Автор: Ильгар ВЕЛИЗАДЕ, политолог
Азербайджан в последнее время занимает особое место в военно-политических планах России и США. Свидетельств тому много: это и недавний визит в Азербайджан министра обороны России Сергея Шойгу, и его переговоры с политическим и военным руководством Азербайджана. Кроме того, состоялся визит министра обороны Азербайджана Закира Гасанова в Брюссель для участия в заседании на уровне министров обороны стран, вносящих вклад в миссию «Решительная поддержка» в Афганистане. Там же состоялась встреча министров обороны Азербайджана и США по инициативе американской стороны.
Скорее всего это было связано со значимостью Азербайджана в Каспийском регионе, военно-стратегическое значение которого с каждым годом повышается. Для США на фоне реализации программы поставок грузов в Афганистан маршрут через Азербайджан, а значит, Каспий, в буквальном смысле жизненно важен. Если вспомнить, что южный маршрут - через Пакистан уже длительное время рассматривается как проблемный, учитывая напряженность в отношениях между Пакистаном и США, маршрут через Азербайджан и Каспий является фактически основным.
С другой стороны, Каспий становится все более важной частью российской военной стратегии в регионе. И это связано с тем, что регион находится в непосредственной близости от зон военно-политической напряженности (Черного моря и Ближнего Востока), где российские интересы наиболее четко выражены. Таким образом, процессы, идущие на Каспии и вокруг него, в настоящее время приобретают особую актуальность.
Согласно мирным договорам между Российской империей и Персией (Гюлистанский мир, 1813, и Туркманчайский мир, 1828), только Россия имела исключительное право держать в пределах Каспийского моря военный флот. Эта ситуация была закреплена и в советско-иранских договорах 1921 и 1940 годов, по которым стороны условились присвоить Каспию статус внутреннего водоема, исключающий присутствие в нем любых судов других государств.
«Милитаризация Каспийского моря» как термин
Ситуация изменилась лишь с развалом Советского Союза, когда прежние договоры, а значит, имевший место последние два столетия статус-кво стал существенно меняться. Появление на Каспии четырех новых государств, включая Россию, привело к необходимости создания с их стороны собственных военных флотилий. По вполне понятным причинам это в полной мере относилось и к Ирану.
Усиленное военное строительство на Каспии с легкой руки многих экспертов получило определение как «милитаризация Каспийского моря». Со второй половины нулевых годов этот процесс активно осуществляется согласно национальным планам развития военно-морских сил на Каспии, опирающимся как на тактическое, так и на долгосрочное видение ими своих национальных интересов. При этом остающееся в силе решение стран «Каспийской пятерки» исключить действие военных судов третьих стран на Каспии обязывает их полагаться исключительно на собственные силы в вопросах безопасности.
Значительная разница в размерах, численности населения, внутри- и внешнеполитических приоритетах стран Каспийского моря непосредственным образом сказывается на требованиях, предъявляемых к формированию своих военно-морских сил в данном регионе. В этом аспекте следует отметить, что для Азербайджана, Казахстана и Туркменистана вопросы, связанные со строительством военно-морских сил (ВМС) на Каспии, имеют исключительное значение, поскольку эти страны не имеют выхода к морям Мирового океана и их вооруженные силы в регионе рассчитаны на ограниченное применение.
Между тем Иран, вероятно, рассчитывает на использование акватории Каспийского моря в качестве площадки, находящейся вне зоны действия своих вероятных противников и поэтому более защищенной от возможного удара. По мнению экспертов, в этих условиях, имея более оснащенную группировку в зоне Персидского залива, при необходимости Иран может оперативно перебросить с юга военные катера, увеличив свою группировку на Каспии в полтора раза.
С другой стороны Россия, имеющая в Черном море более мощную группировку, при росте напряженности в отношениях с Украиной и НАТО практиковала переброску некоторых военных судов из Каспийского моря в Азовское и Черное моря через систему Волго-Донского канала.
Как видим, Каспий, находящийся в непосредственной близости от Черного моря, Персидского залива и северо-восточной части Ближнего Востока, где отмечается значительный рост военно-политического напряжения, представляет собой важный позиционный район для действия вооруженных сил РФ и ИРИ, что повышает его геостратегическое значение.
В этой связи обращает на себя внимание трансформация роли, в частности Каспийской флотилии РФ, в свете планов по укреплению своего влияния в восточной части Ближнего Востока и на Среднем Востоке. Оснащение малых ракетных кораблей пусковыми установками, обеспечивающими запуск крылатых ракет малого и среднего радиуса действия, позволяет Каспийской флотилии играть роль средства обеспечения растущих военно-политических интересов России как на Среднем Востоке, так и в Каспийско-Черноморском бассейне.
