Автор: Натиг НАЗИМОГЛУ
История с культом нацистского генерала Гарегина Нжде в Армении раскрывает подлинную сущность царящей в ней общественно-политической атмосферы. Между тем недопустимость героизации фашизма принимает особый смысл и актуальность в преддверии 75-летия Победы над фашизмом.
Момент истины
Толчок разоблачению фактов героизации фашизма в Армении на международном уровне дал президент Азербайджана Ильхам Алиев. Выступая на состоявшемся 11 октября заседании Совета глав государств СНГ в Ашхабаде, он затронул тему общественно-политических мероприятий в канун 75-летия Победы над фашизмом и обратил внимание своих коллег на установление в центре Еревана памятника пособнику Гитлера Гарегину Тер-Арутюняну (Нжде). Ильхам Алиев призвал новое руководство Армении во главе с Николом Пашиняном снести этот памятник, тем более что оно позиционирует себя в качестве демократической власти.
Однако сидевший рядом и явно застигнутый врасплох обличительной речью главы азербайджанского государства Пашинян предпринял попытку оправдания Нжде. Попытку довольно жалкую и откровенно позорную, поскольку аргументы, которыми решил оперировать армянский премьер, не только продемонстрировали в очередной раз настоящую степень его профпригодности, но и вызвали шквал возмущения на постсоветском пространстве.
Чем дальше в лес, тем больше дров
Теперь эта тема превратилась в одну из главных, на которую армянскому премьеру приходится реагировать в своих выступлениях и интервью. Но в отчаянном стремлении обелить армянского фашиста Пашинян поставил его в один ряд с узником ГУЛАГа, великим русским писателем Александром Солженицыным. Сравнение кощунственное, поскольку Солженицын был участником Великой Отечественной войны, получил ряд высоких наград за боевые заслуги, а в лагере оказался по причине своего критического отношения к сталинскому режиму, а не за измену Родине и пособничество нацистам.
Позже армянский премьер разошелся еще больше и уже на состоявшейся в Ереване встрече с представителями ведущих российских СМИ постарался поставить знак равенства между Нжде и советскими деятелями - маршалом Ованесом Баграмяном и наркомом иностранных дел СССР Вячеславом Молотовым. С последним, в частности, по той причине, что «Молотов тоже имел общение с представителями Третьего рейха». Выходит, что Пашинян не видит разницы между общением с представителями гитлеровской Германии в качестве главы внешнеполитического ведомства СССР и службой делу рейха. А значит - армянский премьер подспудно поддерживает получившую хождение в неолиберальных западных кругах мысль о том, что гитлеровская Германия и Советский Союз одинаково несут ответственность за развязывание Второй мировой войны. Пашиняну кажется, что так легче обосновать ценность Нжде для армян, поскольку тот, дескать, «боролся против турецкой оккупации!» А то, что «борец против турецкой оккупации» служил фашистской Германии, на фронтах войны с которой погибли, в том числе, и 200 тыс. армян, для Пашиняна и иже с ним не имеет никакого значения. Главное для них, что Нжде боролся против турок: «Не должно быть ни одного дня без борьбы с турком», а не то, что он был нацистом: «Кто погибает за Германию, тот погибает за Армению» и основателем идеи армянского нацизма «цехакрон»: «Надо, наконец, научиться действовать у Гитлера».
Вызывает ли подобная позиция армянского премьера удивление? Вовсе нет, ведь Пашинян - нынешний лидер Армении, государства, которое возвело в ранг своей официальной политики агрессию и территориальные притязания к соседям - Азербайджану и Турции. Прежние армянские власти в лице Республиканской партии, возглавляемой Сержем Саргсяном, официально руководствовались идейно-политическим наследием Нжде, идеологией «цехакронизма», проповедующей ненависть на национальной и этнической почве. Основоположник этой идеологии, еще задолго до того, как стал пособником нацизма, опробовал на практике фашистские методы уничтожения лиц «враждебной расы». В 1918-1920 годах военными формированиями, возглавляемыми Нжде, были убиты более 10 тыс. азербайджанцев - коренное население Зангезура. Эту «славную» традицию продолжили современные армянские палачи, осуществившие уже в 1988-1994 годах массовые убийства мирного азербайджанского населения, жесточайшие этнические чистки в отношении азербайджанцев Карабаха.
Поэтому и предстают столь жалкими и бессмысленными попытки Пашиняна убедить остальной мир в героизме фашиста Нжде. Не случайно они вызвали неприятие в России, политические и общественные круги которой все громче требуют от официального Еревана положить конец героизации пособников фашизма. И пусть Армения пока еще продолжает оставаться союзником России, Москва все же дает понять неприемлемость подобной практики, что особенно важно в преддверии 75-летия Великой Победы, которое широко будет отмечаться на постсоветском пространстве.
Лицо армянского нацизма
Показательна история вокруг другого памятника Нжде, который был установлен уже в России, на территории армянской церкви в городе Армавир в 2012 году. Речь идет о мемориальной стеле в честь фашиста Нжде и Андраника Озаняна - еще одного палача азербайджанцев и турок в период конца XIX - начала ХХ века. Депутат городской думы Армавира Алексей Виноградов закрасил черной краской памятную доску со словами «Нацизм в России не пройдет!» Этот шаг был поддержан целым рядом российских политиков и общественных деятелей, не говоря уже об одобрении антифашистского демарша Виноградова большей частью населения самого Армавира.
Логическим итогом стало то, что 30 ноября по указанию городских властей мемориальная доска Нжде была полностью демонтирована.
Армения попыталась опротестовать данное решение. Посольство Армении в России выразило «глубокое возмущение» в связи с действиями Алексея Виноградова как «не соответствующими духу армяно-российских взаимоотношений». В Ереване, похоже, полагают, что героизация фашиста Нжде как раз соответствует духу отношений с Россией, сыгравшей вместе с другими республиками бывшего СССР ключевую роль в разгроме гитлеровской Германии.
Удивительную «дипломатичность» при оценке демонтажа армавирскими властями мемориальной стелы в честь Нжде проявил и глава МИД Армении Зограб Мнацаканян. Теша себя иллюзией относительно возможного восстановления этого памятника, он умудрился сослаться на якобы неприкосновенный статус территории армянской церкви и ее собственности, поскольку «церковь отделена от государства». Иными словами, Мнацаканян чуть ли не открытым текстом представил дело так, будто территория армянской церкви в российском городе Армавире не находится под юрисдикцией самого российского государства. Таково еще одно проявление подлинного уровня профпригодности политического руководства Армении.
Между тем пока новоиспеченное руководство Армении тратит время и силы на то, чтобы доказать, прежде всего, России обоснованность героизации Нжде, молодая поросль цехакронистов открыто перешла к конкретным антироссийским действиям. Пострадал при этом памятник русскому поэту и дипломату Александру Сергеевичу Грибоедову в Ереване, облитый краской неким Шагеном Арутюняном, до недавнего времени являвшимся помощником одного из депутатов от фракции «Мой шаг» - блока Никола Пашиняна.
Памятнику досталось несмотря даже на то, что сам Грибоедов сыграл значительную роль в переселении десятков тысяч армян на Кавказ, главным образом территорию Северного Азербайджана, включая и Карабах. «Благодарные» потомки тех самых переселенцев осквернением памятника Грибоедову отдали должное усилиям русского дипломата на стезе предоставления армянам «постоянного Отечества» за счет азербайджанских земель. И как тут не вспомнить о признании самого Грибоедова относительно «внушений», которые Российская империя делала азербайджанцам для того, «чтобы помирить их с нынешним их отягощением», «искоренить из них опасение насчет того, что армяне завладеют навсегда землями, куда их первый раз пустили»…
Российская реакция
«Армавирский» Нжде и армянская реакция на его демонтаж, включая осквернение памятника Грибоедову в Ереване, буквально взбудоражили российское общественное мнение. Такие влиятельные политики, как председатель Государственной думы России Вячеслав Володин, глава комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников, первый заместитель председателя Совета Федерации РФ по международным делам Владимир Джабаров, поддержали демонтаж памятника Нжде в Армавире. Видные общественные деятели России - писатель Александр Проханов, публицист Максим Шевченко, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко и другие осудили попытки увековечения нацистов, переписывания истории, выходящее за все рамки почитание Нжде в Армении.
Осуждением героизации фашизма в Армении проникнуты и материалы российских СМИ. Так, газета «Новые Известия» пишет: «Осужденный к высшей мере послевоенного сталинского правосудия (то есть на 25 лет лагерей ввиду отсутствия тогда смертной казни), Тер-Арутюнян не был реабилитирован ни советской, ни нынешней российской юстицией, поскольку пособники фашистов у нас не считаются жертвами массовых репрессий. Проще говоря, в России фигура Нжде прочно стоит в одном ряду с генералом Власовым, Бандерой, Шушкевичем».
Далеко идущие выводы из охватившей текущие армяно-российские отношения «войны памятников» делает издание news.ru: «За что же Александра Сергеевича? Армянские радикалы плюнули в собственную историю. Шаген Арутюнян не был в курсе истории собственного народа? Или он принадлежит к той части молодежи, что и родства не помнит? Или такой бессмысленный ксенофобский приступ - отражение общей атмосферы, сложившейся в стране?»
А вот мнение info24.ru: «Премьер-министр Армении Никол Пашинян предлагал провести аналогию между Нжде и министром иностранных дел СССР Вячеславом Молотовым, который «тоже имел общение с представителями Третьего рейха»… Вероятно, раз уж в Армении на высшем уровне допускаются заявления с подобными натяжками, то не стоит удивляться действиям националиста Арутюняна, выбравшего Грибоедова мишенью для своей бессмысленной мести. Вряд ли после таких реляций к официальному Еревану придет понимание, что установленная на местечковом уровне некими членами диаспоры мемориальная доска Нжде в России и памятник положившему жизнь за освобождение армян Грибоедову в Армении отличаются друг от друга в той же степени, в какой «общение» Нжде с нацистами отличалось от переговоров, которые вынужден был вести с ними Молотов».
Не скрывает своего возмущения демаршами армянской стороны и politnavigator.net: «В чем провинился русский писатель Грибоедов перед армянскими нациками? Несмотря на обещания армянской стороны разобраться и негативную реакцию членов Совета Федерации РФ, потребовавших наказать ополоумевшего нацика, есть серьезные основания считать, что армянская сторона заболтает скандал, а виновник отделается легким испугом, вроде штрафа… На территории Армении нет памятников русским коллаборационистам, и поэтому измазать краской в отместку памятник Грибоедову, никогда и ничего плохого армянскому народу не сделавшему, выглядит запредельной подлостью… Небольшое погружение в тему показывает, что фашнюк Нжде возведен в ранг «национального героя Армении» на официальном уровне, а его личный «Майн кампф» под названием «цехакрон» является национальной доктриной современной Армении… Самое «трогательное» при этом, как вокруг нацистской мрази и его идеологии спелись «презренные коррупционеры старой власти» и «новые революционно-демократические силы».
Наконец, информационный портал sm-news.ru обнародовал архивные документы, связанные с судебным процессом над Нжде, однозначно доказывающие, что этот «национальный герой Армении» в период Второй мировой войны сотрудничал с разведывательными органами фашистской Германии с целью ведения подрывной работы против частей Советской армии, занимался вербовкой и подготовкой людей для выполнения заданий германских разведывательных и контрразведывательных органов, входил в состав созданного в Берлине «Армянского национального совета».
Российский историк и правовед Олег Кузнецов полагает в этой связи: «Публикация фрагмента протокола Особого совещания при министре государственной безопасности СССР от 24 апреля 1948 года стала еще одним доказательством непримиримости позиции Кремля к героизации нациста Нжде в любой форме и в любом месте. Этим своим шагом политическое руководство России еще раз показало, что снос мемориального знака коллаборанту Нжде в городе Армавире Краснодарского края был санкционирован на самой вершине пирамиды власти, и Кремль ждет от официального Еревана скорейшего осуществления аналогичных действий на своей территории. Из Москвы в Ереван в очередной раз в совершенно недвусмысленной и категорической форме поступил не просто намек, а совершенно конкретный посыл в кратчайшие сроки свернуть государственную политику героизации нацизма и ликвидировать любые намеки на ее реализацию в прошлом».
Последний тезис особенно примечателен. Действительно, в преддверии 75-летия Победы в Великой Отечественной войне - общего праздника для стран постсоветского пространства - наличие на территории одной из них - Армении памятника нацистскому преступнику будет оскорблением памяти миллионов людей, ставших жертвами фашизма. И не случайно, что в заявлении глав государств - участников СНГ, принятом в связи с 80-летием начала Второй мировой войны, которое, кстати, вынужден был подписать и армянский премьер Пашинян, осуждаются «реабилитация и героизация нацистских преступников и их пособников, совершивших тягчайшие преступления в годы Второй мировой войны».
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: