фирмой. 

Ответ поступил незамедлительно от министра иностранных дел Китая Ван И: «Китай никогда не будет вмешиваться во внутренние дела Соединенных Штатов, и мы верим, что американский народ способен решать свои собственные проблемы». Звучит довольно унизительно. Ну а для китайских коммунистических идеологов такая ситуация просто подарок - прямое подтверждение их слов, что демократия и избирательная система в западном стиле явно переоценены.

Кстати, перемирие, заключенное 11 октября, воспринимается в Пекине как победа Си над Трампом. Ведь «грандиозной» сделкой президент США называет не структурные изменения в экономической политике Китая, на которых до недавнего времени настаивала его администрация, а всего лишь увеличение закупок сельскохозяйственных товаров, которые Китаю и так нужны. 

 

Ущерб обоюдный

Экономика как США, так и Китая сильно пострадала от затягивания торговой войны. Рост ВВП Китая замедлился до 6,2% во втором квартале, что является само по себе самым слабым показателем за 27 лет, но и это не предел. Экономисты полагают, что по итогам года Китай может недобрать и 6%. Экономика США, в свою очередь, в период с апреля по июнь выросла всего лишь на 2%, в то время как в предыдущем квартале было 3,1%. 

И Китай, и США публично заявляют, что торговая война наносит больший ущерб другой стороне. Но, конечно, это не так. Ущерб обоюдный. Каждая сторона также заявляет, что обладает достаточной экономической устойчивостью, необходимой для преодоления затяжного конфликта. Америка, безусловно, менее зависима от внешней торговли, но Китай с его государственной монополией в экономике располагает более мощными финансовыми, монетарными и кредитными инструментами.

И все же под давлением санкций или же из-за замедления роста экономического развития страны, наблюдаемого уже не первый год, Китай все же пошел на некоторые шаги, которые будут способствовать открытости его внутреннего рынка. В частности, китайский регулятор ценных бумаг на днях сообщил о скорой отмене лимитов иностранного владения фьючерсами, ценными бумагами и компаниями взаимных фондов. Премьер-министр Ли Кэцян также заявил, что Китай снимет ограничения на деятельность иностранных банков, брокерских компаний и фирм по управлению фондами.

Таким образом, проблемы, усиливающиеся в обеих странах, могут заставить их лидеров пойти на взаимные уступки и довести нынешнее перемирие в торговой войне до всеобъемлющего соглашения. Которое, правда, надо будет еще и выполнять.


РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

292