Формирование каспийской системы безопасности
Азербайджан, в силу своего стратегического положения между Россией и Ираном, находясь одновременно в пределах Каспийского и Кавказского регионов и располагая достаточно оснащенным и мобильным военно-морским флотом, старается максимально дистанцироваться от американо-российского и американо-иранского противостояния. В то же время он принимает активное участие в формировании региональной системы безопасности, которая исключает присутствие военных сил третьих стран в акватории Каспийского моря и одновременно предусматривает усиление в сфере безопасности между всеми пятью государствами региона.
Еще в середине октября командующие военно-морскими силами прикаспийских государств подписали меморандум о взаимопонимании. Церемония подписания прошла в рамках третьей рабочей встречи представителей «Каспийской пятерки» в Санкт-Петербурге. Эксперты отмечают, что документ в значительной степени укрепляет складывающуюся систему каспийской безопасности, предусматривая сотрудничество в сфере безопасности, подготовки кадров, технических и морских спасательных служб.
Напомним, что девять лет назад, 18 ноября 2010 года, именно в Баку состоялся знаковый для прикаспийских стран третий саммит, посвященный вопросам безопасности. Принятые во время саммита прорывные решения в этой чувствительной для стран региона сфере впоследствии нашли отражение в конвенции, определяющей политико-правовой статус Каспийского моря. В частности, речь идет о Соглашении о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море.
В этом соглашении было четко зафиксировано, что комплекс мер по обеспечению безопасности должен включать борьбу с терроризмом, организованной преступностью, контрабандой, незаконным оборотом оружия любых видов и боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, военной техники. В комплекс мер также входят борьба с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, отмыванием доходов, в том числе денежных средств, полученных преступным путем, обеспечение безопасности морского судоходства, борьба с пиратством и пр. В реализации всех этих пунктов Азербайджан занимает ведущие позиции и рассматривается всеми игроками как важнейший партнер.
Формируя каспийскую систему безопасности, такие страны региона, как Азербайджан и Казахстан, стараются в рамках принятых обязательств взаимодействовать и с внерегиональными игроками, основным из которых являются США. Еще в 2018 году Сенат парламента Казахстана разрешил использовать морские порты Курык и Актау для переброски американских военных грузов в Афганистан через Каспийское море. Позже министр иностранных дел этой страны Кайрат Абдрахманов заявил, что на Каспии не планируется размещать американские военные базы: «Речь идет о коммерческом железнодорожном транзите нелетальных грузов через территорию Казахстана для продолжения весьма необходимых для международного сообщества операций в поддержку правительства Афганистана... Естественно, что ни о каких военных базах на Каспии речь не идет», - подчеркнул казахстанский дипломат.
Таким образом, Азербайджан в партнерстве с Казахстаном создает условия по сотрудничеству в сфере безопасности на Каспии различных игроков, нивелируя их интересы так, чтобы они не сталкивались напрямую и были заинтересованы в сохранении мира и стабильности в регионе.
Настрой Баку
В начале года американский журналист Джошуа Кучера, специализирующийся на освещении проблем безопасности в Центральной Азии, в статье для журнала Eurasianet утверждал: «С точки зрения Вашингтона Каспийское море особенно чувствительный фактор в стратегическом плане, потому что оно граничит с Ираном. И США долгое время работали над тем, чтобы помочь Азербайджану противостоять более сильному иранскому военному присутствию на Каспии». Он напоминает о напряженности между Азербайджаном и Ираном на Каспии в 2002 году, когда произошел инцидент с иранскими и азербайджанскими судами: «Это и стало поворотным моментом в решении США усилить морскую безопасность Баку».
Впрочем, у самого Баку на сей счет есть собственное мнение. В октябре нынешнего года и.о. командующего ВМС Азербайджана капитан первого ранга Заур Гумматов на встрече с командующим по первому региону ВМС Ирана, капитаном второго ранга Муджтабой Мохаммеди в порту Бендер-Аббас заявил, что их сотрудничество в Каспийском море на всех уровнях носит конструктивный характер. Баку вовсе не торопится примерять на себе роль соперника какой-либо из стран Каспия и вооружаться против соседей. Это подтверждает достигнутая договоренность, что в будущем Азербайджан и Иран будут проводить совместные операции и учения в условиях более эффективного сотрудничества.
Такой же настрой существует и в отношениях Азербайджана с Россией. Не случайно Баку в числе первых был проинформирован об операции военно-космических сил России против террористов ИГ в Сирии, осуществлявшейся с борта ракетного крейсера «Дагестан». Это показатель высокого уровня доверия, установившегося между Баку и Москвой на протяжении последних лет. Именно этот уровень доверия и составляет сегодня один из краеугольных камней каспийской безопасности, играющих важную роль в обеспечении мира и стабильности в регионе.
В целом каспийская безопасность - это стремительно формирующийся военно-политический феномен, имеющий большое значение не только в системе региональных отношений, но и в мировой политике. И Азербайджан играет в этом процессе все более заметную роль, которая с каждым годом лишь укрепляется.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: