Автор: Нурлана ГУЛИЕВА
Мировая «нефтяная эра» близится к закату: пройдет еще несколько десятков лет и нефть станет неактуальным для человечества топливом, и абсолютно все, что с ней связано - крупнейшие добывающие компании, трубопроводы, рынки, войны интересов и т.д., - канет в Лету. Как бы фантастически ни звучал сегодня этот прогноз, он уже признается и участниками рынка, и правительствами нефтедобывающих стран.
Причем произойдет это не потому, что нефть под землей закончится - на самом деле ее может хватить еще не на одну сотню лет. Просто нефть заменят другие, более экологически чистые виды топлива.
Однако, судя по аналитическим выкладкам исследователей британской ВР, до этой «даты Х» нас ждут интересные события, которые могут коренным образом изменить экономические ориентиры стран.
Два вызова топливного рынка
При дальнейшем росте мировой экономики потребление энергии в мире будет повышаться. Так, если обратиться к расчетам мирового энергобаланса, в 2040 году миру потребуется примерно на 30% больше энергоресурсов, чем в 2020-м. При этом, согласно исследованиям различных аналитических групп, исходя из Индекса человеческого развития, 80% населения Земли все еще недополучают необходимую для нормальной жизни энергию. А с учетом того, что число людей на планете будет увеличиваться, а страны, согласно последним тенденциям, должны стремиться к равноправным условиям для своих граждан и ликвидации бедности, то им не останется ничего другого, как продолжать наращивать потребление энергоресурсов. Это один из вызовов, стоящих перед человечеством на сегодня.
Но есть и другой - мировое сообщество столкнулось с необходимостью сокращать выбросы углекислого газа, чтобы избежать экологической катастрофы и глобального потепления. Естественно, выполнять два этих вызова одновременно не удается. Это нереально, пока мировая экономика не будет опираться на энергию возобновляемых источников, - именно такова глобальная цель на ближайшие десятки лет.
Как сказал главный экономист BP по России и странам СНГ Владимир Дребенцов на презентации изданий «Статистический обзор мировой энергетики от BP» и «Взгляд на энергетические перспективы-2040» в Баку, к 2040 году на долю этих источников придется 15%. «На первый взгляд это немного, но если сравнить темпы роста этого вида энергии с приростом в любом другом виде, будет ясно, что они беспрецедентны», - отметил В.Дребенцов.
Тем не менее этого явно недостаточно, чтобы решить проблему выбросов. А посему эксперты предлагают более действенный способ - заменить «вредные» виды топлива, к примеру каменный уголь, относительно «чистыми» - атомной энергией или природным газом. Таким образом, мировые аналитики, в том числе и составители прогнозов ВР, считают, что, начиная с 2030 года, потребность в нефти начнет постепенно падать. «Это чрезвычайно важный вывод для принятия ключевых решений по поводу нефтедобычи уже сегодня. Многие правительства, компании склонны думать, что нужно оставить нефть в земле для будущих поколений. Так вот, как показывают исследования, она попросту будет не востребована уже в ближайшие несколько десятков лет, ее некому будет продавать», - отметил В.Дребенцов.
Словом, совершенно прав был министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии Заки Ямани, который еще в 70-е годы прошлого века сказал: «Каменный век закончился не потому, что в мире кончились камни. Также и нефтяной век закончится не потому, что у нас кончится нефть».
Между тем такие прогнозы вызывают порой неадекватную реакцию со стороны крупных финансовых институтов, отказывающихся в последние годы финансировать проекты, связанные с нефтедобычей. Это крайне неправильный шаг, считают аналитики, так как мир сегодня еще совершенно не готов к полному отказу от нефти. И если по прогнозам к 2040 году потребность в нефти составит 80 млн. баррелей в год, то при отсутствии инвестиций невозможно будет обеспечить и половину этого объема.
Закат нефти
Учитывая все эти тенденции, становится ясно, что уже в ближайшие годы конкуренция на мировом рынке нефти будет расти, при этом расстановка интересов и сфер влияния изменится, и очень серьезно. Дело в том, что набирающая обороты революция «сланцевой нефти» уже нарушает привычный баланс сил и ценовую политику на мировом нефтяном рынке. Судя по исследованиям ВР, сегодня уже однозначно можно сказать, что в нормальных условиях на конкурентном рынке мир может обеспечить себя нефтью при более низких ценах, чем раньше.
«Да, пока влияние на этот процесс ОПЕК достаточно ощутимо - в последние годы картель оперативно реагировал на вызовы «сланцевой революции», на ту излишнюю нефть, которая выходила на рынок. Мы видим, что политика ОПЕК приносила плоды, сокращались коммерческие запасы нефти, и в этот момент цена на нее начинала повышаться. Но проблема нефтяного рынка состоит в том, что такое возможно лишь в краткосрочном плане - как только повышается цена, добыча нефти в США начинает расти еще быстрее. Дело в том, что при более низких ценах используются наиболее перспективные месторождения сланцевой нефти, так называемые sweet spots, но как только цена повышается, начинается добыча и на месторождениях, которые менее продуктивны, но она оправдана при высоких ценах», - отметил В.Дребенцов.
Есть еще одно важное новшество, которое принесла в мировую нефтедобычу «сланцевая революция», - это краткосрочность выхода на рынок нефти. В то время, когда в рамках традиционных методов добычи для того, чтобы нефть попала на рынок, необходимо минимум 5 лет с момента подписания инвестиционного соглашения, то здесь это максимум несколько месяцев. «Поэтому, скорее всего, будет правильно прогнозировать постоянную волатильность цен на нефтяном рынке в недалеком будущем», - отметил В.Дребенцов.
Выгодный газ
Итак, «нефтяная эра» мировой истории близится к закату. А что по поводу газа, коснется ли эта тенденция мирового рынка «голубого топлива», одним из ключевых игроков которого Азербайджан станет совсем скоро?
По мнению аналитиков ВР, ситуация на рынке природного газа очень напоминает тенденции в нефтедобыче. Так, в прошлом году потребление газа росло более высокими темпами, чем в среднем за 10 лет, но при этом прирост и добычи, и потребления пришелся на США. Это также результаты сланцевой революции, только уже газа, которая началась даже раньше нефтяной. Только в 2018 году США смогли нарастить добычу газа на 86 млрд. кубометров. Для сравнения - ни Россия, ни даже бывший Советский Союз не смогли добиться такого прироста за всю свою историю.
Что еще более важно для мировых рынков газа - это то, что параллельно с революцией сланцевого газа происходит революция сжиженного природного газа (LNG). «Эти процессы не были связаны друг с другом, они начались сами по себе, но сейчас мы видим явные результаты совпадения их по времени. Прирост опять же больше всего наблюдается в США, и мы ожидаем, что в дальнейшем именно эта страна и станет крупнейшим поставщиком сжиженного газа», - отметил В.Дребенцов. По его словам, это принципиально новое явление для рынков газа, поскольку раньше глобального рынка этого топлива не существовало: были региональные рынки - североамериканский, европейский, евроазиатский и азиатско-тихоокеанский. И ценообразование на этих рынках как бы «жило своей жизнью», так как рынки были не связаны друг с другом. А вот сжиженный газ выступает той самой движущей силой, которая все эти рынки интегрирует, поскольку танкер с этим товаром может и доплывает практически до любой точки мира. И природный газ с восточного побережья США может оказаться в совсем неблизкой Японии или Корее.
Таким образом, уже наметилась интересная тенденция, когда ценообразование на газ в Азии напрямую зависит от цен на газ в Северной Америке. Словом, цены на «голубое топливо» в США становятся якорем мировых цен на нефть, с чем придется считаться любому поставщику газа, в том числе и Азербайджану, - конкуренция между поставщиками сжиженного и так сказать «трубопроводного» газа будет нарастать с каждым годом.
Вместе с тем также неизбежно уйдет привязанность цены на газ к ценам на нефть - она будет складываться на независимых торговых площадках. «Это уже наблюдается. К примеру, уже лет 6 лет российский «Газпром» продает газ по ценам, привязанным не к нефти, а к ценам на европейских торговых площадках. Во всех газовых контрактах уже есть пункты, учитывающие эти моменты. Поэтому контракты с фиксированными долгосрочными ценами станут неактуальными, поскольку цены на этом рынке будут также меняться», - утверждает В.Дребенцов.
Впрочем, как уже было сказано, учитывая относительную «экологичность» природного газа, рост спроса на него в мировой энергетике будет расти до 2040 года. Поэтому страны, богатые этим ресурсом, внакладе не останутся. Ажиотаж вокруг этого топлива уже начался, что явно прослеживается в активной поддержке ведущих правительств и финансовых институтов глобальных проектов по добыче и транспортировке «голубого топлива». И то, что Азербайджан среди стран, чей газ также с нетерпением ждет мировой рынок, безусловный плюс для экономической устойчивости страны на долгие годы.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: